А вобще,и Богопознание (Богосозерцание),и *само*познание (видение всех сердечных глубин своих грехов),только Богом (благодатию Духа) в человеке и открывается.Сам человек в вопросах сиих ничего не может.А как стяжать сии открытия?Деятельной верой,а не одним лишь умозрением.Ибо дела благочестия,и ум наш во Христе поставляют.Посему и минута умной,сердечной молитвы,во сто крат ценнее года *богословствований* в инете.А один день внутреннего поста,в тысячекрат ценнее годового чтения буквы внешним умом.Ибо и что бы и букву понимать верно,надобно и ум иметь верным,во Христе стоящим.Ибо сказано по Писанию:духовное познаётся духовным (Духом),а что бы Его благодать стяжать,то надобно потрудится не мало,ибо вера без дел мертва.Впрочем...
«...Я знаю, что Бог есть, — говорит св. Василий. — Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения».
По мысли св.
Григория Богослова, существо Божие есть «Святая Святых, закрываемая и от самих серафимов». Следуя святому, представлять себя знающим, что есть Бог равнозначно повреждению ума. Он утверждает, что«Божественная природа есть как бы море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающеесяза пределы всякого понятия о времени и природе».
По слову св.
Григория Нисского, «велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности». Подобно обширному морю, Божественная природа не дает знаков, указующих на какое-либо начало. «Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной какой постигающей силой ума, — изъясняет св. Григорий,— … Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и премирного постижения».
Следуя св.
Григорию Паламе, сущность Бога также безусловно непостижима не только для человеческого интеллекта, но и для всего ангельского мира. Сущность Бога непостижима потому, что«Бог превышает все существующее, и Он выше всякого естества».
Учение о непостижимости и трансцендентности Божественной сущности в Православии совсем не умаляет Богопознания, не свидетельствует о невозможности познать Бога. Неизреченная Божественная сущность, окутанная мраком по Своему «сокровенному местопребыванию» (св.
Дионисий Ареопагит), имеет внешние исхождения, действия. В исхождениях и действиях сокровенной сущности Божественное бытие может познаваться и даже сообщаться творению. Божественное бытие имеет неодну сущность, но и Божественные энергии — неотделимые от сущности действия вовне, в которых Боготкрывается тварному миру.«Бог существует одновременно и в Своей сущности и вне Своей сущности, — подчеркивает православный богослов В. Н. Лосский. — Всецело непознаваемый в Своей Сущности, Бог всецело открывает Себя в Своих энергиях».)