где Бог есть имя Божественной Природы, но не Нетварной Божественной энергии.
Боже́ственные эне́ргии (
нетварные энергии) (от греч. ἐνέργεια — деятельность; энергия) – сущностное «движение» Божеской
природы, проявления Божественной сущности (но не сама сущность), Божественные действия.
Раскрывая учение о
Боге, Православная
Церковь указывает на непознаваемость
Божественной сущности. Но это не значит, что Бог совершенно непознаваем. Будучи непознаваемым по сущности, Он познается по Своим действиям или энергиям. Различение Божественной сущности и энергий можно обнаружить у большинства греческих отцов вплоть до первых веков существования Церкви.
Вместе с тем наиболее полно его выразил св.
Григорий Палама. Документальное закрепление это различие нашло в Актах Константинопольского собора 1351 г.
Следуя св. Григорию и Соборным Актам, между сущностью и энергией присутствует различие. Божественная сущность не допускает причастности себе, безымянна и неименуема, едина, а энергии допускают причастие, именуемы, множественны и разнообразны. В то же время единство Божественной сущности и энергий неслиянно, а различие нераздельно.
Энергия сущности нетварна как действие Триипостасного Божества, не вносит разделения в саму сущность и не нарушает ее простоты,
к энергии также приложимо имя «Божество», она тоже есть сам Бог.
Энергии Бога и есть нетварная Божественная
благодать, исходящая из Божественной сущности. Именно Божественным энергиям приобщается христианский подвижник. Отсюда и сама Божественная сущность становится одновременно непричастна и некоторым образом причастна человеку. «Когда мы говорим, что божественная сущность приобщима не в самой себе, а в своих энергиях, – объясняет св.
Григорий Палама, – мы остаемся в границах благочестия».
Таким образом, различение Божественной сущности и энергий обосновывает возможность причастия Божественного естества, открывает перспективу благодатного
обожения человека.
https://azbyka.ru/bozhestvennye-energii
16. Безымянной же является сия сверхсущностная сущность как превосходящая всякое имя; ведь и те [имена], которыми Сам Господь наименовал Себя, глаголя: «Аз есмь Сый» (
Исх.3:14), и "Бог" (
Исх.20:2), и "Свет"(
Ин.9:5), и «Истина и Живот» (
Ин.14:6), которые богословы преимущественно относят к сверхбожественной божественности
39, –
и они также являются именами энергий. Ибо «когда мы называем сверхсущностную сокровенность Богом или Жизнью, или Сущностью, или Светом, или Словом, то ничего иного не подразумеваем, кроме исходящих от Нее к нам сил, обоживающих или сущностотворных (ουσιοποιους), или животворных, или умудряющих»
40. И когда говорим, что Он «Святой святых» (
Дан.9:24), или «Господь господей»(
Пс.49:1, 135:3), или "Бог богов" (
Пс.135:2,
1Тим.6:15,
Откр.19:16), или «Царь царствующих» (
1Тим.6:15)
41, то показываем этим, что подразумеваем исходящие к нам Его силы, и что воспеваем Его согласно Его энергиям и причастиям, причащаясь или стремясь причащаться [их].
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/O_Bogestvennih_energijah_i_ih_prichastii/