Бог может сотворить небытие?

Крещён в Православии
Вы выразили не православное, а еретическое мнение, именуемое пантеизмом. Вы ошиблись в своём мнении. Мироздание не является Богом, а Бог мирозданием. Мироздание создано вне Бога, но Бог Своей Нетварной энергией объемлет мироздание и управляет им.

Доброго вам времени на этой планете Вячеслав!
Вы впрямь инквизиция какая-то, меня в еретики записали.
Судите о том, чье мнение правильное, а чьё мнение неправильное – самим то не смешно?
Так может вы так любезно предоставите иерархический строй всего того что окружает человека.
Мир, в котором существует Бог и откуда он создает, объемлет и управляет другим мирами?
Что это за миры, такие?
Уж просветлите заблудшую овцу, укажите мне правильное направление в моём понимании мира окружающего меня.
 
Крещён в Православии
Доброго вам времени на этой планете Вячеслав!
Вы впрямь инквизиция какая-то, меня в еретики записали.
Судите о том, чье мнение правильное, а чьё мнение неправильное – самим то не смешно?
Так может вы так любезно предоставите иерархический строй всего того что окружает человека.
Мир, в котором существует Бог и откуда он создает, объемлет и управляет другим мирами?
Что это за миры, такие?
Уж просветлите заблудшую овцу, укажите мне правильное направление в моём понимании мира окружающего меня.
На всей планете? Тогда уж на всех планетах, звездах и тд.

Не сужу, а констатирую на основе знания святоотеческого учения Церкви.

Иерархический строй, который окружает людей? Это о чем Вы спросили?

Бог не существует в мире, а пребывает в тварное мире Своим Божественным действием - Нетварной Божественной энергией, в которой весь Бог, где Бог есть имя Божественной Природы, но не Нетварной Божественной энергии. Надеюсь понимаете о чем пишу?

Тварная природа существует вне Божественной природы, у них нет ничего общего для единого и совместного существования.

Про миры Вы пишите, а я таких миров не знаю.

Просвещаю.
ТИПВ
«
Глава 2 (16). О творении
Как только Благий и Преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из не сущего в бытие и творит все без изъятия, как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом.».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_2#sel=13:1,14:70
 
Последнее редактирование модератором:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
где Бог есть имя Божественной Природы, но не Нетварной Божественной энергии.

Боже́ственные эне́ргии (нетварные энергии) (от греч. ἐνέργεια — деятельность; энергия) – сущностное «движение» Божеской природы, проявления Божественной сущности (но не сама сущность), Божественные действия.

Раскрывая учение о Боге, Православная Церковь указывает на непознаваемость Божественной сущности. Но это не значит, что Бог совершенно непознаваем. Будучи непознаваемым по сущности, Он познается по Своим действиям или энергиям. Различение Божественной сущности и энергий можно обнаружить у большинства греческих отцов вплоть до первых веков существования Церкви.

Вместе с тем наиболее полно его выразил св. Григорий Палама. Документальное закрепление это различие нашло в Актах Константинопольского собора 1351 г.

Следуя св. Григорию и Соборным Актам, между сущностью и энергией присутствует различие. Божественная сущность не допускает причастности себе, безымянна и неименуема, едина, а энергии допускают причастие, именуемы, множественны и разнообразны. В то же время единство Божественной сущности и энергий неслиянно, а различие нераздельно.
Энергия сущности нетварна как действие Триипостасного Божества, не вносит разделения в саму сущность и не нарушает ее простоты, к энергии также приложимо имя «Божество», она тоже есть сам Бог.

Энергии Бога и есть нетварная Божественная благодать, исходящая из Божественной сущности. Именно Божественным энергиям приобщается христианский подвижник. Отсюда и сама Божественная сущность становится одновременно непричастна и некоторым образом причастна человеку. «Когда мы говорим, что божественная сущность приобщима не в самой себе, а в своих энергиях, – объясняет св. Григорий Палама, – мы остаемся в границах благочестия».

Таким образом, различение Божественной сущности и энергий обосновывает возможность причастия Божественного естества, открывает перспективу благодатного обожения человека.
https://azbyka.ru/bozhestvennye-energii

16. Безымянной же является сия сверхсущностная сущность как превосходящая всякое имя; ведь и те [имена], которыми Сам Господь наименовал Себя, глаголя: «Аз есмь Сый» (Исх.3:14), и "Бог" (Исх.20:2), и "Свет"(Ин.9:5), и «Истина и Живот» (Ин.14:6), которые богословы преимущественно относят к сверхбожественной божественности39, – и они также являются именами энергий. Ибо «когда мы называем сверхсущностную сокровенность Богом или Жизнью, или Сущностью, или Светом, или Словом, то ничего иного не подразумеваем, кроме исходящих от Нее к нам сил, обоживающих или сущностотворных (ουσιοποιους), или животворных, или умудряющих»40. И когда говорим, что Он «Святой святых» (Дан.9:24), или «Господь господей»(Пс.49:1, 135:3), или "Бог богов" (Пс.135:2, 1Тим.6:15, Откр.19:16), или «Царь царствующих» (1Тим.6:15)41, то показываем этим, что подразумеваем исходящие к нам Его силы, и что воспеваем Его согласно Его энергиям и причастиям, причащаясь или стремясь причащаться [их].

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/O_Bogestvennih_energijah_i_ih_prichastii/
 
Крещён в Православии
Боже́ственные эне́ргии (нетварные энергии) (от греч. ἐνέργεια — деятельность; энергия) - ....... проявления Божественной сущности (но не сама сущность),
Сергей, читайте внимательно. Дал цитату из Вашего сообщения, что Божественные энергие не есть Божественная сущность или Божественная природа.

Анафематизмы 1 и 6.

1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.] Мудрствующие и говорящие, что Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность, ... и не исповедующим, ... что оный божественный Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но-нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности, - анафема, анафема, анафема.

6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же - может.] Еще тем же мудрствующим и говорящим, что божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие мессалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема, участвуема же божественная благодать и энергия, - анафема, анафема, анафема".

Святитель Григорий Нисский.
«Если же имя: Бог означает сущность, то, исповедуя единую сущность святой Троицы, не без основания славим единого Бога, потому что слово: Бог есть единое имя единой сущности.».
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/k_ellinam/#sel=5:20,5:46
 
Последнее редактирование модератором:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Божественные энергие не есть Божественная сущность или Божественная природа.

Не об этом речь.
Мной было замечено ошибочное утверждение.Дал по нему ссылку.

Божественные энергии-это тоже Бог.
- к энергии также приложимо имя «Божество», она тоже есть сам Бог.
- и они также являются именами энергий.

«Аз есмь Сый» (Исх.3:14), и "Бог" (Исх.20:2), и "Свет"(Ин.9:5), и «Истина и Живот» (Ин.14:6)

Просто корректировка вот этого
-где Бог есть имя Божественной Природы, но не Нетварной Божественной энергии.
 
Крещён в Православии
Не об этом речь.
Мной было замечено ошибочное утверждение.Дал по нему ссылку.

Божественные энергии-это тоже Бог.
- к энергии также приложимо имя «Божество», она тоже есть сам Бог.
- и они также являются именами энергий.

«Аз есмь Сый» (Исх.3:14), и "Бог" (Исх.20:2), и "Свет"(Ин.9:5), и «Истина и Живот» (Ин.14:6)

Просто корректировка вот этого
-где Бог есть имя Божественной Природы, но не Нетварной Божественной энергии.
Сергей, я Вас понял.

Однако, имя Божество в отношении Бога и Нетварных энергия понимается омонимично, ибо Бог и Его Нетварные энергии не одно и тоже.

Мной написано правильно: .... где Бог есть имя Божественной Природы, но не Нетварной Божественной энергии
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Добавлю для нашего понимания.
Святитель Григорий Палама.

«....
И мудрый в божественном Кирилл ясно говорит, что «божественной сущности принадлежит рождать, а энергии – творить; природа же и энергия не тождественны»10.

5. Однако не потому одним и тем же называем мы божественную сущность и энергию, что бы абсолютно одним было обозначаемое и тем и другим [термином], но, вдобавок к тому, что, как сказано выше, они обозначаются одним и тем же словом, и по причине бесконечной неисчерпаемости и нераздельности энергии, что, конечно же, [является свойством] и единого Бога, ибо один лишь Он во веки неизменно пребывает неизреченно Действующим. И не потому [мы так говорим], что бы энергия не была от сущности, но потому что Бог, обладая всем вместе и сообща, нераздельно совершает каждое и, будучи всегда собранным в Себе Самом и никогда Себя не покидая, весь и один лишь является обозначаемым через [каждое Свое] выступление к каждому, как Неделимый в разделенном. ...».
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/O_Bogestvennih_energijah_i_ih_prichastii/#sel=8:242,9:119
 
Москва
Православный христианин
А что по вашему гуманнее: расстрелять или дать пожизненный срок ?
Расстрелять, конечно!
Если предположить, что после расстрела не будет НИЧЕГО: ни хорошего ни плохого, ни чувств ни мыслей ни переживаний ...
Или оооочень долго ( т.е. вечно) как бы " существовать", но при этом претерпевать самые ужасные муки без какой - либо надежды на изменение такого жуткого состояния!
Вы бы что выбрали?
 
Москва
Православный христианин
Вячеславу:
Благодарю за ссылку, Дамаскина я уже наизусть наверное выучила, но и он не дает ответа на мой вопрос.
 
Крещён в Православии
Вячеславу:
Благодарю за ссылку, Дамаскина я уже наизусть наверное выучила, но и он не дает ответа на мой вопрос.
Нужно понимать, а не наизусть учить.
Ответ был дан в ссылке.

Небытие - это несуществующее.
Бог приводит в бытие всякого человека посредством плотского зачатия от родителей и Своего дыхания для создания разумной души.
Далее каждый из людей существует по своей разумной (свободной) воле или в добре или зле.
При этом Бог в Своей любви принимает всяких и добрых и злых. Только для добрых Божественная любовь есть духовное наслаждение и радость, а для злых - бич любви (прп. Исаак Сирин) и мучение.
 
Москва
Православный христианин
Нужно понимать, а не наизусть учить.
Ответ был дан в ссылке.

Я прекрасно понимаю о чем пишет Дамаскин и другие святые отцы
Но это не дает ответ на МОЙ вопрос

, а уж богословских трудов перелопатила будь здоров!

а то что Вы пишите, это о другом , Вы видимо не поняли суть вопроса
 
Крещён в Православии
а можете привести цитаты святых отцов на эту тему.?
Я тоже часто размышляю, не более ли " гуманно" бы после Страшного суда отправить всех неудостоившихся спасения обратно в небытие ...
Это
дерзко, конечно , с моей стороны , но ...
Цитирую Ваш вопрос.

На основе ТИПВ Вам был дан следующий ответ. Если бы злые, которые ими содержались по своей свободной воле, не были приведены в бытие, то зло бы победило благость Бога. Равно верно и другое, если бы злые, неудостоившиеся по своей свободной воле спасения, были бы приведены в небытие, то зло победило бы благость Бога.

Вас устраивает ответ? Если не устраивает, прошу дать пояснение, по какой причине не устраивает.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
На всей планете? Тогда уж на всех планетах, звездах и тд.

Не сужу, а констатирую на основе знания святоотеческого учения Церкви.

Иерархический строй, который окружает людей? Это о чем Вы спросили?

Бог не существует в мире, а пребывает в тварное мире Своим Божественным действием - Нетварной Божественной энергией, в которой весь Бог, где Бог есть имя Божественной Природы, но не Нетварной Божественной энергии. Надеюсь понимаете о чем пишу?

Тварная природа существует вне Божественной природы, у них нет ничего общего для единого и совместного существования.

Про миры Вы пишите, а я таких миров не знаю.

Просвещаю.
ТИПВ
«
Глава 2 (16). О творении
Как только Благий и Преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из не сущего в бытие и творит все без изъятия, как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом.».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_2#sel=13:1,14:70

Констатировать – установлять, делать ясным, очевидным; подтверждать, удостоверять.
И что же вы Вячеслав констатируете?
Не имея собственного мнения, как можно что-то и кому-то утверждать со слов другого человека.
- Можно только дискутировать.
Тем более, не всё свято, что в книгу вмято, в расчёт не берётся Священное Писанье.
Понять о чём вы пишете вообще сложно, практически невозможно.
Приведу некоторые строки написанные вами;
1) «где Бог есть имя Божественной Природы»
- то есть, Бог это, имя? или что?
2) пребывает в тварное мире Своим Божественным действием - Нетварной Божественной энергией.
- назовите Божественные действия, которые происходят в нашем с вами мире созданным Создателем?
 
Крещён в Православии
Констатировать – установлять, делать ясным, очевидным; подтверждать, удостоверять.
И что же вы Вячеслав констатируете?
Не имея собственного мнения, как можно что-то и кому-то утверждать со слов другого человека.
- Можно только дискутировать.
Тем более, не всё свято, что в книгу вмято, в расчёт не берётся Священное Писанье.
Понять о чём вы пишете вообще сложно, практически невозможно.
Приведу некоторые строки написанные вами;
1) «где Бог есть имя Божественной Природы»
- то есть, Бог это, имя? или что?
2) пребывает в тварное мире Своим Божественным действием - Нетварной Божественной энергией.
- назовите Божественные действия, которые происходят в нашем с вами мире созданным Создателем?
Констатирую - делаю очевидным, - что Ваше утверждение еретическое.

1. Слово «Бог» есть имя Божественной Природы. Все, что люди познают, они облекают в слова, которые есть имена и термины. Если Вы этого не знали, то теперь узнали.

2. Божественные действия в тварном мире: Творение, Создание, Промышление, Суд, Домостроительство и многое другое.
 
Последнее редактирование модератором:
Не понимаю, чем здесь стольким не нравится эволюция, которая как наука ДОКАЗАНА. Может не в совсем в том формате что представляют и не без участия высших сил, но доказана. Или бог в шутку связал человека не только с обезьянами, но и со свиньями как с ближайшими родичами?
 
Мир Вам! Я бы начал с того, что некорректно ставить вопрос: может или не может что-либо совершить Всемогущий Создатель. Сам по себе вопрос предполагает ответ: Всемогущий Бог может все! Он просто делает лишь то, что имеет смысл. Излюбленный провокационный вопрос материалистов, - может ли Господь создать камень, который Сам не сможет поднять? - подразумевает ответ: может! - но какой в этом смысл? Этот вопрос можно дополнить аналогичными: может ли Творец, если Он действительно Всемогущий, создать бесчисленное множество подобных Ему всемогущих богов, либо может ли Он воплотить хоть один из рисунков Эшера? У меня тут же возникает вопрос: к чему Создателю воплощать наши неуемные и неуместные фантазии? Нонсенс! Господь задумывает и творит лишь то, что воистину НЕОБХОДИМО. Все, что сверх того, - от лукавого. Отсюда следует, по-моему, вывод: Господь создал наш мир, как необходимость для нашего существования. Какая необходимость в этом лично для Бога, Который ни в чем не нуждается, - следует спросить у Самого Творца, но можете не сомневаться - мы в свое время получим ответ и на этот вопрос. Если же Господь что-либо создал, то это априори не подлежит возврату в НИЧТО (аннигиляции).

Другое дело, что Господь допускает проявление человеком его свободного волеиз'явления со всеми вытекающими из этого последствиями. Но и в этом случае Бог не уничтожает Свое творение. Он лишь делает так, что Его создания не исчезают в иных условиях существования. Эти условия, фактически, создал сам человек своим грехопадением. Господь помогает человеку выживать в условиях прОклятой земли и восстанавливать утраченную связь с Создателем, т.е. спасаться.

Человек существует бесконечно, но не беспредельно. Началом его существования является зачатие, которое совпадает с началом земной жизни человека (условный "нижний" предел). Свою земную жизнь человек может прекратить, например, суицидом, и это будет его, человека, свободный выбор. В то же время наша земная жизнь имеет свое окончание, "верхний" предел, - смерть. Но свое существование человек не прекратит никогда. У человека есть, условно говоря, "нижний" предел его существования, но нет "верхнего" предела. Отсюда, человек (как и любое творение) существует бесконечно, но не беспредельно. Беспредельно существует лишь Создатель. Творец не предусматривает уничтожение Своих созданий, т.к. Господь не совершает ошибок. Даже когда идет разговор о том, что, мол, Бог "раскаялся" в том, что сотворил человека, то здесь подразумевается крайняя степень сожаления о том, что содеял человек своим свободным выбором. Но и в этом случае не предвидится прекращение существования и уничтожение Божьего творения. Храни Вас Господь!
Фанатичны вы и слишком буквально воспринимаете то, что описывает книга которая появилась гораздо позже человека, не находите?
 
Не понимаю, чем здесь стольким не нравится эволюция, которая как наука ДОКАЗАНА. Может не в совсем в том формате что представляют и не без участия высших сил, но доказана. Или бог в шутку связал человека не только с обезьянами, но и со свиньями как с ближайшими родичами?
Алексей, не начинайте. Я на эту тему уже много лет беседы веду. Не проходят.
"Один человек сказал: "Если бы собрались тысячи людей и привели множество доводов, опровергающих существование бога, то я бы все равно не поверил, потому что бог есть в моем сердце" (цитата из книги "Яко с нами Бог"). Вот и ответ на вопрос: откуда этот вечный спор.
 
Православный христианин
... Я на эту тему уже много лет беседы веду. Не проходят.
"Один человек сказал: "Если бы собрались тысячи людей и привели множество доводов, опровергающих существование бога, то я бы все равно не поверил, потому что бог есть в моем сердце" (цитата из книги "Яко с нами Бог"). Вот и ответ на вопрос: откуда этот вечный спор.
Да тут спорить то не очем." Тысячи людей со своими доводами" могут обсуждать лишь своё ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о Боге, но не Его самого. По определению. У христиан -" богооткровение" т. е. Он открыл нам о Себе лишь только то что пожелал (огр. информация). Мы на том и стоим - ибо Рай/Царство Небесное, для нас не 5-ти звёздочный отель, а Его непрестаное ПОЗНАНИЕ. Представьте - БЕСКОНЕЧНОЕ ПОЗНАНИЕ приносящие удовольствие в процессе.
А тут (по Вашему) собрались мужи умные, потёрли про "корпускулярную теорию"... "Нет, никакого бога нет". Выпили тёплого молочка, пошли спать. Поели шашлыков, поболели, померли, закопали, забыли. Внуки трут за мультивселенные - таже участь. Как не знали/познали о Боге, а лишь балагурили о своих ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ о Нём, так и не узнают.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Не понимаю, чем здесь стольким не нравится эволюция, которая как наука ДОКАЗАНА. Может не в совсем в том формате что представляют и не без участия высших сил, но доказана. Или бог в шутку связал человека не только с обезьянами, но и со свиньями как с ближайшими родичами?
Я хочу Вам напомнить, что Вы находитесь на православном форуме. Убедительная просьба, пишите пожалуйста слово Бог, с большой буквы.
По повод Вашего замечания о родстве человка и животного - отвечу.
Не в шутку. Обратите пожалуйста внимание на то, что и человек и животные были созданы из земли, а не из мега-космических энергий! Поэтому, да ближайшие родичи.
- И рече́ Бо́гъ: да изведе́тъ земля́ ду́шу жи́ву по ро́ду, четвероно́гая и га́ды, и звѣ́ри земли́ по ро́ду. И бы́сть та́ко. (Быт.1:24)
- И созда́ Бо́гъ человѣ́ка, пе́рсть [взе́мъ] от земли́, и вду́ну въ лицо́ его́ дыха́нiе жи́зни: и бы́сть человѣ́къ въ ду́шу жи́ву. (Быт.2:7)

Авва Дорофей, пишет - "Разумными же потому, что человек есть животное разумное".

А вот, слова Иоанна Златоуста.
«Для того Бог и сотворил из всех животных только одного человека с прямым станом и утвердил глаза его в верхней части тела, чтобы научить его и самой внешностью, что он должен взирать в высоту. Только одно это животное устроено таким образом, а все прочие смотрят вниз и обращены к земле; человек же обращен к небу, чтобы он смотрел туда, о том любомудрствовал, о том помышлял и имел острое зрение души. Потому-то и сказал один Премудрый: у мудрого глаза его – в голове его (Еккл.2:14), то есть он чужд всего низкого, стремится к небу, помышляет о высоком».

Собственно, сходство/родство человека и животного Церковь не отрицает! Более того, этот вопрос является важнейшей частью православной веры. Если Вам интересно, что и как, то формулируйте пожалуйста вопрос, открывайте тему, будем обсуждать.
 
Последнее редактирование:
Сверху