Может ли быть ложь во благо?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
агностик
Итак, если смысл этого ответа изложить юридическим языком, имея в виду то, что "Любовь есть исполнение закона"(Рим.13:10), то получится некое противоречие:

- "Да, я совершил беззаконие, и буду за это судим, но "исполнение закона" покроет совершённое мной беззаконие!"
Даже юридическим языком одно и то же действие может быть или не быть преступлением в зависимости от контекста.
По-моему, ответ очень понятен: ложь - грех, но в данном случае прощаемый ввиду "смягчающих обстоятельств".
 
Крещён в Православии
вредное много мудрствование" - удел тех, кто не знает правил, заповеданных Богом.
Это ведь очень рядом с ложью во благо, если внимательно присмотреться..
Ведь как первое так и второе человек подгоняет не столько под ситуацию, хотя и это тоже, сколько под собственное "хочу"...
Оправдывая ложь и делая её "праведной", так же и с многомудрствованием..человек сам себя убеждает, что это "не оно"..
Причём это может быть вполне искренне и просто являться заблуждением..
Основой наверное гордыня является..
и тщеславие, если их разделять(чего не делает И.Лествечник).
А в целом, перекручивать можно как угодно сто раз.
Суть от этого неизменна.
За ложь придётся ответить.
А любовь может всё покрыть..
Дерзну привести пример не зная кто автор..(не помню)
Но с очень близким сходством по сути.
Попробую своими словами передать эту суть..
Когда человек всю жизнь грешил не по детски..
И когда нищий попросил у него хлеба, то он кинул в нищего куском хлеба..
И именно этот кусок хлеба его спас на Страшном Суде..
Не помню от куда это, простите.
Но есть сходство в любви..
В примере нет любви..но есть доброе дело без любви..которое даже не осознанно..
Не знаю, на сколько коректен этот пример, но суть общую, которую я увидел(это может быть и моей иллюзией), сводится к тому, что любовь покрывает всё..даже неосознанная..
 
Православный христианин
i
Я не понимаю. Что мешает людям просто так взять и погуглить, что Святые говорят о лжи, что в Писании сказано?

"Не желай говорить какую бы то ни было ложь; ибо повторение её не послужит ко благу" (Сир.7,13)



________________________

Некоторые говорят, мол, можно солгать врагам, например когда попал в плен на войне, что бы как погубить их или повести по ложному следу. Но на каком основании думают, что так можно, если везде у Святых и в Писании сказано, что нельзя ни в каком случае лгать? Лучше помолись Господу, промолчи (Бог и без твоей лжи с ними разберётся. Или ты думаешь, что ложь на большее способна, чем всемогущий Бог?...) и прими пытки, лучше умри, как мученик, но не скажи ни правды, ни лжи, как в последнем случае делали все Святые мученики. Ведь мы знаем, что были многие Святые, которые приносили огромную пользу церкви и попали в руки мучителей и мучители требовали только на словах отречься от Бога, то есть солгать и дальше делай что хочешь. Но никогда они в таких случаях не лгали. А так, солжёшь один раз, посчитав этот грех пустяков, солжёшь другой раз, а там и о Боге лгать начнёшь. Так всегда и происходит.

i

Авва Анув сказал: «С того времени, как я принял Крещение и наречен христианином, ложь не исходит из уст моих»
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Даже юридическим языком одно и то же действие может быть или не быть преступлением в зависимости от контекста.

И всё же, юридическая наука - понятие более конкретное, чем пустословие.
Хотите высказаться убедительно - приводите, пож-ста, примеры.

Спасибо.
 
агностик
И всё же, юридическая наука - понятие более конкретное, чем пустословие.
Хотите высказаться убедительно - приводите, пож-ста, примеры.

Спасибо.
Вы прям настаиваете на том, чтобы подходить к вере с "юридической" точки зрения?
Ну ладно, вот пример: взлом квартиры, совершаемый грабителем или сотрудниками полиции для ареста опасного подозреваемого. Одно действие, разный контекст.
 
Православный христианин
Как вариант ,вспомнить во что крестились ,и поступать по совести , невзирая на мораль( которая часто субъективна)
 
Москва
Православный христианин
Не бывает лжи во благо. Если оправдывать сказанную неправду благом для ближнего, или умалчивание, чего-то, то всё равно состояние будет будто камень на душе. Совесть будет обличать. И трудно будет с этим ходить. Если даже и по любви (как кажется что по любви) к ближнему так поступать. То, разбираться с тем что будет у самого на душе, у того, кто покрыл кого-то cвоей любовью, нужно будет всё равно, тому кто смолчал или сказал неправду. Другое дело, что в жизни встречаются разные ситуации. Но однозначно, что лож это - не благо.
 
Крещён в Православии
Вы прям настаиваете на том, чтобы подходить к вере с "юридической" точки зрения?

1. Настаиваю, что Библия содержит в себе, главным образом, свод законов и правил поведения, с множеством примеров соблюдения и нарушения людьми этих правил. А также, это подробное описание последствий того и другого.
2. Настаиваю и на том, что слово "вера" - служебное. Оно имеет весьма неясный и расплывчатый смысл без определения предмета нашей веры. А если предмет веры понятен, то у такого понятия обязательно имеются правила.
De jure - по закону, по правилам.
3. Действительно, к неопределённо-расплывчатому понятию подходить с юридической точки зрения очень сложно, и даже невозможно.
Поэтому, уточняйте значение слов, уважаемый.

Спасибо.
 
Крещён в Православии
За ложь придётся ответить.
А любовь может всё покрыть..

Уважаемый Сергей. Думаю, что, новоначально, следовало бы уточнить значение слова "любовь", чтоб возможно было понять, о чем вы тут говорите. Ведь это слово имеет довольно много значений.
Но есть сходство в любви..
В примере нет любви..но есть доброе дело без любви..

Итак, поскольку форум у нас христианский, то и значения слов нам следует черпать из Библии, не так ли?
А в этом случае, имеются такие значения:

1."Любовь есть исполнение закона", Рим.13:10.
2."Любовь есть совокупность совершенства", Кол.3:14.

И первое значение даёт нам бОльшую ясность в данном вопросе, потому что, даже Христос, пресекая ненужное людское пустословие, говорил так:

Ин 14:15
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди!

А Заповеди Божьи это Его законы и правила поведения. И начертание самых главных из них, Он не доверил даже Моисею, но сделал это лично Сам.
Так сказано в Писании.

Вы верите в то, что Библия - Божья книга?

Спасибо.
 
Крещён в Православии
Если даже и по любви (как кажется что по любви)

Простите, с.Татьяна, но и вас я хочу попросить, для начала, определиться со значением слова "любовь", чтоб нам верно понимать ваши мысли.
Ведь ап.Павел, требуя определённости, в послании к Коринфянам, сказал такие слова:

1Кор 14:10-11
Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.


Поэтому, потрудитесь, пожалуйста, выражать свои мысли яснее, чтоб не говорить на ветер.

1Кор 14:9
Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

Спасибо.
 
Москва
Православный христианин
Святой Иоанн Кассиан делает вывод, что бывает, хотя и остаётся при этом грехом, требуя покаяния.
Об этом я писала в начале темы:

- Авва Дорофей в своих поучениях писал, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения».
Для меня же лож не бывает во благо. Почему? объяснила в #27. И ещё, говорю так исходя из своего опыта. Когда мне недоговаривали что-то, умалчивали, уберегали от чего-то, то это для меня не было благом. У меня было возмущение, кто их просил мне врать. И им от этого не было хорошо, и мне. Так в чём благо? Я могла понять их побуждения. Но от этого их побуждения не становились для меня благом. Зачем? - они за меня решали что для меня благо (что - лучше, а что - хуже), а что не благо.
 
Крещён в Православии
Святой Иоанн Кассиан делает вывод, что бывает, хотя и остаётся при этом грехом, требуя покаяния.

Дмитрий, а если конкретно представить себе такое покаяние прп.Гавриила Ургебадзе, после того случая со спасением беглеца от разбойников, то как же такая исповедь могла бы звучать?

- "Прости, меня, Господи, за проявленное мною малодушие, что я, по испорченности моей, боязливо скрыл от разбойников правду, но, как злодей окаянный, обманул их, сказавши ложь"!?

Именно так вы представляете себе ту "необходимую" исповедь преподобного?

Однажды в келью прп. Гавриила Ургебадзе вбежал человек, за которым гнались разбойники, и спрятался в ней. Следом вошли и разбойники, спрашивая о. Гавриила, не видел ли он такого-то человека, беглеца. Преподобный ответил нет. Разбойники ушли. Когда потом спросили о. Гавриила, как же так, ведь ложь -- это грех. Да, ответил тот, и я буду судим за этот грех на Страшном Суде, но все покроет любовь.

Предлагаю, если кому интересно, рассмотреть эту историю с точки зрения не предположений человеческих, а ясных библейских предписаний. И разобрать это дело, исходя как из Ветхозаветных правил, так и Новозаветного порядка.

Спасибо.
 
Православный христианин
Именно так вы представляете себе ту "необходимую" исповедь преподобного?
"...Нужно считать это искушением, постигшим нас за грехи. Св. Дорофей говорит, что когда случится необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом" (святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)

Я не собираюсь ничего представлять, я читаю святых отцов, у них всё описано. Грех должен быть раскаян и оплакан перед Богом, покаяние должно быть принесено. Каждый человек делает это в свою меру.
 
Православный христианин
Не зря зовут его Иаковом. Он перехитрил меня дважды. Сначала отнял у меня первородство ,а теперь отнял у меня и благословение . Хитрость - добродетель? Или ,по сути ,ложь?
 
Православный христианин
Две тайны Домостроительства Божия сосуществуют и дополняют, а иногда и, по-видимости, противоречат друг другу. Прп. Каллист называет их "двумя главными созерцаниями". Это Истина, явившаяся нам в сотворении мира, и милость, явившаяся нам в Воплощении Иисуса. Если бы Бог все время поступал с нами по истине, мы бы были давно уже уничтожены. Так и в этом случае с о. Гавриилом можно было поступить по истине и спасти свою душу. А можно было поступить по милости и погубить свою душу, а чужую спасти. "Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю".
 
Православный христианин
Истина там, где есть любовь. Если даже мы поступим формально безупречно, но погрешим против любви к ближнему, будем судимы, как не имеющие любви и не исполнившие вторую заповедь из двух главнейших. Решает пусть каждый сам. Апостол Павел писал, что любовь всё покрывает.
 
Крещён в Православии
значения слов нам следует черпать из Библии, не так ли?
Думаю что надёжнее значения слов черпать из святоотеческих толкований.
В Священном Писании очень много переносного смысла..который человеческому уму недоступен.
Значение слова "Любовь" по Апостолу Павлу..
 
Крещён в Православии
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди!
Вот тут интересно..
По тому как верное понимание этого предложения, на прямую зависит от верного понимая - что вообще есть любовь к Богу?
И заповеди без Бога ни одной выполнить мы не можем..
 
Православный христианин
Вот тут интересно..
По тому как верное понимание этого предложения, на прямую зависит от верного понимая - что вообще есть любовь к Богу?
И заповеди без Бога ни одной выполнить мы не можем..
Любовь это не чувство, это устремление человеческой воли.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху