что вы понимаете под Силой Духа Святого?
Ознакомьтесь для начала:
«...Троица всегда есть Троица и никогда не приемлет прибавления: так должно мыслить и о Святом Духе. Когда Писание говорит о сотворении человека: «в начале сотвори Бог небо и землю» (
Быт. 1, 1), то знаменует глас Отца, призывающий к созданию, говоря: "сотворим" (
Быт. 1, 26) и предполагая, думаю, Сына и Святаго Духа. Ибо так говорит: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (
Псал. 32, 6). Таким образом вместе с Отцем творит и Слово; творит и Дух Святый. Итак неужели сотворивший человека Вседержитель Бог не знает того, что в человеке, испытуя «тайная утробы»? Но говоря это, слово Божие, присоединяет высшую степень познания Божия, дабы кто из согрешающих между нами не подумал еще сокрыться от Бога. Ибо Сам Он знает человека и то, что в человеке (ср.
Иоан. 2, 25 и
1Кор. 2, 11).
16. Итак Отец «испытает тайная утробы» (
Притч. 20, 27), и знает; а Дух «испытует глубины Божия» (
1Кор. 2, 10), и знает; ибо открывает тайны Божии святым и научает из глубины души прославлять Бога и показывает непостижимость Его тем, которые причастны Ему. Таким образом Дух не чужд Бога. Не сказано ни об ангелах, что они испытуют глубины Божии, ни об архангелах. Ибо «о дни том или о часе никтоже весть, – говорит Сын Божий, – ни ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец» (
Мк. 13:32). Но не думают ли несмысленные, не украшенные Духом Святым, будто есть нечто в Отце, чего нет в Божестве Сына? «Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако и Сын имеет живот в Себе» (
Ин. 5,26), и все что принадлежит Отцу Моему "Моя суть" (
Ин. 17, 10), – говорит Само Святое Слово Божие. Что же принадлежит Отцу, если не сие? Есть ли принадлежность Отца то, что Он –
Бог? – Это есть принадлежность и Сына. Есть ли принадлежность Отца жизнь? – Это принадлежит и Сыну. Есть ли принадлежность Отца свет? – Очевидно, что тоже принадлежит и Сыну. Принадлежит ли Отцу безсмертие? – Точно также принадлежит оно и Сыну. Непостижимость принадлежит Отцу и Сыну. Все принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну. Итак если принадлежащее Отцу принадлежит Ему, то и знание, которое в Отце, является также и в Сыне и в Святом Духе. Если же кто думает, что Сын не знает о дне (страшного суда), то пусть научится неведущий и не богохульствует. Предлагаю ему ведение, и он познает: скажи мне, возлюбленный: – я называю тебя возлюбленным, ибо никого я не ненавижу, разве только диавола, и дела диавола и зловерие, о тебе же я молюсь, чтобы ты пришел к истине Божией и не погубил себя самого хулою на Бога. Глубоки глаголы святого Бога, даются же Духом Святым чрез дарования. "Овому бо, – сказано, – дается слово премудрости, иному же слово учения» и прочее. Но «тойжде Дух разделяя коемуждо якоже хощет» (
1Кор. 12, 8, 11), чтобы показать тебе самобытность и Святаго Духа, поелику тот же Дух подает всем дарования, как хощет. Итак умоли Отца, чтобы Он открыл тебе Сына; и умоли Сына, чтобы Он открыл тебе Отца. И опять призови Отца, чтобы Он дал тебе Сына и открыл тебе Святаго Духа, и даровал тебе иметь Его в себе, дабы Святый Дух, данный тебе, открыл тебе всякое познание Отца и Сына и Святаго Духа, чтобы ты познал, что ни в Сыне, ни в Святом Духе нет никакого неведения...».
(
святитель Епифаний Кипрский (~315–403); Творения; Слово якорное).
Читать подробнее:
+++
«...19. Итак Само Святое Слово есть живое, ипостасное, Царь небесный, Сын истинный, всегда со Отцем сущий, от Отца произшедший, «сияние славы, образ ипостаси» (
Евр. 1, 3), образ Отца во истину, сопрестольный Родившему, Которого «Царствию не будет конца» (
Лк. 1, 33). Он есть «Судия живым и мертвым» (
Деян. 10, 42), – Премудрость от Премудрости, Источник от Источника: ибо "Мене, – говорит, – оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенци сокрушеныя» (
Иер. 2, 13). Он есть река приснотекущая, устремлениями своими веселящая град Божий (
Пс. 45:5), из того же Источника проистекшая, из Которого, как сказано, «реки от чрева его истекут» (
Иоан. 7, 38). Он есть жезл Давидов, «корень Иессеов» (
Рим. 15, 12), цвет от него, "лев, царь от колена Иудова» (
Апок. 5, 5), "овча" словесное (ср.
Деян. 8, 32 и
Ис. 53, 7), «камень живый» (
1Петр. 2, 4), «велика совета Ангел» (
Ис. 9, 6), человек во истину бывший, и Бог во истину пребывающий, непреложный естеством, не изменившийся Божеством, рожденный во плоти, воплотившееся Слово, «Слово плоть» бывшее (
Иоан. 1, 14). Тут между словами: "Слово" и "бысть" поставлено слово: "плоть". Не сказано: «Слово бысть», но после изречения: "Слово" без члена поставлено: "плоть"; а после слова: "плоть" сказано: "бысть", дабы чрез слово: "бысть" Он разумеваем был и как рожденный от Марии, и как Слово, свыше от Отца снизшедшее. Сие святое, живое Слово, сущий у Отца Бог, великого совета Ангел, возвещающий определения совета Отчего, «Отец будущаго века» (
Ис. 9, 6), Сам сказал: «никтоже весть о дни том и часе, ни ангели, иже суть на небесех» (
Мк. 13:32). Противники не знают того, что Сын в особом смысле говорит: "токмо один Отец" (
Мк. 13:32). Если Сын знает Отца, а Отец есть более и дня того и часа, в чем никто не сомневается, то каким образом знающий большее не знает меньшаго? Ибо «никтоже знает Отца, токмо Сын, и никтоже знает Сына, токмо Отец» (
Матф. 11, 27). Как велик Отец тем, что знает Сына, так и Сын велик, потому что знает Отца. Посему если Он знает Отца, – большее, то каким образом не знает малое, то есть, день тот и час? Испытай Божественные Писания и познай силу Святаго Духа, и Сам Дух, знающий Отца и Сына, откроет тебе знание Слова Сына Божия, дабы ты не заблудил от истины и не погубил души своей...».
(
святитель Епифаний Кипрский (~315–403); Творения; Слово якорное).
Читать подробнее: