- Армянская Апостольская церковь
Здравствуйте! Что такое дух и душа с точки зрения ПЦ и в чем их разница?
Пожалуй это лучший Св. Отеческий труд на эту тему:Здравствуйте! Что такое дух и душа с точки зрения ПЦ и в чем их разница?
Это ж сознание!стремится познавать вещи посредством воображения и абстрактного умозаключения.
Откуда это? Разве Бог -это Душа?Душа --- это образ Бога в человеке. Она тричастна: ум-слово-дух --- это душа.
Дух --- это дыхание. Как наше дыхание животворит тело, так после сошествия Святого Духа, Он животворит душу.
Из утверждения "Душа --- это образ Бога в человеке" Вы сделали вывод, что "Бог --- это Душа". Прежде чем вступать в полемику, неплохо научиться хотя бы формальной логике, различать причины и следствия...Откуда это? Разве Бог -это Душа?
Где Вы черпаете информацию, поделитесь хотя бы переводом, хоть длинным хоть коротким.
Спасибо за совет. Согласно формальной логике дайте пояснение своей фразе-Душа это Образ Бога.Из утверждения "Душа --- это образ Бога в человеке" Вы сделали вывод, что "Бог --- это Душа". Прежде чем вступать в полемику, неплохо научиться хотя бы формальной логике, различать причины и следствия...
Здесь не дается догматического обоснования Вашего утверждения.Здесь говориться о "умном делании" присущем монахам-исихатам.И как избежать при этом ошибочных практик.
л҃д. Тро́ическое пресꙋ́щественнагѡ бж҃ества̀ въ є҆ди́нственное собра́сѧ преесте́ственнѣ. Є҆ди́ница бо трїѷпоста́снаѧ є҆́сть бг҃ъ. Нѣ́сть ᲂу҆̀бо мо́щно въ подо́бїи прїи́скреннѣмъ бж҃їи бы́ти дꙋшѝ ѡ҆бра́знѣ, не и҆ то́й сꙋ́щей трича́стнѣй, къ себѣ̀ бы́вшей преесте́ственнѣ є҆ди́но: глаго́лю же трича́стнꙋю дꙋ́шꙋ: не по слове́ственнѣй (с. 978) и҆ похотѣ́тельнѣй и҆ ꙗ҆́ростнѣй ча́сти: и҆́стиннѡ бо не въ се́мъ є҆́сть трича́стна дꙋша̀: не бо̀ ᲂу҆свое́ннѣ ѡ҆брѣта́етсѧ слове́сна дꙋша̀ къ по́хоти и҆ ꙗ҆́рости: сꙋ́ть бо сїѧ̑ ѿ безслове́сныѧ ча́сти привзѧ̑та настоѧ́щагѡ ра́ди ско́тнагѡ житїѧ̀ приподстоѧ̑ща, безсловє́сна и҆ тє́мна ѡ҆ себѣ̀. Дꙋша́ же и҆ слове́сна є҆́сть, и҆ є҆стество̀ є҆ѧ̀ и҆спо́лнь є҆́сть свѣ́та ᲂу҆́мна. И҆ подоба́етъ вои́стиннꙋ ѻ҆́на глаго́лати бы́ти є҆ѧ̀, и҆́хже кромѣ̀ дѣ́йствовати свое́ си не мо́жетъ дѣ́йство. Но ᲂу҆́бѡ без̾ ꙗ҆́рости и҆ по́хоти дѣ́йствꙋетъ, и҆ наипа́че тогда̀ вои́стиннꙋ дѣ́йствꙋетъ, є҆гда̀ без̾ си́хъ дѣ́йствꙋетъ. Не вои́стиннꙋ ᲂу҆́бѡ ча̑сти сїѧ̑ є҆ѧ̀ сꙋ́ть, но ꙗ҆́коже рѣ́хъ, ско́тнагѡ и҆ до́льнагѡ слꙋ́чаѧ си̑лы сꙋ́ть, то́й приподста́вше. Дꙋша́ бо слове́сна, ᲂу҆́мнѣ вы̑шнѧѧ разсмотрѧ́ющи, и҆ мечта́ющи мы́слєннаѧ, и҆ па́че себѐ горѣ̀ простира́ющисѧ: и҆, ꙗ҆́коже рещѝ, возска́чꙋщи, дале́че нѣ́гдѣ поверга́етъ ꙗ҆́кѡ бꙋесло́вїе сꙋ́етно по́хоть и҆ ꙗ҆́рость, не и҆мꙋ́щи въ нѧ́же сїѧ̑ да ᲂу҆потреби́тъ, (та́мѡ) и҆дѣ́же простота̀ и҆ безви́дное, и҆ безѡбра́зное, безша́рное же и҆ невоѡбраже́нное, и҆ и҆на̑ѧ є҆ли̑ка ᲂу҆́мъ свобо́денъ и҆ є҆динови́денъ и҆ соедине́нъ къ себѣ̀, и҆ ѿню́дъ про́стъ и҆стѧзꙋ́ютъ. Но є҆́сть трича́стна сво́йственнѣ свое́ю простото́ю дꙋша̀ ᲂу҆́мъ сꙋ́щи, ᲂу҆потреблѧ́ющи сло́во и҆ дꙋ́хъ своѧ̑ си сво́йствєннѣйшаѧ, и҆ простотꙋ̀ є҆ѧ̀ ѿню́дъ ника́коже поврежда̑ющаѧ. Занѐ нижѐ тро́йственное є҆динонача́льнагѡ бж҃ества̀, є҆гѡ́же ѡ҆́бразъ подо́бенъ є҆́сть дꙋша̀, своемꙋ̀ є҆ди́нственномꙋ и҆ про́стомꙋ препѧ́тственнѣ стои́тъ, но є҆́сть и҆ про́сто є҆диноизвѣ́стнѣ бж҃ество̀ пресꙋ́щественно, и҆ па́ки ничто́же мнѣ́е, и҆ та́кѡ ᲂу҆твержде́ннѣ трⷪ҇ца. Сїѧ̑ ᲂу҆́бѡ, дꙋша̀, (си́рѣчь ᲂу҆́мъ, ᲂу҆́мъ бо є҆́сть, и҆ всѐ ᲂу҆́мъ, дꙋша̀,) сло́во, и҆ дꙋ́хъ, преесте́ственнѣ бы́ша є҆ди́но, и҆́стинное подо́бїе подаю́тъ на́мъ трїѷпоста́снагѡ є҆ди́нагѡ бж҃ества̀. Сїе́ же не ѿи́нꙋдꙋ мо́щно є҆́сть бы́ти, то́чїю ѿ горѣ̀ зрѣ́нїѧ и҆ видѣ́нїѧ преесте́ственныѧ тро́ическїѧ є҆ди́ницы. сїѧ́ бо є҆́сть дꙋ́шꙋ таковꙋ̀ сотво́ршаѧ, и҆ ѡ҆браща́ющаѧ сїю̀ на сїѐ, ѿпа́дшꙋ: и҆ кромѣ̀ є҆́же къ не́й зрѣ́нїѧ и҆ видѣ́нїѧ семꙋ̀ бы́ти дꙋшѝ не возмо́жно є҆́сть.
Добротолюбие, или словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец. В четырёх частях. Переведено с простого греческого языка.
В переводе молдавских старцев.
"є҆́сть трича́стна сво́йственнѣ свое́ю простото́ю дꙋша̀ ᲂу҆́мъ сꙋ́щи, ᲂу҆потреблѧ́ющи сло́во и҆ дꙋ́хъ своѧ̑ си сво́йствєннѣйшаѧ, и҆ простотꙋ̀ є҆ѧ̀ ѿню́дъ ника́коже поврежда̑ющаѧ."Согласно формальной логике дайте пояснение своей фразе-Душа это Образ Бога.
Что такое догматическое обоснование?Здесь не дается догматического обоснования Вашего утверждения.
Нет, здесь говорится о тричастности души: є҆́сть трича́стна сво́йственнѣ свое́ю простото́ю дꙋша̀ ᲂу҆́мъ сꙋ́щи, ᲂу҆потреблѧ́ющи сло́во и҆ дꙋ́хъ своѧ̑ си сво́йствєннѣйшаѧ, и҆ простотꙋ̀ є҆ѧ̀ ѿню́дъ ника́коже поврежда̑ющаѧ.Здесь говориться о "умном делании" присущем монахам-исихатам.
Ошибочная практика --- отсутсвие практики.И как избежать при этом ошибочных практик.
Как душа соотносится с умом? Поясните? "Словесное изложение" --- что это?Причем душа вполне закономерно тогда соотносится с умом, возможностью словесного изложения и духа.
Ну, вот --- всё ясно.Сїѧ̑ у҆́бо, дꙋша̀, (си́рѣчь у҆́мъ, у҆́мъ бо є҆́сть, и҆ всѐ у҆́мъ, дꙋша̀,) сло́во, и҆ дꙋ́хъ.
А Вы ранее абзаца 33-го прочести попробовали? Это называется главизна.Ранее в абзаце л҃г. Можно прочесть многократно повторяющиеся предложения, что говорит о тексте, который передаёт размышления.
И какое же оно --- тело душевное? Дайте определение, пожалуйста, если Вас не затруднит."Есть тело душевное, есть тело и духовное."(1Кор 15:44)
Как Каллист Катафигиот поменял ракурс апостольского учения? Куда сместился фокус ракурса в его трудах, пролейте свет на эту загадку, любезнейше снисходя к моим грешного немощам.Вот в ракурсе этого Апостольского учения, и воспринимайте подобные тексты.
Ох, далёк!Но мне видится Вы далеки от исихазма, от его молитвенной практики, судя по Вашему отрицанию природы Бога.
"Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству. Лукавство есть искусство, или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих."Иоанн Лествичник."є҆́сть трича́стна сво́йственнѣ свое́ю простото́ю дꙋша̀ ᲂу҆́мъ сꙋ́щи, ᲂу҆потреблѧ́ющи сло́во и҆ дꙋ́хъ своѧ̑ си сво́йствєннѣйшаѧ, и҆ простотꙋ̀ є҆ѧ̀ ѿню́дъ ника́коже поврежда̑ющаѧ."
То есть простота души из-за того, что она состоит из трёх частей не усложняется.
Вот те раз, как же Вы веруете тогда?Что такое догматическое обоснование?
Нет, здесь говорится о тричастности души: є҆́сть трича́стна сво́йственнѣ свое́ю простото́ю дꙋша̀ ᲂу҆́мъ сꙋ́щи, ᲂу҆потреблѧ́ющи сло́во и҆ дꙋ́хъ своѧ̑ си сво́йствєннѣйшаѧ, и҆ простотꙋ̀ є҆ѧ̀ ѿню́дъ ника́коже поврежда̑ющаѧ.
Как раз нет.Как Вы там недавно глаголили-Прежде чем вступать в полемику, неплохо научиться хотя бы формальной логике, различать причины и следствия...Ошибочная практика --- отсутсвие практики.
Словесное изложение, это возможность произносить слова, имеющие определенный смысл.Ум это высшая область души в дихотомии.В трихотомии, он эквивалентен понятию дух.То бишьКак душа соотносится с умом? Поясните? "Словесное изложение" --- что это?
Да мной всё было прочитано.И упредждения о ложной практике, и предостережения о неверном делании.Этот текст преднаначен монашествующим, стремящимся к созерцательной деятельности.А Вы ранее абзаца 33-го прочести попробовали? Это называется главизна.
Тело душевное-это тело соединяющее дух с материальным телом.Тело духовное-это тело соединяющее душу с Богом.Так как Бог есть Дух.И какое же оно --- тело душевное? Дайте определение, пожалуйста, если Вас не затруднит.
И какое же оно --- тело духовное? Определение огласите, если Вас не затруднит, пожалуйста, будьте так добры.
А зачем мне делать анализ трудов Каллиста Катафигиота.Здесь на азбуке есть посвященные ему обзоры, его труды и так далее.Но утверждение о ракурсе Апостольского учения, говорилось Вам, исходя из Ваших же утверждений об осутствии природы Бога, о ссылках на труды И.Дамасина, где он говорит о том, что природы Бога в том смысле в котором её толкуют монофизиты-нет.Но это не означает что вообще нет у Бога природы.Как Каллист Катафигиот поменял ракурс апостольского учения? Куда сместился фокус ракурса в его трудах, пролейте свет на эту загадку, любезнейше снисходя к моим грешного немощам.
Не приписывайте мне своих домыслов.Это Вы так слышите.Мной такое никогда не утверждалось, кроме конечно Воплощения от Богородицы и Рождения Сына в Троическом Союзе.Ох, далёк!
Мне интересно, насколько приблизились к молитвенной практике Вы, утверждая, что Бог --- рождён?
Простой душу назвали из-за нераздельности трёх частей (2-й раз объясняю). Простым называют и Бога, из-за нераздельности Его.Таким образом простота души, по И.Лествечнику, есть навык, т.есть плод делания-почувствуйте разницу как говориться.
Прочитайте уже символ веры. Узнаете для себя много нового, рекомендую.Вот те раз, как же Вы веруете тогда?
Теоретическое обоснование истинности присуще любой науке.Сложно говорить о исихазме, на основании которого Григорием Паламой было разработано учение о Божественных энергиях, которые понимаются Вами, на уровне физтеха.
Я и сказал, что отсутствие практики --- это и есть источник ошибок. Непонимание прикрывается длинными и непонятными словами, забывая, что человек мыслит не категориями, а взаимосвязями между ними. Поэтому неуместное употребление того или иного термина говорит о некомпетентности в обсуждаемых вопросах.Как раз нет.Как Вы там недавно глаголили-Прежде чем вступать в полемику, неплохо научиться хотя бы формальной логике, различать причины и следствия...
Оригинальное определение! У немых людей значит душа не трехчастна, а двучастна?!?Словесное изложение, это возможность произносить слова, имеющие определенный смысл.
Что такое дихотомия? Почему область? Святые отцы говорили "часть". Почему Вы в отличии от них употребляете термин "область", который означает "власть"?Ум это высшая область души в дихотомии.
Что такое трихотомия?В трихотомии, он эквивалентен понятию дух.
Душа тричастна ум-слово-дух. Видите, святые отцы не смешивают ум и дух, а указывают на существование их в душе человека.То бишь ум души, это дух человеческий, сообщающий, придающий душе высшую степень божественности.
Тело душевное --- это наша плоть после грехопадения.Тело душевное-это тело соединяющее дух с материальным телом.Тело духовное-это тело соединяющее душу с Богом.Так как Бог есть Дух.
Этому есть доказательства?Дух-душа-тело это изначальная иерархия данная человеку Богом.
Если Бог рождён --- у него есть природа,Но это не означает что вообще нет у Бога природы.