Церковь: бюро ритуальных услуг или Тело Христово, община верных?

Красноярск
Православный христианин
Вот и я страшную историю вспомнил (недавно читал):

:) У Гоголя есть более известная история.

Такие "страшные" истории были, есть и будут, частное не должно отменять общее. Всегда найдутся люди, желающие "протолкнуть" своего усопшего в Царствие Небесное. Один священник рассказывал, как после проведенного им отпевания, перед которым батюшка уточнял, крещен ли усопший и получил положительный ответ, родственники вдруг гордо заявили, что усопший вообще-то крещен не был, а тем не менее он теперь отпет, вот как все хорошо сложилось. На что батюшка им ответил: "То, что я его отпел, ему от этого никак, и мне от этого худо не будет, так только время потерял зря".
Наличие таких ситуаций разве должно влиять на исполнение закона любви к ближнему? Мы ведь должны не только Господу, но и человеку верить и надеяться, что раскаяние коснулось его сердца, как об этом писали здесь многие.
 
Красноярск
Православный христианин
Хочется подвести небольшую черту под диалогом:
1.Вопросов в необходимости катехизаторства перед Крещением не возникает.
2. Татьяна Анатольевна очень уместно напомнила о Таинстве Брака, которое тоже часто проводится над людьми невоцерковленными, и здесь так же возникает вопрос, а нужно ли?
3. По поводу чина отпевания большинство форумчан склоняется к точке зрения, что сортировать крещеных не стоит, следует отпевать всех, исполняя закон любви к ближнему.
4. В самом начале Кирилл поставил вопрос неоднозначно, больше акцентируя на участи живых, а не мертвых, так как по его мнению "если отказать в отпевании, то они точно будут знать, что пока они не воцерковятся - христианами они не являются и от спасения добровольно отказываются". На это большинство участников дискуссии привело примеры, когда воцерковление людей началось со "случайного" присутствия на отпевании.
А есть ли примеры, когда воцерковление людей, их духовное рвение началось после того, как им отказали в проведение Таинства или другой требы на основании их недостаточной воцерковленности? Как этот отказ вообще согласуется с психологией человека?
Лично я на эту тему смогла вспомнить только случай из жития Марии Египетской, когда Сам Господь, видя ее сердце, не пустил ее в храм.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Хочется подвести небольшую черту под диалогом:
....

Людмила, спасибо за итоги, но мне, как автору темы, хотелось бы самому их подвести позже. Я считаю, что итоги ещё рано подводить, Вы, например, ещё про один важный момент написали.

...Наличие таких ситуаций разве должно влиять на исполнение закона любви к ближнему? Мы ведь должны не только Господу, но и человеку верить и надеяться, что раскаяние коснулось его сердца, как об этом писали здесь многие.

Людмила, а вот это очень интересный аспект нашего вопроса!
Любовь или попустительство, любовь или безразличие, любовь или вседозволенность? Совершение чинопоследований Церкви над людьми, которые не понимают их смысл и подходят магически (отпели - в рай попал), отсутствие даже минимальных требований к ним, как к членам Церкви, это любовь или попустительство, увеличивающее формализм и беззаконие? Должна ли быть дисциплина в Церкви или любую расхлябанность мы "смиренно" назовём любовью?
М.б. и детей наказывать (от слова "наказ" - урок) нельзя, мы же их любим? А, вдруг, наше наказание озлобит их, они потерят любовь и позже вообще перестанут общаться с нами?

У нас на сайте есть пару цитат по этому поводу:

иерей Александр Пикалев:
«Любовь Бога это не сюсюканье, на заигрывание с человечеством, не потакание его слабостям. Любовь Бога направлена к одной цели - избавить человека от власти греха и даровать ему жизнь вечную. И иногда эта любовь подобна любви хирурга к своему пациенту, который режет по живому, чтобы избавить больного от смерти».
кинокритик Лев Карахан:
«Божественную любовь иногда уподобляют эдакой хипповой неге на лужайке. Насколько я понимаю, Божественная любовь – очень требовательна, очень строга. Это любовь, которая может быть по отношению к тебе даже жестокой – с твоей точки зрения. Но ведь это промысл Божий – замысел, который ты не в состоянии оценить адекватно, не видя ситуацию в целом и рассуждая лишь со своей колокольни. Колокольни, на которой уже давно не звонили колокола».
 
Баку
Православный христианин
Вы меня, простите, отец Дионисий, зачем людям в церкви смотреть друг на друга? По-вашему, в церковь люди ходят общаться? Я хожу в церковь молиться и духовно укрепляться. Я согласна с Любовью, что знакомства на приходе, как правило, заканчиваются разговорами во время службы или празнословием после. Я не хочу общаться на приходе, куда хожу, ни со священниками, ни с прихожанами. Нет потребности. Человек рождается один и умирает один, и спасается сокровенно. Духовные вопросы я решаю с духовником. Раньше я была прихожанкой другого прихода, меня там многие знали и священники и прихожане. И приход в церковь часто был похож на фильм "Иван Василич меняет профессию", помните: "Царь, здравствуйте, царь", когда идешь и раскланиваешься на обе стороны и час после службы надо со всеми расцеловаться, благословиться у всех священников, некоторые обижаются, когда знаешь и не подходишь, ответить на все вопросы, рассказать все новости. Вы думаете, человеку в духовной жизни это надо? Я испытала колоссальное облегчение, когда оттуда ушла. И сейчас на новом приходе меня почти никто не знает и я никого не знаю. Просто молюсь
Позвольте напомнить Вам, что Церковь - это не здание, где совершается богослужение, а общность всех православных христиан. Церковь - это Тело Христово. Вы можете себе представить тело, в котором все органы живут и действуют обособлено, сами по себе? Я не могу. И даже не хочу этого делать. Никто не заставляет Вас перемывать кости прихожанам в беседах после богослужения. Можно вести душеспасительные разговоры. А если даже поговорить о том, сколько стоит картошка на базаре, это не будет чем-то греховным. Община должна быть живым организмом, а не сборищем чужих друг другу людей. У меня на приходе (правда он небольшой, пока всего 30 человек) после службы (в воскресные дни и по праздникам) все собираются в трапезной, обедают, беседуют, я вместе с ними. Все друг друга знают, по возможности общаются и вне храма, поддерживают друг друга. Что в этом плохого?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
На каком основании священник, по-вашему, имеет полное право отказать человеку в крещении или отпевании, если нет канонических препятствий? ...

На основании канонических правил. Для незнающих основы веры при крещении и не членов Церкви при отпевании они есть.
Спросите у любого священника, может ли он отказать в крещении и отпевании? Я уже спрашивал.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Позвольте напомнить Вам, что Церковь - это не здание, где совершается богослужение, а общность всех православных христиан. Церковь - это Тело Христово. Вы можете себе представить тело, в котором все органы живут и действуют обособлено, сами по себе? Я не могу. И даже не хочу этого делать. Никто не заставляет Вас перемывать кости прихожанам в беседах после богослужения. Можно вести душеспасительные разговоры. А если даже поговорить о том, сколько стоит картошка на базаре, это не будет чем-то греховным. Община должна быть живым организмом, а не сборищем чужих друг другу людей. У меня на приходе (правда он небольшой, пока всего 30 человек) после службы (в воскресные дни и по праздникам) все собираются в трапезной, обедают, беседуют, я вместе с ними. Все друг друга знают, по возможности общаются и вне храма, поддерживают друг друга. Что в этом плохого?
Батюшка, все замечательно... Но для нас это пока мечта несбыточная: приход в тридцать человек... Сотни прихожан на одного священника, да еще у них, наших батюшек, окормляемые в доме-интернате, в больнице, в детском доме, в социальном центре... Наверное, тысячи наберутся... Бога поблагодаришь, когда батюшка имя запомнит. Как солнышко над победной головушкой просияет. Кирилл чудесно пишет, но мы, с ним, вероятно, живем в разных городах. Или в разное время. Или сами разные. Или для спасения ему одно полезно, а мне другое. Не знаю.
 
Баку
Православный христианин
На каком основании священник, по-вашему, имеет полное право отказать человеку в крещении или отпевании, если нет канонических препятствий? Мне кажется, что весь институт церкви строится на дисциплинарном подчинении каноническим правилам, указам Священного синода и распоряжениям Патриарха и они обязательны для выполнения всеми священниками. Плюрализм мнений священников и мирян здесь не уместен. Если священники будут самостоятельно рассуждать, кого отпевать, кого крестить, завтра - кто достоин причастия, кто нет, потом если покажется, что плохо покаялся - на разрешать грехи. Мы к чему придем? К анархии или к секте? Мнение, которое Вы высказываете, разделяют часть священников, может быть даже архиереев. Но это их частное мнение, а не официальное мнение Церкви.

Так только на основании канонических требований и можно отказать в отпевании. Если человек был неверующим, в церковь не ходит, Бога хулил и был крещен в детстве, то отпевать его нельзя. И никакого плюрализма.
А вот по поводу достойности причастия - это Вы уже не лезьте, куда не надо. оставьте это решать духовникам. Именно священник и определяет, можно ли допустить человека на причастие или нет. Вы об этом не знали? И в крещении отказать может, если есть на то основания! И об этом Вы не знали? На то священник и поставлен на приход, чтобы духовно руководить паству. А что же это будет, если все кто попало причащаться полезут? Пьяные на Пасху, например?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
К сожалению, большинство венчающихся, не понимют, что это не просто красивое дополнение к свадьбе, а таинство. Не случайно, многие венчанные пары не считают это препятствием для развода.

Татьяна, ещё хороший вопрос к нашей теме. А если они обидятся и расстроятся от отказа в венчании и больше в храм не придут? А где же наша любовь к этим людям?:)
Тут большинство моих оппонентов именно на таком уровне аргументировали невозможность отказа при отпевании.
 
город Пенза
Православный христианин
На основании канонических правил. Для незнающих основы веры при крещении и не членов Церкви при отпевании они есть.
Спросите у любого священника, может ли он отказать в крещении и отпевании? Я уже спрашивал.
Может и должен- вещи разные. вы, Кирилл, с упорством, достойным лучшего применения, пробиваете именно второй вариант.
 
Баку
Православный христианин
Батюшка, все замечательно... Но для нас это пока мечта несбыточная: приход в тридцать человек... Сотни прихожан на одного священника, да еще у них, наших батюшек, окормляемые в доме-интернате, в больнице, в детском доме, в социальном центре... Наверное, тысячи наберутся... Бога поблагодаришь, когда батюшка имя запомнит. Как солнышко над победной головушкой просияет. Кирилл чудесно пишет, но мы, с ним, вероятно, живем в разных городах. Или в разное время. Или сами разные. Или для спасения ему одно полезно, а мне другое. Не знаю.
да у вас еще больше возможностей, чем у меня. Сотни православных! Кто мешает сплотиться под знаменем Христовым? Кто мешает испросить благословения у батюшки и начать устроять активную жизнь на приходе? с воскресной школой, в общими трапезами, с собраниями (не только молитвенными), с душеспасительными беседами, с просмотрами православных фильмов. Нет желания! И правильно в таком случае гласит поговорка "Человек человеку волк". Постоять в сторонке на службе и убежать домой проще...
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Может и должен- вещи разные. вы, Кирилл, с упорством, достойным лучшего применения, пробиваете именно второй вариант.

Нет, Наталья, почитайте мои посты. Я считаю, что должна измениться практика в сторону усиления церковной дисциплины, но, окончательное решение всегда остаётся за священником.
 
город Пенза
Православный христианин
Нет, Наталья, почитайте мои посты. Я считаю, что должна измениться практика в сторону усиления церковной дисциплины, но, окончательное решение всегда остаётся за священником.
Крещение, венчание- да. Но отпевание- нет, нет и нет! Если Вас (Боже сохрани!) собьет машина, а врач примется Вас первым делом на ПДД экзаменовать, и выяснять, правильно ли Вы дорогу переходили- Вы ведь посчитаете это бесчеловечным, не правда ли?
 
Норвегия
Православный христианин
Если молодоженам отказать в венчании, они это переживут, перед ними вся жизнь, и масса возможностей прийти к Богу., скорбями ли, радостями ли, это Божий промысел. Здесь не идет речь о душе усопшего, которому требуется молитвенная помощь БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО! Вы, Кирилл, сравнили несравнимое.
 
Если молодоженам отказать в венчании, они это переживут, перед ними вся жизнь, и масса возможностей прийти к Богу., скорбями ли, радостями ли, это Божий промысел. Здесь не идет речь о душе усопшего, которому требуется молитвенная помощь БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО! Вы, Кирилл, сравнили несравнимое.

Совершенно верно.
Для людей нецерковных вполне годится светский зарегистрированный брак, дело житейское.
А венчание - это Брак перед Богом. И прежде всего надо, чтобы люди это понимали. В этом случае люди думающие, ответственные сами осознают необходимость катехизации, либо, если это им чуждо, сами поймут, что венчание в данном случае неуместно. (О недумающих и безответственных говорить не будем)

Хочу, также напомнить, что между обручением и венчанием вообще-то должно пройти какое-то время, в течение которого молодые могли бы укрепиться в своем намерении. (Сейчас, в большинстве случаев венчание следует сразу же за обручением).

В нашей общине нередко венчаются пары, давно состоящие в светском браке. При этом, например, обручение происходит в начале катехизации, а венчание - по ее окончании.
 
город Пенза
Православный христианин
Простите, Светлана, промысЕл бывает народный, а Божий - промысл.
Кто-то запрещает родственникам молиться за усопшего, подавать записки или заказывать молебен в любом храме?

Повторяю, опевание - не магический акт спасения души, как это многие понимают. Не стал членом Церкви, пусть родственники за тебя и молятся, и задумаются о своей судьбе и о своей кончине...
Кирилл, неизвестно что хуже, в таком случае. Быть отвергнутым и неотпетым, или быть "избранным", принадлежащим "своему кругу", а остальные пошли вон. Лучше уж действительно без отпевания, надеясь на Неизреченное Милосердие Божие, чем отпевание в такой церкви среди таких прихожан...:(
 
Москва
Крещён в Православии
Простите, Светлана, промысЕл бывает народный, а Божий - промысл.
Кто-то запрещает родственникам молиться за усопшего, подавать записки или заказывать молебен в любом храме?

Повторяю, опевание - не магический акт спасения души, как это многие понимают. Не стал членом Церкви, пусть родственники за тебя и молятся, и задумаются о своей судьбе и о своей кончине...
Кирилл, а кто здесь говорил, что отпевание, это магический акт? Кто эти многие? Кто присваивает церковному чину отпевания усопших такие извращенные понятия? :eek:
Если нецерковные, но крещеные люди, не понимают этой службы, то задача Церкви донести до них истинное значение совершаемой ею молитвы/заупокойной службы, а не гнать людей из Церкви.
Пусть Церковь озаботится ГРОМКОЙ ПРОПОВЕДЬЮ о необходимости крещеного христианина пребывать в Церкви во все дни его жизни и до самой смерти, пусть расскажет всем православным христианам о том, что значит то или иное Таинство или служение в Церкви. Слава Богу, у Церкви сейчас появилось множество коммуникационных средств донести свою проповедь в каждый дом, причем неназойливо и в любой форме, т.е. не только в форме пастырского слова, но и, например, литературного рассказа, статьи, стихотворения, радиоспектакля, кинофильма. Зачем же Ей избирать роль надзирателя и жандарма? :confused:
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
да у вас еще больше возможностей, чем у меня. Сотни православных! Кто мешает сплотиться под знаменем Христовым? Кто мешает испросить благословения у батюшки и начать устроять активную жизнь на приходе? с воскресной школой, в общими трапезами, с собраниями (не только молитвенными), с душеспасительными беседами, с просмотрами православных фильмов. Нет желания! И правильно в таком случае гласит поговорка "Человек человеку волк". Постоять в сторонке на службе и убежать домой проще...
Отец Дионисий. Есть в наших храмах и воскресные школы, и беседы за чашкой чая, и просмотр фильмов, и поездки к святыням. И многие люди на приходах стараются внести свой вклад в жизнь прихода. Но прихожане-то разные. Кто может заниматься служением для своего прихода? Три группы прихожан: молодежь, одинокие люди и семейные, у которых вся семья воцерковлена. Но есть еще большая часть прихожан, которые в своей семье одни "безумны Христа ради", им мужа, или мать, или жену трудно уговорить отпустить хотя бы на службу... У меня вопрос: такие прихожане у вас есть? Какую возможность участия в жизни прихода (кроме молитвы за свой приход) они реально имеют? Или, если они помолились и ушли, то уже и не прихожане, а "волки"? И еще одна группа есть, которые не могут остаться. Это мамы психически больных детей. У нас много таких одиноких женщин (папы не выдерживают такой жизни), для них подвиг к Причастию этих уже взрослых деток привести, а дома оставить не с кем. А вот остаться с ними после... Проблематично...
 
Пенза
Православный христианин
Так только на основании канонических требований и можно отказать в отпевании. Если человек был неверующим, в церковь не ходит, Бога хулил и был крещен в детстве, то отпевать его нельзя. И никакого плюрализма.
А вот по поводу достойности причастия - это Вы уже не лезьте, куда не надо. оставьте это решать духовникам. Именно священник и определяет, можно ли допустить человека на причастие или нет. Вы об этом не знали? И в крещении отказать может, если есть на то основания! И об этом Вы не знали? На то священник и поставлен на приход, чтобы духовно руководить паству. А что же это будет, если все кто попало причащаться полезут? Пьяные на Пасху, например?
О. Дионисий. Я не хочу с Вами спорить. Просто попробую выссказать свое мнение.
Приведу цитату о том, кто по моим сведениям лишается отпевания: "Церковь не отпевает иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов, язычников), некрещенных людей, а также самоубийц. От последних следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности.
Лишаются отпевания лица, убитые на разбое (разбойники) (Указ. ст. патр. Андиана, 21 п.), т.е. те, кто покушался на жизнь или имущество ближних и умер от ран и увечий, полученных в результате отпора. Воины, погибшие на поле брани, к этой категории не относятся.
Если самоубийца покончил жизнью, будучи постоянно или временно невменяемым (психическое заболевание, острое наркотическое или алкогольное опьянение), то вопрос о его отпевании решается епархиалльным архиереем. Так же следует поступать и в других спорных случаях - например, когда родственники инославного христианина (католика или протестанта) желают отпеть его по православному обряду, или когда невозможно доподлинно установить - был усопший крещен или нет".
Я не знаю других канонических причин для отказа священника от отпевания.
Св.прав. Иоанн Кронштадский писал: "Человек умерший есть существо живое:Бог несть Бог мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть (Лк. 20, 38). Душа его невидимо витает у тела и в местах, где любила пребывать. Ежели она умерла во грехах, то не может помочь себе избавиться от уз их и крепко нуждается в молитвах живых людей, особенно Церкви - святейшей невесты Христовой. Итак, будем молиться за умерших искренно. Это великое благодеяние им, большее, чем благодеяние живым". Из этого высказывания я делаю вывод, что соборная церковная молитва помогает усопшему, и отпевая человека и молясь за его душу, священник совершает дело милосердия, великое благодеяние Божие для его души, тем более, что существует масса примеров, когда церковные и келейные молитвы значительно меняли участь усопшего грешника. Насчет неверующих и хулителей Бога я не могу судить, но по поводу не хождения в храм вопрос неоднозначный. Даже сейчас есть районы в России, где на 200 км вокруг нет ни одного храма, и там живут люди, которые не могут часто причащаться и посещать храм. Мария Египетская вообще не ходила в храм, и не была членом общины, и практически ни с кем не общалась. Были пустынники, столпники, затворники, многие тайные христиане во времена гонений, но все они являются частью Церкви Христовой, хотя и не сообщаются между собой. По поводу достойности причастия. Есть канонические требования к подготовке к причастию. И если человек их выполнил, может священник отказать в причастии на каком-то основании? Конечно решает священник. Одна женщина рассказала митрополиту Илариону Алфееву о том, что в одном из монастырей за какой-то грех священник отлучил ее от причастия на 13 лет, на что митрополит Иларион ответил, что этот священник экстремист и такой практики сейчас не существует (передача "Церковь и мир"). В одном известном женском монастыре священник в проповеди перед причастием рассказал нам, что за такой-то грех отлучают по канонам на 7 лет, за такой грех еще на более длительный срок. Мы стояли в ужасе. Формально он прав, есть такие каноны. Но вспоминается случай из жития О. Алексея Мечева, старца Московского. Одна женщина имела блудную связь и , когда пришла на причастие и исповедалась, священник отлучил ее от причастия и выгнал из храма. Она ушла и хотела утопиться. Милостью Божию она случайно попала к о. Алексею и он ее утешил и спас. О. Валентин Мордасов писал: "Главная цель пастыря - это спасение людей, вверенных его попечению". Приведу цитату:"Чин отпевания, совершенный по Уставу... облегчает скорбь близких, успокаивает их души, умеряет печаль и стенания. А для маловерующих и нецерковных людей чин отпевания близкого и любимого человека может дать первый толчок в направлении их духовного прозрения". О. Валентин Мордасов считал: "Нам, пастырям, со всякой тщательностью надо позаботиться о снискании у других доброго о нас мнения, а прежде всего о том, чтобы влиять на людские сердца кротостью нашего ума и благорасположенностью нашего духа. Ибо ничто так не приятно всем и, наконец, ничто так не воздействует на людские чувства, как доброта. Если же она сопровождается постоянной кротостью, ласковостью, затем умеренной строгостью в направлении, приветливостью в речах, уважением в словах, а также снисходительностью в разговоре и, наконец, скромностью, то просто невероятно, как много эта доброта способствует приумножению любви со стороны других". Святейший Патриарх Алексий второй сказал: "На стержне веры и духовной жизни укрепляются качества, весьма важные сегодня для священнослужителя: любовь и чуткость к прихожанам и вообще ко всякому человеку, предельная честность, ответственность, сочетание смиренномудрия с творческим, активным подходом к жизни и к своему служению. Пастырь не должен быть ни властелином, ни ведомым. Он призван влиять на людей не только находящихся в церковной ограде, но и на "внешних" - своим твердым авторитетом, силой своего слова и личного примера. Конечно, такого влияния достичь труднее всего. Наверное, гораздо легче прикрикнуть, надавить, по-житейски "поставить себя"..." /Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго студенческому православному журналу Московской академии и семинарии "Встреча". Священник может отказать в отпевании, в крещении, в причастии и т.д. Вопрос: спасет ли он эту душу или навредит?
 
. Не стал членом Церкви, пусть родственники за тебя и молятся, и задумаются о своей судьбе и о своей кончине...

О чем тут спорить, во время отпевания и идет такая молитва!

Из статьи "Отпевание" на "А.В.":
"Отпевание - совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве"

Сразу предупреждаю, что не буду обсуждать, кого считать членом церкви, а кого нет. Об этом уже много говорено, можно впасть в празднословие.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
"Отпевание - совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве"
Выделил цветом.

.....Дрогнуло жестокое сердце преступника. Он потянулся к родной иконе, дрожащими руками взял ее, прижал к груди и зарыдал... "Пошли христианскую кончину, о Матерь Божия!" Не отрывая икону от груди, он принял часть просфоры, запил святой водой...

Наташа, прошу Вас читать тему сначала. Судьбу этого человека решило отпевание?
Большинство нецерковных людей отпевает своих нецерковных родственников именно с целью обеспечить усопшему рай с помощью определённой церковной "процедуры".
Повторяю. Человек может раскаяться и перед смертью, это единичные исключительные случаи случаи. Бог волен спасти такого человека. Отпевание - не магический ритуал, Господь спасает не за отпевание, а за покаяние.

Кстати, вопрос назасыпку, кто может сказать, когда был введён современный чин отпевания?

Кирилл, неизвестно что хуже, в таком случае. Быть отвергнутым и неотпетым, или быть "избранным", принадлежащим "своему кругу", а остальные пошли вон...

Храмы открыты для всех. Любой человек может добровольно стать членом Церкви.
И сейчас некоторым отказывают в крещении и отпевании, и венчании, но не гонят, не будем передёргивать...

Наталья, не помните, про кого эти слова Апостола?
Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
 
Сверху