Обсуждение получается очень интересным, хотя я несколько огорчаюсь, что мы по-разному видим одно и тоже, хотелось бы достичь единомыслия в милосердии к усопшим. Вот, он нищий, нет у него ничего, ни его богатств, нажитых в этом мире, ни особо добрых дел, ни молитв и он безгласно взывает к нашему состраданию, прося наших молитв. "Просящему у тебя, дай!" - говорит Христос, а мы, что дадим ему вместо молитв Церкви? С праведностью муравья-трудоголика на все мольбы его ответим сурово, как сей отвечал "попрыгунье стрекозе":
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!"
Да, стрекоза конечно же глупа, всё лето пробездельничила, не думая о грядущей зиме, но и муравей ни дать, ни взять, фарисей из притчи "О Мытаре и Фарисеи". О, как он праведен и духовно мертв к добродетели. За него страшней, чем за нерадивую поплясунью-стрекозу. И все они пойдут на Суд, одна не получив в помощь молитв, другой лишивший сам себя добродетели... А последнее слово за Богом.
Кирилл написал(а):
Тем не менее, тема открыта.
Кирилл написал(а):
Простите, но я бы хотел прокомментировать ответ отца Ильи с т.з. трактовки этого евангельского эпизода.
Разница между разбойниками была очевидная, для этого достаточно прочесть Евангелие от Луки. Разбойник не просто сокрушался о близкой смерти, он фактически исповедался Спасителю, он признал в распятом и избитом сомученике Мессию!!!
Разница между разбойниками была очевидна только для Христа и читателей Евангелия. И то, надо заметить не в каждом из 4-х Евангелей сказано о покаянии одного из разбойников, если бы евангелист Лука (гл.23) не рассказал нам о покаянии разбойника, мы бы подобно толпе распинателей, всех видели бы разбойниками. А какое вообще у толпы было отношение к разбойниками, если эти люди даже Христа распятого, видели преступником и насмехались над Ним:
35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. (Лук.23:35-37)
Кирилл написал(а):
Чтобы убедиться, что это покаяние было не просто эмоцией, а выдающимся подвигом, рекомендую прочесть эту работу:
За что был помилован благоразумный разбойник? святитель Иоанн (Шанхайский)
Конечно, это были не эмоции, но постижение сути своей греховной жизни. Однако и эмоции иногда освещаются праведными переживаниями и Божией благодатью.
Кирилл написал(а):
А теперь задумаемся, кому мог покаяться человек, который так и не узнал Христа при жизни, и даже теоретически вряд ли смог бы объяснить, кто такой Мессия (о Котором, несомненно, знал разбойник, как и все евреи того времени) и смиренно попросить, нет не спасти, а просто помянуть во Царствии?
Бог иногда мгновенно открывается человеку, к тому же нет такого человека на земле, который бы никогда не слышал имени Христа, другое дело, что сердце не отзывалось на тихий глас Бога "
Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28-29). Но мы так же знаем из притчи о Господине, нанимавшем работников в свой виноградник (Мф.гл.20), что одних людей Бог призывает к себе в соработники в первый час, а других на исходе дня и всем дарует одинаковую плату - прощение и Царство Небесное. И если мы будем роптать на тех, кто гипотетически покаялся в последнюю минуту жизни, то услышим на Суде Слова Грозного Бога:
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. (Матф.20:10-16)
Кирилл написал(а):
Понимаю, сейчас мне ответят про то, что усопший, возможно, был тайным христианином, а м.б. даже тайным монахом или священником и искусно скрывал свои убеждения. Повторюсь: неужели без заказа требы его неверующими родственниками, Господь-Сердцеведец не захочет спасти редкого подвижника, верного Ему человека?
Даже подвижник веры и тот нуждается в молитвах братии и Церкви, а тем более в этих молитвах нуждается тот, у кого ничего нет своего, ни молитв, ни добрых дел, но лишь быть может вздох покаяния перед отходом в тот мир.