Два крещения по прп. Симеону: водой и Духом. Первое -- прообраз второго

Православный христианин
+++Когда человек приходит к Богу через веру в Иисуса Христа, то во Христе он имеет освобождение от грехов и новую жизнь – рождение свыше от Святого Духа.

Редко когда бывает, что человек рождается от Духа в крещении, как в евангельские времена. Иначе все бы имели самодвижную молитву и созерцали духовный мир. Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе. И "если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное" (Ин. 3:5).

Прп. Симеон пишет:

"35. Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением – тем крещением, о котором говорит Господь в Евангелиях: Если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3:5). И еще: Если кто не родится свыше (Ин. 3:3); сказав же “свыше”, Он имел в виду рождение от Духа.
36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина" (СНБ, Главы богословские и практические).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
«По этой причине божественная энергия для того, чтобы двигаться в нас, совершенно не нуждается ни в нашей воле, ни в естественном стремлении» (прп. Каллист Ангеликуд).

+++Вот, смотри как интересно получается: с одной стороны, божественная энергия совершенно не нуждается в нашем усилии, а с другой стороны: Царство Небесное силою берется. Как это понять?

Я понимаю это так. Царство Небесное силою берется, то есть божественная энергия (хотя и дается в дар) приобретается (и) собственными усилиями по очищению сердца. Но будучи уже получена "божественная энергия для того, чтобы двигаться в нас, совершенно не нуждается" в наших собственных усилиях (а только в одном внимании к ней).

Или иначе, подвижник на начальной стадии делания (из триады делание-созерцание-обожение) очищает собственными усилиями сердце и привлекает этим призывающую благодать, которая своими озарениями поощряет его, но действует недолго и не явным для подвижника образом, побуждая его к дальнейшим собственным усилиям по предочищению сердца. Но вот наконец, в одному Богу известное время, призывающая благодать сменяется постоянно действующим в сердце источником божественных энергий, отчетливо созерцаемых подвижником, хотя и умным зрением, духовно. Это одномоментное событие называется рождением от Духа. В дальнейшем подвижник не нуждается в собственных усилиях по очищению сердца. Движение божественных энергий в сердце делает это само. От подвижника требуется только внимание к нему.
 
Православный христианин
Прп. Макарий Великий. Слово 58:
--------
«Блаженный апостол Павел, строитель Церкви, всегда заботясь об истине и не желая, чтобы, по причине неведения, послушные Слову имели преткновение, явил отчетливее и яснее сущность истины и представил совершенную тайну христианства, заключающуюся в каждой верующей душе, так чтобы силою Божественного действия на самом опыте познать, что такое бывающее святым душам озарение Духа небесным светом в откровении и в силе, дабы кто, подумав, что просвещение Духа приходит только в результате знания, не лишился, вследствие неведения или пренебрежения, более совершенной тайны благодати, но гораздо тверже познал, что осияние души, бывающее для достойных сего, происходит через откровение умного и небесного света, — для этого… он представил оную бессмертную славу Духа, которая в откровении ныне на бессмертном лике внутреннего человека у достойных воссиявает вечно, и бессмертно, и непреходяще. Говорит он следующее: «Мы же все», то есть в совершенной вере родившиеся от Духа, «открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»; «открытым лицем» — то есть лицом души: «Но когда обращаются ко Господу, покрывало снимается. Господь же есть Дух». Из этого ясно, что он показал и представил существование «покрывала» мрака зла, которое, войдя в человеческую [природу] вследствие Адамова преступления, покрыло душу (человека), а теперь озарением небесного духовного света «снимается» с верных и достойных душ; для того и было пришествие Господне, чтобы истинно верующие достигали такой степени святости».
----------
Здесь Макарий рождение от Духа называет «совершенной тайной христианства», которая осуществляется не в результате знания, а в сердце через «осияние и откровение умного и небесного света». Эта слава сияет «на бессмертном лике внутреннего человека» и созерцается по ап. Павлу «открытым лицем», умом, с которого снято «покрывало тьмы».
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Редко когда бывает, что человек рождается от Духа в крещении, как в евангельские времена. Иначе все бы имели самодвижную молитву и созерцали духовный мир.
Евгений, Вы, пожалуй ошибаетесь. Правильно исполненное Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа в православной Церкви всегда, как я думаю, приводит к духовному рождению человека независимо от того, в какие времена оно совершается.

Преп. Иоанн Дамаскин: «Исповедуем же едино крещение во оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Крещение обозначает смерть Господа (Рим. 6, 3). Ведь крещением мы спогребаемся Господу, как говорит божественный Апостол (Кол. 2, 12). Следовательно, подобно тому как однажды совершилась смерть Господа, поэтому и креститься должно однажды; но креститься, по слову Господа, во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), каковыми словами научаемся исповеданию Отца и Сына и Святого Духа. Поэтому, если те, которые крещены во [имя] Отца и Сына и Святого Духа и научены тому, что в трех Ипостасях едино естество Божества, после перекрещиваются, то они снова распинают Христа, как говорит божественный апостол. Невозможно бо просвещенных единою... паки обновлять в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих (Евр. 6, 4, 6). А тем, которые не крещены во имя Святой Троицы, должно перекрещиваться…
Хотя отпущение грехов дается через Крещение всем равно, однако благодать Духа сообщается по мере веры и предварительного очищения. Итак, теперь через Крещение получаем начатки Святого Духа, и возрождение делается для нас началом другой жизни, и печатью, и охраною, и освящением.
Но должно всею силою твердо хранить самих себя чистыми от скверных дел, чтобы нам снова не сделать себя рабами греха, возвратившись назад, подобно тому как пес на свою блевотину (2Пет. 2, 22). Ибо вера без дел мертва (см. Иак. 2, 26), равным образом и дела без веры. Ибо истинная вера оценивается через дела
» (Глава 9 (82). О вере и Крещении).

А про того, кто, хотя и духовно родится, но не принесет плода веры, сказано Иоанном, что Христос будет крестить не только Святым Духом, но и огнем. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матф.3:10-12).
У святых отцов нет единого мнения об этом огне.
Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие по Матфею (Мф.3:11-12).
«Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. [Это значит] или то, что Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, как говорят Деяния Апостолов, Он возник в виде огня над каждым из верующих (Деян. 2:3), и исполнилось слово Господа, Который говорит: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк. 12:49); или то, что в настоящее время мы крестимся Духом, а в будущем - огнем, с каковым значением этого места согласно и слово апостола: И огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор 3:13)».

Я понимаю эти слова о том, что "огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1 Кор 3:13) следующим образом. – Многие уходят из жизни с нераскаянными грехами. Так происходит хотя бы потому, что после последней исповеди или причастия сказал праздное слово, позавидовал, посмотрел с вожделением, осудил кого-либо и т.д. На том свете у некоторых случится мучительное душевное раскаяние за эти грехи. Это раскаяние настолько мучительно, что оно подобно огню, сжигающему солому сухую или ветку бесплодную и высохшую. Этот огонь будет очищать (сжигать) оставшиеся грехи до тех пор, пока все они не уничтожатся в покаянии и в исповедании веры в Христа при Втором Его Пришествии. Огонь неугасимый в том смысле, что никому, ушедшему на тот свет даже с малейшими грехами, не избежать этого огня. Никто не может надеяться, что имея нераскаянные грехи, может избежать этого огня.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея (Мф.3:12).
«Не думайте, что когда креститесь от Него и потом будете грешить, то Он простит вас; Он имеет лопату, то есть рассмотрение и суд. И Он очистит гумно Свое то есть церковь, которая имеет много крещеных, подобно тому как на гумно с поля собирается все, но одна часть из собранного оказывается плевелами, каковы легкомысленные и движимые духами злобы, а другая пшеницею – это те, которые другим и пользу приносят и питают учением и делом…и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым».

Христос вечно посылает Свою любовь Творению Своему. Но тот, кто даже воскреснув при Втором Пришествии Его, не откликнется на Его любовь, не примет ее, не наполнит своей любовью, не отдаст ее Ему в преумноженной силе, кто только поглощает грехами своими энергию неугасимого огня любви Божией, тот и будет вечно гореть в мучениях, закрыв грехами своими нераскаянными, гордостью, завистью, самолюбием и ненавистью к Богу путь любви Христовой в душу свою.
См. также тему "О возможности посмертного крещения Святым Духом и огнем".
Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе. И "если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное" (Ин. 3:5).
В Крещении от воды и Святого Духа нельзя сказать, что здесь есть два крещения – одно от воды, а другое от Духа. Крещение водой в Христовом Крещении вовсе не прообраз, а есть неотъемлемая часть самого православного Крещения.

Преп. Иоанн Дамаскин: «Он через Свою страсть избавил нас от тления; из святого и непорочного Своего ребра излил нам источник (см. Ин. 19, 34) отпущения грехов: воду – для возрождения и омытия как греха, так и тления, кровь же – как питье, доставляющее вечную жизнь. И Он дал нам заповеди: возрождаться водою и Духом (см. Ин. 3, 5), когда Святой Дух, через молитву и призывание, приходит на воду. Ибо так как человек – двойной: из души и из тела, то Он дал нам двоякое и очищение: с одной стороны, водой, с другой – Духом. Духом, восстановляющим в нас бывшее по образу и по подобию, водой же, с помощью благодати Духа очищающей тело от греха и освобождающей от тления, также водой, выражающей образ смерти, а Духом, доставляющим залог жизни».

Когда при создании Творения Дух Божий носился над водой, он оживотворял и освящал воду и через нее все, что связано с водой, оживотворял. Теперь же, после воплощения, Крестной смерти и Воскресения Христа, Дух Святой, посланный Христом от Отца для завершения дела Сына Божия, освящает воду для очищения, освящения и рождения души и тела человека к вечной жизни.
Пока Христос не воскрес и не вознесся на Небеса, пока не пришел Святой Дух, посланный Им от Отца, не было истинного Крещения водой и Святым Духом к духовному рождению для вечной жизни. «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Иоан.4:2). Причем крестили ученики иоанновым крещением – водой в покаяние. И именно такое крещение было в те времена прообразом и подготовкой к Крещению водой и Святым Духом.
Только после схождения Святого Духа стало возможным Крещение водой и Святым Духом. Причем, так как Святой Дух все время посылается Христом от Отца, то можно сказать, что и Христос участвует в каждом Крещении так же, как Отец и Святой Дух. И вода здесь необходима для освящения не только души, но и тела.

Прп. Максим Исповедник: «Одни возрождаются через воду и дух (Ин. 3:5), а другие принимают крещение Духом Святым и огнем. Я думаю, что все четыре - вода, дух, огонь и Дух Святой — суть один и тот же Дух Божий. Для одних Святой Дух, как смывающий внешнюю телесную грязь, есть вода; для других, как свершающий благие [дела] добродетели, Он есть просто дух; для третьих, как очищающий внутренние пятна [греха] в глубине души, Он есть огонь; для четвертых, подобных великому Даниилу, Он, как Дарователь мудрости и ведения, есть Дух Святой. И от различия действия на субъект единый и тот же самый Дух получает различные наименования» https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.3:11&r
 
Православный христианин
А как Вы относитесь к словам прп .Симеона о двух крещениях, которые я привел:

"...36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина" (СНБ, Главы богословские и практические).

Преподобный здесь ошибся?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
К слову говоря, Дамаскин пишет о многих типах крещения, а не (только) об одном.
ТИПВ: «Шестое крещение – через покаяние и слезы, истинно трудное» и др.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
А как Вы относитесь к словам прп .Симеона о двух крещениях, которые я привел:
"...36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина" (СНБ, Главы богословские и практические).
Преподобный здесь ошибся?
Что значит ошибся? Это частное мнение преп. Симеона. У святых отцов иногда встречаются высказывания, которые не просто различны, но и противоречат по смыслу высказываниям других святых отцов. Это допустимо, если в этих высказываниях нет противоречий православным догматам. Чтобы понять это короткое высказывание, надо обратиться к другим высказываниям его о Крещении.

А как Вы понимаете, что «В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа»?
Что значит преднаписует и предзнаменует?
«Преднаписует слезы», а где же покаяние, как отречение от греха? Погружение в воду означает готовность очиститься и умереть для греха, а не просто плач о грехах.
И что означает второе крещение? Это крещение Святым Духом? Но разве в так названном «первом крещении» водой Он не участвует? Нельзя в Крещении отделять Святого Духа от воды.

Возможно, что я понимаю высказывание преп. Симеона неправильно. Растолкуйте подробнее, что здесь имел ввиду преподобный и почему в связи с этим это важно знать. Кто кроме преп. Симеона говорит о двух раздельных крещениях в Крещении от воды и Святого Духа?
К слову говоря, Дамаскин пишет о многих типах крещения, а не (только) об одном.
ТИПВ: «Шестое крещение – через покаяние и слезы, истинно трудное» и др.
Хотя говорят о различных крещениях, но есть только одно Крещение, от которого человек с душой и телом духовно рождается заново (от Нового Адама) – это Крещение от воды и Святого Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа. И только в этом Крещении происходит очищение от первородного греха.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я думаю, что в одном смысле говорится об одном крещении, в другом смысле -- о двух и в третьем -- о многих. Третий мы сейчас не рассматриваем. А об одном крещении (у множества отцов и в Символе Веры) говорится (в основном) в том смысле, что христиан (крестившихся по правильной форме) не перекрещивают, поэтому крещение одно.

Но нас сейчас интересует, в каком смысле у некоторых отцов говорится о двух крещениях. Что это за второе крещение? Тут надо сразу отметить, что это событие не частое и в своем роде таинственное, потому и упоминается у отцов не часто, и я бы сказал, прикровенно. Иногда (особенно в Евангельские времена) оно совпадает с (первым) крещением, но чаще нет, потому что крещаемый к этому еще не готов. Каковы признаки этого события? Кратко говоря, крещаемый вторым образом начинает видеть духовный мир, становится, по выражению отцов, созерцательным, рождается от Духа. Конечно, в первом крещении, в каком-то смысле, крещаемый тоже рождается от Духа, но это рождение только прообраз второго, духовного мира он не видит.

"78. Деятельный родился одним, присущим каждому человеку, рождением, отчего и один мир увидел, и свет один — чувственный. А созерцательный после этого [рождения] и другим родился, которое не от кровей, или хотения плоти, или мужа, но от благодати; почему и мир другой, после того, в который он был приведен, видит, и свет другой — умный, невещественный, не [имеющий] цвета, в каковых [вещах] радуется душа [так же], как чувство — в [вещах] чувственных, и настолько больше, насколько душа превосходит тело, и [насколько] умное и присносущее [превосходит] чувственное и преходящее" (прп. Каллист Ангеликуд, Слово 28).

О другом, даст Бог, несколько позже...
 
Крещён в Православии
(ВО прп Максим)
Вопрос 6
Если, согласно святому Иоанну, «рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить» (1Ин. 3:9), а рожденный от воды и Духа (Ин. 3:5) – рожден от Бога, то как мы, рожденные от Бога через [святое] крещение, можем согрешать?

Ответ. Двояк образ нашего рождения от Бога: один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности, другой же – приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу. Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности, в одной только вере, другой же – сверх веры, по действенному познанию, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному. В ком созерцается первый образ рождения, в тех еще присутствует (если, конечно, они того пожелают) возможность грехопадения, потому что воля их не стала еще чистой от плотского пристрастия настолько, чтобы быть определенной Духом в самом действительном причастии познанным божественным тайнам. Ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения …
--------------------

если чуть по тексту:
- " один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности" что видимо = " Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности, в одной только вере"
- " приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу" что видимо = " сверх веры, по действенному познанию, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному"
насколько я понимаю в данном случае прп Максим в первом случае имеет ввиду веру как веру от слушания, а во втором случае веру как ипостась (Евр.11:1 ἔστιν δὲ πίστις ἐλπιζομένων ὑπόστασις πραγμάτων ἔλεγχος οὐ βλεπομένων. (Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом)). Обряд крещения = усыновление в состоянии возможности, второе рождение, рождение по Духу (тут же рядом – "не будете как дети") = вера становится как ипостась, " по действенному познанию", действительное, опытное, осознанное познание действий благодати (Духа).
 
Православный христианин
(ВО прп Максим)
Вопрос 6
Если, согласно святому Иоанну, «рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить» (1Ин. 3:9), а рожденный от воды и Духа (Ин. 3:5) – рожден от Бога, то как мы, рожденные от Бога через [святое] крещение, можем согрешать?

Ответ. Двояк образ нашего рождения от Бога: один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности, другой же – приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу. Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности, в одной только вере, другой же – сверх веры, по действенному познанию, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному. В ком созерцается первый образ рождения, в тех еще присутствует (если, конечно, они того пожелают) возможность грехопадения, потому что воля их не стала еще чистой от плотского пристрастия настолько, чтобы быть определенной Духом в самом действительном причастии познанным божественным тайнам. Ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения …
--------------------

если чуть по тексту:
- " один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности" что видимо = " Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности, в одной только вере"
- " приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу" что видимо = " сверх веры, по действенному познанию, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному"
насколько я понимаю в данном случае прп Максим в первом случае имеет ввиду веру как веру от слушания, а во втором случае веру как ипостась (Евр.11:1 ἔστιν δὲ πίστις ἐλπιζομένων ὑπόστασις πραγμάτων ἔλεγχος οὐ βλεπομένων. (Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом)). Обряд крещения = усыновление в состоянии возможности, второе рождение, рождение по Духу (тут же рядом – "не будете как дети") = вера становится как ипостась, " по действенному познанию", действительное, опытное, осознанное познание действий благодати (Духа).
Спасибо! Отличная цитата. На мой взгляд, прп. Максим (МИ) в ней говорит о двух образах крещения то же, что и прп. Симеон (СНБ), да и странно было бы ожидать чего-либо иного. С одной существенной поправкой. Он ко второму способу относит сразу обожение, а не, для начала, созерцание (как у прп. Каллиста (КА)) из аскетической триады делание-созерцание-обожение. Отсюда безгрешность после второго крещения у МИ, свойственная обожению, а не созерцанию, после которого еще остается возможность согрешить. Но это детали концепции двух крещений, а в целом -- чудное согласие.
 
Православный христианин
К слову. Здесь же в вопросоответе МИ, как бы невзначай, делает следующее замечание.

"Причастный этому [обожению] в опытном познании не может уже отступать от того, что однажды реально было познано на деле, и [прилепиться] к чему-либо другому помимо него и выдающему себя за него, подобно тому, как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе".

Казалось бы, что такого. Типичный образ. Типичный-то типичный, но сказанный в расчете на "кто знает тот поймет". Речь идет о видении на определенном этапе Христа в виде диска Солнца (о чем мы говорили в других темах). Мы-то знаем это от других более поздних святых или от сирийцев (ср. Иоанн Дальятский взывает ко Христу такими словами: «О, Светило, восходящее из сердца и являющееся в уме (bhawnâ) …»). Но тогда это было расчитано на тех, кто знает об этом из собственного опыта.
 
Крещён в Православии
Спасибо! Отличная цитата. На мой взгляд, прп. Максим (МИ) в ней говорит о двух образах крещения то же, что и прп. Симеон (СНБ), да и странно было бы ожидать чего-либо иного. С одной существенной поправкой. Он ко второму способу относит сразу обожение, а не, для начала, созерцание (как у прп. Каллиста (КА)) из аскетической триады делание-созерцание-обожение. Отсюда безгрешность после второго крещения у МИ, свойственная обожению, а не созерцанию, после которого еще остается возможность согрешить. Но это детали концепции двух крещений, а в целом -- чудное согласие.

//Отсюда безгрешность после второго крещения у МИ//

думаю безгрешность не в абсолютном понимании

"Причастный этому [обожению] в опытном познании не может уже отступать от того, что однажды реально было познано на деле, и [прилепиться] к чему-либо другому помимо него и выдающему себя за него, подобно тому, как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе."

- думаю имеется ввиду - не может ошибочно принять за Солнце (=Бога) что-либо другое (другой свет)



"у таких [людей] произволение явно стало безгрешным по навыку в добродетели и ведении"

- произволение безгрешное не по природе (свобода произволения), а по "по навыку в добродетели и ведении"



(денница, насколько помню, был из высшей иерархии ангельской, но таки пал)

----------------------

и чуть про "обОжение". В самом общем смысле мы все, да и весь мир обОжен, поскольку "мы Им живем, движемся и существем", Бог мир сотворил+содержит+промышляет, т.е. и мы (человеки, причем – все), и все существующее причастно благодати (нетварной энергии (действию Бога), действие которой многоразлично). Можно попробовать сказать так – дойдя на своем пути до той степени обОжени (когда причастие опытно_осознанно) человек не перепутает Божественное действие (имеется ввиду мысли, помыслы, понимания как откровения, образы …) от действий лукавых, старающихся развести, обмануть, преподать "обманку" в любом виде. Ну и человек из нижеествественного состоянии, которое он знает по опыту (когда даже от мерзких мыслишек корежит по_взрослому), дойдет до осознанного, опытного причастия Богу "по навыку в добродетели и ведении" видимо должен быть весьма утвержденным мазохистом дабы вернуться взад )
 
Крещён в Православии
К слову. Здесь же в вопросоответе МИ, как бы невзначай, делает следующее замечание.

"Причастный этому [обожению] в опытном познании не может уже отступать от того, что однажды реально было познано на деле, и [прилепиться] к чему-либо другому помимо него и выдающему себя за него, подобно тому, как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе".

Казалось бы, что такого. Типичный образ. Типичный-то типичный, но сказанный в расчете на "кто знает тот поймет". Речь идет о видении на определенном этапе Христа в виде диска Солнца (о чем мы говорили в других темах). Мы-то знаем это от других более поздних святых или от сирийцев (ср. Иоанн Дальятский взывает ко Христу такими словами: «О, Светило, восходящее из сердца и являющееся в уме (bhawnâ) …»). Но тогда это было расчитано на тех, кто знает об этом из собственного опыта.

что понимать по светом? я понимаю в данном случае свет как истинные знания от Премудрости о том для чего был создан человек, почему сейчас он (человек), да весь существующий мир, таков, каков он есть, цель, смысл жизни (пути) человека, каков он (путь) должен быть (этапы), что есть умный мир, почему именно крестная смерть Спасителя спасла человека (всех человеков), от чего/кого спасла, …, почему разорвалась завесь в храме, что значит "спасение", ….

" как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе"

уфф ), таких вещей нужно касаться очень аккуратно, не мне неразумному знать, ну если как вариант не претендующий ни на что

небо – умное небо, умный мир, Солнце это Бог, это уже высшая ангельская иерархия, видеть Солнце это уже "уровень", причастие по опыту, уже по прохождении научения по всей ангельской иерархии и приснодвижный покой

- приснодвижный покой – вечнодвижущийся покой, покой – покой от движения к Богу, вечнодвижущийся – то, что приведено в бытие всегда в движении, неподвижен только Бог, и это движение ума окрест Бога, познать которого не возможно, ум, как око души, не может ничего принести душе, только озарения от Бога. Т.е. покой в движении "к" и вечное (бесконечное) движение окрест
 
Крещён в Православии
(вот, таки нашел ), помнил что было, а где и кого (?))



А святитель Григорий Боголов говорил/писал о пяти крещениях



святитель Григорий Богослов – Слова​

Слово 39​

На святые светы явлений Господних



"Но поскольку настоящее торжество ради Крещения, и нам должно пострадать от зла сколько-нибудь с Тем, Кто для нас вообразился, крестился и распят, то полюбомудрствуем несколько о различиях крещений, чтобы выйти отсюда очищенными. Крестил Моисей, но в воде, а раньше во «облаке и в море» (1Кор.10:2), и это имело преобразовательный смысл, как понимает и Павел. Морем преобразовалась вода, облаком – Дух, манной – хлеб жизни, питием – Божественное питие. Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водой только, но и в «покаяние» (Мф.3:11), однако же не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: «и духом». Крестит и Иисус, но Духом: в этом совершенство. Как же не Бог Тот, через Которого (осмелюсь сказать) и ты сделаешься богом? Знаю и четвертое крещение – крещение мученичеством и кровью, которым крестился и Сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поскольку не оскверняется новыми нечистотами. Знаю также еще и пятое – слезное, но труднейшее; им крестится «омывающий каждую ночь ложе свое и постель слезами» (Пс.6:7), кому «смердят» и «раны» греховные (Пс.37:6), кто «плача и сетуя» ходит (Пс.34:14), кто подражает обращению Манассии, смирению помилованных ниневитян, кто произносит в храме слова мытаря и оправдывается больше тщеславного фарисея, кто припадает с хананеянкой, просит человеколюбия и крошек – пищи самого голодного пса."
 
Православный христианин
" как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе"
Где-то я читал такое толкование. Диск луны и звезды в нем -- это ангельский чин и логосы. Перед рассветом (на стадии созерцания) глаз подвижника видит только его, ошибочно принимая отраженный свет, может быть, за солнце. Но когда само Солнце (на стадии обожения) восходит, все недоумения рассеиваются как утренний туман.
 
Сверху