Так только на основании канонических требований и можно отказать в отпевании. Если человек был неверующим, в церковь не ходит, Бога хулил и был крещен в детстве, то отпевать его нельзя. И никакого плюрализма.
А вот по поводу достойности причастия - это Вы уже не лезьте, куда не надо. оставьте это решать духовникам. Именно священник и определяет, можно ли допустить человека на причастие или нет. Вы об этом не знали? И в крещении отказать может, если есть на то основания! И об этом Вы не знали? На то священник и поставлен на приход, чтобы духовно руководить паству. А что же это будет, если все кто попало причащаться полезут? Пьяные на Пасху, например?
О. Дионисий. Я не хочу с Вами спорить. Просто попробую выссказать свое мнение.
Приведу цитату о том, кто по моим сведениям лишается отпевания: "Церковь не отпевает иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов, язычников), некрещенных людей, а также самоубийц. От последних следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности.
Лишаются отпевания лица, убитые на разбое (разбойники) (Указ. ст. патр. Андиана, 21 п.), т.е. те, кто покушался на жизнь или имущество ближних и умер от ран и увечий, полученных в результате отпора. Воины, погибшие на поле брани, к этой категории не относятся.
Если самоубийца покончил жизнью, будучи постоянно или временно невменяемым (психическое заболевание, острое наркотическое или алкогольное опьянение), то вопрос о его отпевании решается епархиалльным архиереем. Так же следует поступать и в других спорных случаях - например, когда родственники инославного христианина (католика или протестанта) желают отпеть его по православному обряду, или когда невозможно доподлинно установить - был усопший крещен или нет".
Я не знаю других канонических причин для отказа священника от отпевания.
Св.прав. Иоанн Кронштадский писал: "Человек умерший есть существо живое:Бог несть Бог мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть
(Лк. 20, 38). Душа его невидимо витает у тела и в местах, где любила пребывать. Ежели она умерла во грехах, то не может помочь себе избавиться от уз их и крепко нуждается в молитвах живых людей,
особенно Церкви - святейшей невесты Христовой. Итак, будем молиться за умерших искренно. Это великое благодеяние им, большее, чем благодеяние живым". Из этого высказывания я делаю вывод, что соборная церковная молитва помогает усопшему, и отпевая человека и молясь за его душу, священник совершает дело милосердия, великое благодеяние Божие для его души, тем более, что существует масса примеров, когда церковные и келейные молитвы значительно меняли участь усопшего грешника. Насчет неверующих и хулителей Бога я не могу судить, но по поводу не хождения в храм вопрос неоднозначный. Даже сейчас есть районы в России, где на 200 км вокруг нет ни одного храма, и там живут люди, которые не могут часто причащаться и посещать храм. Мария Египетская вообще не ходила в храм, и не была членом общины, и практически ни с кем не общалась. Были пустынники, столпники, затворники, многие тайные христиане во времена гонений, но все они являются частью Церкви Христовой, хотя и не сообщаются между собой. По поводу достойности причастия. Есть канонические требования к подготовке к причастию. И если человек их выполнил, может священник отказать в причастии на каком-то основании? Конечно решает священник. Одна женщина рассказала митрополиту Илариону Алфееву о том, что в одном из монастырей за какой-то грех священник отлучил ее от причастия на 13 лет, на что митрополит Иларион ответил, что этот священник экстремист и такой практики сейчас не существует (передача "Церковь и мир"). В одном известном женском монастыре священник в проповеди перед причастием рассказал нам, что за такой-то грех отлучают по канонам на 7 лет, за такой грех еще на более длительный срок. Мы стояли в ужасе. Формально он прав, есть такие каноны. Но вспоминается случай из жития О. Алексея Мечева, старца Московского. Одна женщина имела блудную связь и , когда пришла на причастие и исповедалась, священник отлучил ее от причастия и выгнал из храма. Она ушла и хотела утопиться. Милостью Божию она случайно попала к о. Алексею и он ее утешил и спас. О. Валентин Мордасов писал: "Главная цель пастыря - это спасение людей, вверенных его попечению". Приведу цитату:"Чин отпевания, совершенный по Уставу... облегчает скорбь близких, успокаивает их души, умеряет печаль и стенания. А для маловерующих и нецерковных людей чин отпевания близкого и любимого человека может дать первый толчок в направлении их духовного прозрения". О. Валентин Мордасов считал: "Нам, пастырям, со всякой тщательностью надо позаботиться о снискании у других доброго о нас мнения, а прежде всего о том, чтобы влиять на людские сердца кротостью нашего ума и благорасположенностью нашего духа. Ибо ничто так не приятно всем и, наконец, ничто так не воздействует на людские чувства, как доброта. Если же она сопровождается постоянной кротостью, ласковостью, затем умеренной строгостью в направлении, приветливостью в речах, уважением в словах, а также снисходительностью в разговоре и, наконец, скромностью, то просто невероятно, как много эта доброта способствует приумножению любви со стороны других". Святейший Патриарх Алексий второй сказал: "На стержне веры и духовной жизни укрепляются качества, весьма важные сегодня для священнослужителя: любовь и чуткость к прихожанам и вообще ко всякому человеку, предельная честность, ответственность, сочетание смиренномудрия с творческим, активным подходом к жизни и к своему служению. Пастырь не должен быть ни властелином, ни ведомым. Он призван влиять на людей не только находящихся в церковной ограде, но и на "внешних" - своим твердым авторитетом, силой своего слова и личного примера. Конечно, такого влияния достичь труднее всего. Наверное, гораздо легче прикрикнуть, надавить, по-житейски "поставить себя"..." /Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго студенческому православному журналу Московской академии и семинарии "Встреча". Священник может отказать в отпевании, в крещении, в причастии и т.д. Вопрос: спасет ли он эту душу или навредит?