- Православный христианин
"Св. Григорий Богослов говорит: «Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания» (Сл. на св. Крещ., ч. 3, стр. 242-243, изд. 1889 г.)"
Из этих слов святителя, как объясняет в одной из своих лекций проф. Осипов, следует, что младенцы некрещеные будут в Раю. Потому как нет третьего места, а есть Ад и есть Рай.
По просьбе Сергея Михайловича Масленникова размещаю его ответ на ошибочное толкование профессором Осиповым слов святителя Григория Богослова:
В противоречие 124-му Правилу Святого Поместного Собора Карфагенского и 1-му и 4-му Правилам Третьего Вселенского Собора Ефесского Алексей Ильич приводит высказывания нескольких святых, на его взгляд, оправдывающих возрождённую им ересь Целестия. Разберём подробно эти цитаты, чтобы убедиться, так ли оно на самом деле, действительно ли святые опровергали Правила Святых Соборов.
В книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души» профессор Осипов приводит цитату из творений святителя Григория Богослова и даёт ей совершенно неудачное толкование. Вот как это выглядит: «Свт. Григорий Богослов писал: младенцы, «…не принявшие Крещения, не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы». (Далее идут размышления самого профессора – прим. авт.). Что значит не прославлены? Не войдут в Царство Божие? – Ничего подобного. Слова свт. Григория легко понять на примере воюющей армии. Каким воинам воздаётся слава, кто награждается? Те, которые проявили наибольшее мужество, героизм. Прочие же, как не совершившие подобных подвигов, естественно, не получают таких наград и славы. Но они разве наказываются?! Свт. Григорий так и продолжает свою мысль: «Ибо не всякий… недостойный чести достоин уже наказания». Вот о чём говорят его слова. В них нет и мысли о том, что не принявшие Крещения будут лишены Царства Божия».
Прежде чем сравнить цитату с оригиналом и понять её смысл в контексте всей статьи, рассмотрим сначала предложенную версию с толкованием известного профессора. Алексей Ильич спрашивает: «Что значит не прославлены? Не войдут в Царство Божие?» И тут же сам отвечает: «Ничего подобного». Разберёмся, правильно ли он ответил?
Обратимся к 25-й главе Евангелия от Матфея: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… ». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25: 31-46).
Заметим, что слава присуща Сыну: Сын Человеческий во славе … сядет на Престоле славы Своей. Это значит, что к славе Сына присоединятся, то есть прославятся, только те, кто окажется вместе с Ним. Кто же это такие? Это овцы, отделённые от козлов: и поставит овец по правую Свою сторону. Как точно сказано здесь: стоящие по правую сторону являются своими Сыну! А также и здесь: которые по правую сторону Его. Вновь подчёркнуто, что правая сторона – это Его сторона, то есть принадлежит Ему! Итак, только овцы войдут в Царство Небесное: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… ». Только овцы присоединятся к славе Сына, то есть прославятся. Именно овцы, а не козлы, потому что овцы - свои Агнцу тем, что имеют на себе печать Агнца Божия, то есть приняли Святое Крещение и прославили Сына исполнением Его Святых заповедей: …Я прославлю прославляющих Меня (1Цар. 2: 30).
Уже здесь совершенно ясно, что «прославлены» означает: войдут в Царство Небесное, то есть: присоединятся к славе Сына. Следовательно, выражение святителя Григория «не прославлены» можно понимать только как не войдут в рай.
Как же Алексей Ильич запутался в примере, который сам же и привёл, надеясь «легко понять» слова святителя? Он говорит: «Слова свт. Григория легко понять на примере воюющей армии. Каким воинам воздаётся слава, кто награждается? Те, которые проявили наибольшее мужество, героизм. Прочие же, как не совершившие подобных подвигов, естественно, не получают таких наград и славы. Но они разве наказываются?!»
Ошибка профессора в том, что в качестве примера приведена воюющая армия, то есть находящаяся в боевых действиях, когда исход сражения ещё не известен. В такой ситуации награды получают действительно только самые мужественные герои. Да и то, даже имеющие награды, в случае трагической ошибки, например, дезертирства, могут их лишиться. А судьба остальных воинов до окончания сражения совсем ещё не может быть определена. При этом, конечно, их никто не наказывает, но они должны продолжать делать своё дело, то есть воевать!
Так же происходит и в духовной жизни: какие бы на земле ни совершал подвиги христианин, он не должен успокаиваться и расслабляться, потому что при невнимательности может пасть в смертный грех и потерять благодать; тем более неопределённым является положение тех, кто ещё новоначален.
Всё встанет на свои места, если в примере Алексея Ильича рассматривать не воюющую армию, а победившую. Тогда слава победы будет у всех тех, кто воевал, хотя и в разной степени: одни получат ордена, другие медали, третьи подарки, четвёртые цветы, пятые похвалу и поздравления родственников и знакомых. Одним словом, никто не останется без внимания. Да и сами солдаты, пусть даже и не герои, будут иметь радость великую, понятную только тем, кто сам воевал, претерпел различные страдания, остался жив и стал участником победы. Никаких наград и никакой славы не получат только те, кто не пошёл на войну, хотя и призывался, а ещё те, кто, хотя и пошёл, но сдался в плен врагу или позорно бежал с поля боя – степень наказания таких тоже может быть различной: …бесславящие Меня будут посрамлены (1Цар. 2: 30).
Всё, сказанное выше, применимо и к христианам, достигшим дня судного, то есть окончания земной жизни, в которой совершалась ещё битва за вечность. Тот, кто вступил Святым Крещением в войско Христово и воевал честно под руководством своего военачальника Христа, исполняя Его Святые заповеди и врачуя покаянием свои падения (раны), будет прославлен в Царстве Победителя: Господом будет оправдано и прославлено всё племя Израилево (Ис. 45: 20). Среди них будут и великие подвижники, и праведные труженики, и те, кто до самого конца вёл борьбу с грехами, приобретя себе этим нищету духа, как начало покаяния, потому что таковых тоже есть Царство Небесное (см. Мф. 5: 3). Степень их прославления будет различна, но все они будут прославлены в Царстве Небесном: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14: 2); и ещё: …и прославлю их, и не будут унижены (Иер. 30: 19).
Некрещёные же младенцы не могут быть прославлены, потому что не сподобились причастия Святого Духа, потому что не была с них смыта печать вечной смерти. О необходимости крещения младенцев ясно говорит святитель Григорий в продолжении своего Слова:
«У тебя есть младенец? - Не давай времени усилиться повреждению, пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. Нет никакой тебе нужды в привесках и нашептываниях, вместе с которыми входит лукавый, привлекая к себе от легковерных благоговение, должное Богу. Дай своему младенцу Троицу - сие великое и доброе хранилище».
Также ещё говорит:
«Возразят: "пусть все это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения. Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их? - Непременно, если настоит опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством сему служит осмодневное обрезание, которое в прообразовательном смысле было некоторою печатию, и совершалось над неполучившими еще употребления разума; а также помазание порогов, чрез неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетных даю такое мнение: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако ж напечатлевая в уме, должно освящать их души и тела, великим таинством совершения. Причина же сему следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста); однако же оградиться им Крещением без сомнений гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними, и никакими способами не предотвращаемых, опасностей.
Выделенные слова совершенно чётко доказывают, что Крещение в случае угрозы для жизни младенца, совершенно обязательно, потому что при внезапной смерти «оградиться» от невозможности войти в рай не будет уже никакой возможности.