Церковь: бюро ритуальных услуг или Тело Христово, община верных?

Святая Русь
Православный христианин
Понимаете, Кирил, никакими административными мерами не заставить людей более серьезно относиться к спасению своей души. То, что священник просто говорит большинство пропускает мимо ушей: "Говори, говори, это твоя работа говорить". Если священник показывает пример, то люди начинают присматриваться и некоторые копировать. Но настоящее обращение происходит, когда священник, как говорил Серафим Саровский, "стяжал дух мирен" внутри себя. Об этом говорят примеры всех старцев, книги о которых продолжают приводить ко Христу даже тех, кто лично их не знал. Впрочем все вышеизложенное касается не только священников, но и опытных мирян.
 
Понимаете, Кирил, никакими административными мерами не заставить людей более серьезно относиться к спасению своей души. .
Сейчас в большинстве храмов не крестят "автоматически". Требуется, как минимум беседа со священником. Но все равно, большая часть родителей и крестных относится к крещению, как к обычаю, традиции. Но разве это причина лишать младенца Божьей благодати?
Вот у меня в семье, только я регулярно посещаю храм, прошла катехизацию. Но, видно, еще слаба в вере, и вижу , что к моим "проповедям" относятся не очень серьезно. В результате сыну моей племянницы уже больше года, а он еще не крещен (у родителей и предполагаемого крестного отца находятся более важные дела).
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
А пока родственники воцерковляются или НЕ воцерковляются, душа покойного тем временем проходит мытарства,мечется в страхе, не имея молитвенной помощи. О нем-то хоть немного подумать надо?...

Светлана, так как раз воцерковляющийся человек и начнёт молиться! И будет делать это ответственно, регулярно и правильно! Воцерковление - это не чтение инструкции по церковному этикету, это начало духовной жизни!
А тот, родственника которого, быстренько за NN-ую сумму отпели и который ничего не понял, чем он помог усопшему, что приобрёл сам?

Снова повторюсь, мы не шаманисты, мы не пытаемся манипулировть "высшими силами". Богу не нужны формальные обряды, Христос именно фарисеев укорял и вразумлял! Невозможно заставить Бога облегчить посмертную участь человека требой, заказанной "для порядка", с пустым сердцем!

...Но все равно, большая часть родителей и крестных относится к крещению, как к обычаю, традиции. Но разве это причина лишать младенца Божьей благодати?...

Крещение Святые отцы сравнивали с семенем, которое может взойти, а и может умереть. Как могут нежелающие жить духовной жизнью люди, прививать ребёнка Божественной благодати, если они не обучают его основам веры, не молятся за него и с ним, не дают ребёнку Чашу Христову?

Понимаете, Кирил, никакими административными мерами не заставить людей более серьезно относиться к спасению своей души. То, что священник просто говорит большинство пропускает мимо ушей: "Говори, говори, это твоя работа говорить". Если священник показывает пример, то люди начинают присматриваться и некоторые копировать. Но настоящее обращение происходит, когда священник, как говорил Серафим Саровский, "стяжал дух мирен" внутри себя. Об этом говорят примеры всех старцев, книги о которых продолжают приводить ко Христу даже тех, кто лично их не знал. Впрочем все вышеизложенное касается не только священников, но и опытных мирян.

Административные меры призваны не заставлять, а вразумлять, наставлять на путь истинный. Человек крестит своих детей, отпевает родственников и никто ему не говорит, что это формальность, что он отвергает Христа, отказывается жить церковной жизнью, он фактически предал Бога, отвергает его в своей обычной жизни!
Административные меры - аналог догматов в богословии - они чётко показывают, где есть Богообщение, а где Богоотступничество. И уже никто не скажет, что ему не объяснили. Это будет его свободный, осознанный выбор!
Или м.б. и догматы отменим, зачем людей напрягать?
 
Норвегия
Православный христианин
Светлана, так как раз воцерковляющийся человек и начнёт молиться! И будет делать это ответственно, регулярно и правильно! Воцерковление - это не чтение инструкции по церковному этикету, это начало духовной жизни!
А тот, родственника которого, быстренько за NN-ую сумму отпели и который ничего не понял, чем он помог усопшему, что приобрёл сам?

А кто знает, приобрел этот родственник или нет? Никто, кроме Бога, ведающего сердца!
Если он любил своего усопшего, обязательно приобретет, и иначе быть не может. Но мы же не только о нецерковных родственниках заботимся, но об ушедших в мир иной! Кирилл, ну а как же записочки, которые подаются в алтарь! Знает батюшка тех, о ком молится и за кого частички вынимает? Да нет, конечно! И не факт, что в записочках имена только членов общины! Но молитва его облегчает их загробную участь! Так же и отпевание помогает усопшему, пусть даже родственник с отсутствующим видом ковыряет в носу (простите).
 
Москва
Крещён в Православии
Кирилл, почему так много претензий к людям пришедшим в храм? Бабушкам в последние годы очень строго запрещалось делать замечания пришедшим в храм, как бы они не были одеты и как бы себя не вели. И это разумно. Апостол говорит: "Друг друга немощи носите" и "Немощных в вере принимайте без споров", а мы им суд будем чинить? Потом между пришедшими и лежащем во гробе может пролегать пропасть в вере. Невоцерковленные родственники, не смогут и не станут разбираться в новоустановления, а захотят отпеть своего усопшего родственника в любом территориально удобном храме. Замечу так же, что не родственники нуждаются в заупокойной службе, а усопший, который уже не может себя защитить или оправдаться, а родственники только болезненно опечалятся, что их горе не встретило сочувствия... И где? В Церкви Христовой!
И еще один вопрос. А причем тут вообще Екатеринбургская епархия? Разве она принимает решения за всю Русскую Православную Церковь? У нас на приходе слыхом не слыхивали о таком решении поместной церкви и очень озадачены этой новостью.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
....Невоцерковленные родственники, не смогут и не станут разбираться в новоустановления, а захотят отпеть своего усопшего родственника в любом территориально удобном храме...

1) Я обсуждаю вопрос на православном форуме. Обсуждаю, и никого из храма не гоню, не "делаю замечания" пришедшим в храм.

2) Пока мы будем "комбинатом ритуального обслуживания" (треба в обмен на деньги), никто и "не станет разбираться в новоустановлениях" и в сути Церкви разбираться не захочет. И будет уверен, что он всё правильно делает, верит "без фанатизма".

3) Я уже писал, что мы не шаманисты. Вы пишете: "не родственники нуждаются в заупокойной службе, а усопший". Получается, что родственникам не нужна служба, они не понимают ни её сути, ни языка, тоскливо ждут, пока батюшка "закончит процедуру", а Бог, на основании "совершённой процедуры" автоматически спасёт или облегчит душу усопшего!?!?

4) Любовь, Екатеринбургская Епархия - это не Поместная Церковь, это епархия Русской Православной Церкви. Документ ею выпущен в полном согласии с документом Синодального отдела, ссылку на который я привёл выше.

Так же и отпевание помогает усопшему, пусть даже родственник с отсутствующим видом ковыряет в носу (простите).

Речь идёт о том, что МЫ должны нести людям свет веры, научить их верить право, а не потакать обрядоверию. Во всеведении Бога, я, надеюсь, никто не сомневается, это аксиома.

Записочки, Светлана, автоматически тоже не действуют, это не аналог индульгенций.:)
 
Москва
Крещён в Православии
3) Я уже писал, что мы не шаманисты. Вы пишете: "не родственники нуждаются в заупокойной службе, а усопший". Получается, что родственникам не нужна служба, они не понимают ни её сути, ни языка, тоскливо ждут, пока батюшка "закончит процедуру", а Бог, на основании "совершённой процедуры" автоматически спасёт или облегчит душу усопшего!?!?
Так Церковь молится, исполняя чин отпевания, или она только исполняет внешний обряд? Если молится, то конечно же ее молитвы помогут усопшему, даже если родственники "пни пнями", а если чин отпевания в церкви механически совершается, а молитвы в себе не имеет, то проку от отпевания нет никакого, даже если все родственники воцерковлены и сам усопший при жизни каждый день причащался, тогда только и надежда на то, что сам усопший успел, а отпевание в этом случае, что есть, что нет для любого христианина.
Помнится раньше пастыри на проповеди говорили, что мирянин работает (иногда очень много) и приносит церкви от трудов своих, а церковь молится, в том числе и за этого не способного к молитве мирянина. И так исполняется заповедь: друг друга немощи носите.

4) Любовь, Екатеринбургская Епархия - это не Поместная Церковь, это епархия Русской Православной Церкви. Документ ею выпущен в полном согласии с документом Синодального отдела, ссылку на который я привёл выше.
Эта епархия за всю РПЦ принимает решения?

"Основополагающий экклезиологический принцип, на котором покоится понятие поместной церкви в православной традиции, предполагает отождествление Церкви с евхаристической общиной. В основании православной экклезиологии лежит мысль: где совершается Евхаристия, там и Церковь в своей полноте как Тело Христово. Понятие поместной церкви вытекает из того, что Евхаристия совершается в данном месте и соединяет в своей кафоличности всех членов Церкви, живущих в нем".
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
1) Вот-вот, люди так и относятся: "нам некогда молиться, у нас дела, а вы - попы, - отпевайте, мы вам деньги за это платим".

2) Екатеринбургская Епархия всего лишь исполняет этот документ нашей Церкви (на него я давал ссылку выше):

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
СВЯЩЕННЫЙ СИНОД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ​

ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ и ИНСТРУКЦИИ

«Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви»


3) И ещё, Любовь, Вас не удивило, что маршал Гречко, из приведённой Вами истории, обратился не к родственникам, а к старушке, которая его даже не знала?
Не потому ли, что она была воцерковлена и молилась бы за него, и отпевание бы заказала, и записки понимала какие и на что подавать!​
 
Москва
Крещён в Православии
Вот сейчас, в эту минуту по ТВ идет православная передача "Доверие" (поищите канал "Столица" в интернете) в прямом эфире о.Илья и зрители задали ему вопрос, всех ли крещеных людей отпевает Церковь или кого-то отпевать нельзя, допустим потому, что он хотя и крещен, но в храм не ходил и жил худо. о.Илья ответил, что если человек крещен и его близкие хотят совершить над ним чин отпевания, то нет оснований не отпепать усопшего, так как Церковь верит, что может быть в последнюю минуту своей жизни человек успел покаяться, как, например, сделал это благоразумный разбойник. Кто из внешних знал тогда о его внутренней покаянной боли? Вот, висят перед ними два разбойника распятые на кресте и для всех внешних и тот и другой - нечестивцы и никакой разницы между ними нет. И только Бог знает внутреннее состояние человека одного и другого и потому одного берет во Царствие Своё, а другого оставляет... Поэтому Церковь не судит усопших, а прощается с ними с любовью и верой о их спасении, делая всё от нее зависящее, чтобы помочь душам усопших в загробном мире.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Простите, но я бы хотел прокомментировать ответ отца Ильи с т.з. трактовки этого евангельского эпизода.
Разница между разбойниками была очевидная, для этого достаточно прочесть Евангелие от Луки. Разбойник не просто сокрушался о близкой смерти, он фактически исповедался Спасителю, он признал в распятом и избитом сомученике Мессию!!!

Чтобы убедиться, что это покаяние было не просто эмоцией, а выдающимся подвигом, рекомендую прочесть эту работу: За что был помилован благоразумный разбойник? святитель Иоанн (Шанхайский)

А теперь задумаемся, кому мог покаяться человек, который так и не узнал Христа при жизни, и даже теоретически вряд ли смог бы объяснить, кто такой Мессия (о Котором, несомненно, знал разбойник, как и все евреи того времени) и смиренно попросить, нет не спасти, а просто помянуть во Царствии?

Понимаю, сейчас мне ответят про то, что усопший, возможно, был тайным христианином, а м.б. даже тайным монахом или священником и искусно скрывал свои убеждения. Повторюсь: неужели без заказа требы его неверующими родственниками, Господь-Сердцеведец не захочет спасти редкого подвижника, верного Ему человека?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Похоже не на христианскую любовь, а на иудейское себялюбие. Может быть я не прав, извините.

Не правы, т.к., под личиной заботы о ближних, флудите и безосновательно обвиняете участника форума. Извинения принимаю.
Лучше, Артур, выскажете своё мнение не обо мне, а по обсуждаемому вопросу и постарайтесь это мнение обосновать. Тогда и извинятся не придётся.:)

Думаю, что нам нужно обсудить 3 вопроса, для более глубокого рассмотрения темы.
1). Практика катехизации в древней Церкви. Возможно ли было раньше любому человеку "факультативное" членство в церковной общине?
2) Что такое Церковь, в чём Её суть, для чего Её образовал Христос и стал в Её главе?
М.б. есть мнение, что этот этап уже прошёл, спасение теперь носит индивидуальный характер и, в большей степени, понимается как некое покоянное чуство в момент кончины?
3) Что есть покаяние? Покаяние - это изменение жизни или самоосуждение? Может ли покаяться перед смертью человек, который понимает покаяние лишь как сожаление о прошедших годах, а Христа представляет великим учителем нравственности (как Магомета, например, или Будду)?
 
Лучше, Артур, выскажете своё мнение не обо мне, а по обсуждаемому вопросу и постарайтесь это мнение обосновать.
Я осудил идею отказа в отпевании на том основании,что человек не посещал церковь. Для самого этого человека это может быть осудительно, но отказ от отпевания тоже осудителен. Если этот человек не хотел быть отпет и после смерти, то это уже его дела, но священики не должны отвергать шанс того, что он покаялся. Этим отказом в отпевании крещённого как бы отвергается вера в Святого Духа, снизошедшего при крещении.
Думаю, что нам нужно обсудить 3 вопроса, для более глубокого рассмотрения темы.
1). Практика катехизации в древней Церкви. Возможно ли было раньше любому человеку "факультативное" членство в церковной общине?
2) Что такое Церковь, в чём Её суть, для чего Её образовал Христос и стал в Её главе?
М.б. есть мнение, что этот этап уже прошёл, спасение теперь носит индивидуальный характер и, в большей степени, понимается как некое покоянное чуство в момент кончины?
3) Что есть покаяние? Покаяние - это изменение жизни или самоосуждение? Может ли покаяться перед смертью человек, который понимает покаяние лишь как сожаление о прошедших годах, а Христа представляет великим учителем нравственности (как Магомета, например, или Будду)?
Я в словах неуклюжий, тем более в богословии. Попробую посуду не побить.
1) Слышал, что были "тайные христиане". Получается, что возможно.
2) Церковь это тело Христово, а христиане- Её члены, типа органы Его тела. (по Апостолу). Кто этого отвергается, тот как раковые клетки.
Индивидуальное покаяние м.быть, но христианин должен думать не только о себе, потому что органы должны поддерживать друг друга.
3)Покаяние- это смирение, видение своей грешности, невозможности только самому исправить себя. Вероятно, осознания своей безцельности перед кончиной мало, надо ещё осознать, что без жертвы Христовой ничего только своими силами не исправишь. Но кто может с уверенностью сказать, что в последнюю минуту отходящий не взывал к Богу с покаянием? И раз Бог допускает приход родственников к священнику, то служитель должен служить. Вот святой Уар вообще допущен молить Господа о нехристианах по молитвам христиан.
 
Москва
Крещён в Православии
Обсуждение получается очень интересным, хотя я несколько огорчаюсь, что мы по-разному видим одно и тоже, хотелось бы достичь единомыслия в милосердии к усопшим. Вот, он нищий, нет у него ничего, ни его богатств, нажитых в этом мире, ни особо добрых дел, ни молитв и он безгласно взывает к нашему состраданию, прося наших молитв. "Просящему у тебя, дай!" - говорит Христос, а мы, что дадим ему вместо молитв Церкви? С праведностью муравья-трудоголика на все мольбы его ответим сурово, как сей отвечал "попрыгунье стрекозе":

"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!"

Да, стрекоза конечно же глупа, всё лето пробездельничила, не думая о грядущей зиме, но и муравей ни дать, ни взять, фарисей из притчи "О Мытаре и Фарисеи". О, как он праведен и духовно мертв к добродетели. За него страшней, чем за нерадивую поплясунью-стрекозу. И все они пойдут на Суд, одна не получив в помощь молитв, другой лишивший сам себя добродетели... А последнее слово за Богом.
Кирилл написал(а):
Тем не менее, тема открыта.
thanks2.gif

Кирилл написал(а):
Простите, но я бы хотел прокомментировать ответ отца Ильи с т.з. трактовки этого евангельского эпизода.
Разница между разбойниками была очевидная, для этого достаточно прочесть Евангелие от Луки. Разбойник не просто сокрушался о близкой смерти, он фактически исповедался Спасителю, он признал в распятом и избитом сомученике Мессию!!!
Разница между разбойниками была очевидна только для Христа и читателей Евангелия. И то, надо заметить не в каждом из 4-х Евангелей сказано о покаянии одного из разбойников, если бы евангелист Лука (гл.23) не рассказал нам о покаянии разбойника, мы бы подобно толпе распинателей, всех видели бы разбойниками. А какое вообще у толпы было отношение к разбойниками, если эти люди даже Христа распятого, видели преступником и насмехались над Ним:

35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. (Лук.23:35-37)
Кирилл написал(а):
Чтобы убедиться, что это покаяние было не просто эмоцией, а выдающимся подвигом, рекомендую прочесть эту работу: За что был помилован благоразумный разбойник? святитель Иоанн (Шанхайский)
Конечно, это были не эмоции, но постижение сути своей греховной жизни. Однако и эмоции иногда освещаются праведными переживаниями и Божией благодатью.
Кирилл написал(а):
А теперь задумаемся, кому мог покаяться человек, который так и не узнал Христа при жизни, и даже теоретически вряд ли смог бы объяснить, кто такой Мессия (о Котором, несомненно, знал разбойник, как и все евреи того времени) и смиренно попросить, нет не спасти, а просто помянуть во Царствии?
Бог иногда мгновенно открывается человеку, к тому же нет такого человека на земле, который бы никогда не слышал имени Христа, другое дело, что сердце не отзывалось на тихий глас Бога "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28-29). Но мы так же знаем из притчи о Господине, нанимавшем работников в свой виноградник (Мф.гл.20), что одних людей Бог призывает к себе в соработники в первый час, а других на исходе дня и всем дарует одинаковую плату - прощение и Царство Небесное. И если мы будем роптать на тех, кто гипотетически покаялся в последнюю минуту жизни, то услышим на Суде Слова Грозного Бога:

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. (Матф.20:10-16)
Кирилл написал(а):
Понимаю, сейчас мне ответят про то, что усопший, возможно, был тайным христианином, а м.б. даже тайным монахом или священником и искусно скрывал свои убеждения. Повторюсь: неужели без заказа требы его неверующими родственниками, Господь-Сердцеведец не захочет спасти редкого подвижника, верного Ему человека?
Даже подвижник веры и тот нуждается в молитвах братии и Церкви, а тем более в этих молитвах нуждается тот, у кого ничего нет своего, ни молитв, ни добрых дел, но лишь быть может вздох покаяния перед отходом в тот мир.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если отказать в отпевании недостаточно воцерковленному покойному, кому станет лучше?...

Тут можно провести параллель с кремацией. Какая разница, как погребать тело, почему Церковь против этого? А разница воспитательная, символическая!

Так же и в нашем случае. Многие храмы нынче - проходные дворы: крещения,, отпевания, молебны: плати деньги и получай услугу!
80% россиян относят себя к православным. А теперь посмотрим статистику популярности религиозных ресурсов: РЕЙТИНГ. Так кого мы отпеваем, в кого верит большинство отпеваемых, кому молятся, на кого надеется?

А если просто так не получится получить в храме "услугу", то люди задумаются, будут понимать, что нужны усилия в духовной жизни, что Бог насильно никого не спасает, что необходима вера, воплощённая в поступках, а не 500 рублей в кармане.

Что видят внешние, читая эту тему? "Ничего страшного, обслужим всех и молиться будем, развлекайтесь ребятки дальше, Бог милостивый, спасёт. Мы за вас помолимся и никаких проблем"...
Мы не можем, даже отказав в требе, лишить усопшего Царствия Небесного, Бог всеведущ. Так почему же мы так боимся отказаться от формализма в отношении его родственников?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если этот человек не хотел быть отпет и после смерти, то это уже его дела, но священики не должны отвергать шанс того, что он покаялся.

Церковь это тело Христово, а христиане- Её члены, типа органы Его тела. (по Апостолу). Кто этого отвергается, тот как раковые клетки.

Артур, получается, что Вы предлагаете отпевать "раковые клетки".

Что такое покаяние см. здесь.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Любовь, речь идёт не об усопших, а о живых. Если человек не стал членом Церкви, то оставим его на Суд Божий и помолимся келейно. Мы также не знаем, а не стал ли человек атеистом к старости, как и то, покаялся ли.

Живые должны знать, что Церковь открыта для всех, но насильно (по желанию других людей после смерти) никого в рай не определяет. Почему Господь не спас всех одномоментно? Потому, что даже Он не спасает людей насильно, а лишь даёт им возможность спастись. Поэтому мы и говорим не о принудительном спасении, а о синергии.

Любовь, ответьте, пожалуйста на 3 вопроса, которые я задал выше.
 
Любовь, речь идёт не об усопших, а о живых.

Вот именно. Надо подумать и о родных умершего. У них горе, а тут, вместо утешения - жесткий отказ, вместо проповеди - отповедь. А ведь среди родственников усопшего могут быть и люди верующие. Но не всякому дана сила убеждения, такая, что способна заставить человека поменять старые привычки. А может быть человек уже шел по Пути, да не успел.
Не следует превращать Церковь в бюро ритуальных услуг, но не следует вставать в позицию чиновника-бюрократа ("низзя!", "не пущать!").

Завтра будем хоронить женщину, которую я знала и любила много лет. Она некрещеная. Очень долго болела. И я, и ее ближайшая подруга уговаривали ее принять крещение. Она нас внимательно слушала, очень уважительно относилась к нашей вере, но креститья отказалась. Она была очень честным и порядочным человеком, и отвечала:"Во мне нет истинной веры, лицемерить я не хочу".
Но как тяжело всем нам теперь, из-за того, что мы не можем ее проводить по-христиански.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...Кирилл, вы все очень правильно пишете, все по законам... А жизнь наша тоже по законам проходит? Жизнь наша (моя, ваша, людей, часто приступающих к Таинствам, и редко приступающих к Таинствам, и одни раз в жизни приступивших к Таинствам) - она, эта жизнь, тоже четко по пунктам определена? Тоже про нее можно сказать :1)... 2)... 3)...
...Насчет катехизации с вами народ согласился, но вот насчет отпевания... Почему не соглашаются? Думаю, потому, что нынешняя наша жизнь много отличается от той, что была, скажем, не так давно, в 19 веке. Помните, А.С. Пушкина напутствовал в жизнь вечную приходской священник? И отпевали его тоже в его приходе. Перенесем эту же ситуацию в наше время. Человек ранен, его отвозят... куда? Домой? Нет, в ближайшую к месту ранения больницу с реанимационным отделением. В каждой ли больнице сегодня есть храм? Есть священник? Из прихода этого человека священник соберется приехать через весь город к нему когда? В этот же день? В этот же день и родные могут не узнать, куда доставлен пострадавший... Вот умирает такой человек, и что? Его невоцерковленные родные повезут через весь город в его приход? Нет, обратятся в ближайший храм. А там им, убитым горем, часто просто невменяемым от внезапного горя, скажут: "По постановлению такого-то собора... мы вашего покойника знать не знаем и ведать не ведаем... идите, откуда пришли..."
Знаете, надо просто помнить, что сами мы чувствуем, когда провожаем близких в дальний путь... Недаром этим состоянием человека занимается не общая психология, а кризисная психология... В таком состоянии человек живет как за стеклом, как в кошмарном сне... А вы учтите, что неверующие воспринимают смерть гораздо трагичнее верующих... Вы думаете, люди поймут, что отпевание отложили? Нет... А вот глубокая душевная рана им будет нанесена...
...Ну и насчет воцерковления после смерти близких. Почитайте форум сайта Мемориам. Вот именно, часто через смерть родных Господь и приводит человека к себе. Человек к Богу со своей болью и надеждой. А мы ему номера постановлений... Это пострашнее всех вместе взятых "церковных бабушек", ни одной из них в голову такое не придет.
...Страшно, Кирилл. Читаю эту тему и просто иной раз плохо становится.
...А уж о стариках, забытых своими родными, и вообще как-то не думаем. У нас на лестнице живет старушка. В церковь пока молодая была не ходила. Заболела, и Господь ее вразумил. Соседи по ее просьбе в Великом посту приглашают ей на дом священника раз в год. Умрет она, ее будут хоронить родные, которые о ней вообще при жизни не заботятся. И что? Без священнической молитвы останется?
...Знаете, хорошо все же, что батюшки у нас мудрые и человечные, Бога и людей любят больше, чем букву закона. Можно ведь и все правильно делать, а Богу не угодить.
 
Артур, получается, что Вы предлагаете отпевать "раковые клетки".
Да, и молиться о их помиловании, сами не лучше их.
"Ибо ты говоришь: <<Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды>>; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр. 3, 17).
 
Сверху