Простите, а где вы видели, что в вышеперечисленных ссылках говорится о?И видеть в этом учении некое подтверждение трихотомизма тело-душа-дух нет никакой возможности!
подтверждении трихотомизма
Простите, а где вы видели, что в вышеперечисленных ссылках говорится о?И видеть в этом учении некое подтверждение трихотомизма тело-душа-дух нет никакой возможности!
подтверждении трихотомизма
Так в том все и дело, что нет никакой "души без духа"! Сама душа по своей ПРИРОДЕ есть дух!Нам приходилось встречать людей, которые, восходя в умную сферу, свойственную человеку по естеству, поражались ее светозарным великолепием ( Силуан Афонский. из книги Софрония (Сахарова)) Думаете душа сама без духа будет сиять светозарным великолепием по естеству.
Если нет, тогда и нет!Простите, а где вы видели, что в вышеперечисленных ссылках говорится о?
Дух это чистейшая часть души, где-то встречалось у богословов некоторые по ошибке его принимали за Бога. Проявление духа это совесть, жажда Бога.Так в том все и дело, что нет никакой "души без духа"! Сама душа по своей ПРИРОДЕ есть дух!
– «Что душа сия есть дух, ясно учат и святые Писания и сам Господь, когда сказал Он, что тело убивается людьми, а душу не могут они убить, потому что она — дух. Сим-то духом возмутися Иисус (Иоан. 13, 21). Сего-то духа разлучение с телом совершилось на кресте. Так умерло тело и произошло его разрешение; а Бог-Слово непреложно был и в теле, и в душе...» (Афанасий Великий. Т. 3. 1994, с. 358–359);
– «сама душа — это дух...» (Тертуллиан. 2004, с. 58);
– «душа есть дух, разумный и мыслящий» (Феодорит Кирский. 2000, с. 191);
– и по свт. Тихону Задонскому душа человеческая есть «дух от Бога созданный» (Тихон Задонский свт. Т. 3. 2003, с. 475).
Современный богослов о св. отцах: «И хотя они проводят различие между духом и душой, однако не рассматривают дух как самостоятельную, отличную от души субстанцию. Обычно они понимают под духом либо Дух Божий, т. е. благодать, присутствующую в человеке, либо имеют в виду различные состояния души... Под действием Божественной благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух — это та же самая душа, только после своего благодатного обновления» (Давыденков. 2006, с. 211).
Ошибка заключается Ваша в том что Вы называете созданное Богом совершенным, но это не так. Совершенным является только Бог.О Душе
Но тогда это говорит о том, что Творец «не уверен» в своём же творении, а это исключено, ведь всё созданное Богом совершенно!
Смотря , что Вы вкладываете в это понятие «дух» ? Душа человека , все же творение Бога, как и тело. Природа души - духовная, может быть в этом и есть смысл. Но и в другом смысле, что души нет без духа, есть уточнения:. Какого духа? На предложения апостолов спалить селение, которое их не приняло, Иисус сказал: « вы не того духа!»Так в том все и дело, что нет никакой "души без духа"! Сама душа по своей ПРИРОДЕ есть дух!
Полностью согласен!Смотря , что Вы вкладываете в это понятие «дух» ? Душа человека , все же творение Бога, как и тело. Природа души - духовная, может быть в этом и есть смысл. Но и в другом смысле, что души нет без духа, есть уточнения:. Какого духа? На предложения апостолов спалить селение, которое их не приняло, Иисус сказал: « вы не того духа!»
Вдунул дух жизни и стал человек душою живою...а до этого был животным? Или троичность нам задана как и обожение, может это взаимосвязано?Полностью согласен!
Об этом писал еще преп. Иоанн Дамаскин: «Дух понимается многоразличным образом. [Ибо этим именем называется и] Святый Дух. Называются же духами и силы Духа Святого. Дух — также и добрый Ангел; дух — демон; дух — и душа; иногда же называется духом и ум» (Иоанн Дамаскин. 1992, с. 41).
Понятно, что из всех перечисленных вариантов, в собственно антропологическом смысле дух понимается только двояко — либо как душа, либо как ум.
Очень часто и совершенно неверно эту библейскую фразу понимают процесуально: сначала одно, потом - второе. Отсюда и появляются разные странные идеи, близкие эволюционизму - что сначала человек был таким, потом Бог его сделал другим.Вдунул дух жизни и стал человек душою живою...а до этого был животным? Или троичность нам задана как и обожение, может это взаимосвязано?
Если творение человека было не одномоментным - то да, был животным. Мне более понятен и нравится тезис, что Бог вдунул "дыхание жизни". Т.е. способность к жертвенности, к самопожертвованию, причем Он не определил в какую сторону она должна быть направлена.Вдунул дух жизни и стал человек душою живою...а до этого был животным?
Мне кажется, у прп. Каллиста Ангеликуда несколько иное мнение по этому вопросу. Бог вдохнул в человека именно Дух (или дух, благодать Духа, особый способ Его присутствия в человеке, тропос), Который и стал для него душой для души, "душою живою".в настоящее время часто пишут, что Бог вдохнул в человека дух, что совершенно неверно! По св. отцам Бог вдохнул в человека душу, которая является духовной
Действительно, некоторые ранние отцы толковали этот вопрос в том смысле, о котором Вы говорите. Но потом отцы оставили такое толкование. Об этом прямо говорит прп. Серафим в "Беседе с Мотовиловым".в настоящее время часто пишут, что Бог вдохнул в человека дух, что совершенно неверно! По св. отцам Бог вдохнул в человека душу, которая является духовной
***«Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого. Возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду, но Духа Святого внутрь себя неимущим».Очень часто и совершенно неверно эту библейскую фразу понимают процесуально: сначала одно, потом - второе. Отсюда и появляются разные странные идеи, близкие эволюционизму - что сначала человек был таким, потом Бог его сделал другим.
Это совершенно неверно! По смыслу библейского повествования и по толкованию св. отцов это происходит одновременно: поскольку Божественное вдуновение и есть человеческое творение!
И кстати, важный момент: в настоящее время часто пишут, что Бог вдохнул в человека дух, что совершенно неверно! По св. отцам Бог вдохнул в человека душу, которая является духовной!
Как выразился отецИбо Он вдунул в лицо его, то есть вложил в человека нечто от собственной Своей благодати
то есть не полноту Духа вложил, а определенный способ Его присутствия (тропос), характерный не только для Адама, но и для апостолов (после дуновения Христова), и для всех рождающихся от Духа:нечто от собственной Своей благодати
"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" (прп. Каллист Ангеликуд).
Как можно вложить полноту бесконечного Духа?Как выразился отец
то есть не полноту Духа вложил, а определенный способ Его присутствия (тропос), характерный не только для Адама, но и для апостолов (после дуновения Христова), и для всех рождающихся от Духа:
Речь идет о Пятидесятнице и ее отличии от других схождений Духа (на Адама и т . д.) Считается, что отличие в полноте схождения (вариант: ипостасное схождение, у свт. Николая Мефонского). Считается, что полнота схождениия -- это полнота вхождения подвижника во внутритрочную Жизнь. Подвижник при этом, оставаясь по природе конечным, становится бесконечным по благодати и может тем самым вместить полноту бесконечного Духа, полноту внутритроичной Жизни.Как можно вложить полноту бесконечного Духа?
Извините мой французский, но раз Вы утверждаете, чтоКакой вы тугой однако... Ваше самоосознание : "я" есть, ни от чего не зависит, как бы вы не учились, как бы ни болели, как бы вас люди не гнобили или возвышали, ваше "я" , самоосознание, что вы есть и существуете ни как не изменится ... это приоритеты, характер и пр. атрибутика души(то что ваше) может поменяться, со самоосознание своего "я" никогда...надеюсь теперь вы поняли что имеется в виду...
Вот оно и есть вы, а не ваше...и оно не материально, чего не хотят признавать атеисты и пр. агностики...иначе оно бы менялось от состояния организма в результате хим. процессов...
Тогда это Вы "тугой", а не я, так как Вы не меняетесь. А значит это стагнация и энтропия! Или Вы хотите сказать, что Ваши приоритеты были даны Вам от рождения? То есть, Вы за предопределённость бытия?ваше "я" , самоосознание, что вы есть и существуете ни как не изменится ... это приоритеты, характер и пр. атрибутика души(то что ваше) может поменяться, со самоосознание своего "я" никогда...