Чтобы сделать вывод, нужно сначала осознать себя - верно? Из этого следует, что мышление не создает суждения, мышление создает осознание себя в первую очередь (как человека, как личность). А из осознания себя, уже следует осознание ситуации (например -погода дождливая), а из осознания ситуации создается логический ряд и прострагиваются ценности , а потом, в конце идут суждения (мнение, заключение). Например, взять зонт.
Итак, есть разум и ум.
Разумом человек осознает себя, умом - пристраивает логические цепочки исходя из осознания себя и ситуаций. Четкую грань, тут провести сложно.
Религиозный человек осознает себя религиозным и мыслит соответствующими категориями. Атеист, осознает себя атеистом и мыслит соответствующими категориями. Пристраивая логические ряды, в направлении этих категорий.
Но самое главное, Ум, создает ценности исходя из логических рядов, которые простраивает.
Это и называется мышлением (в общем) , либо религиозным, либо атеистическим. Эти люди направляют свой ум в различные стороны и создают разные ценности.
Может быть мышление преступное. Человек осознает себя преступником и направляет, свой ум в соответствующие категории.
Подобное, не возможно логически. Так как ум атеиста создает определенные логические ряды на основе которых создаются ценности. По другому не бывает. Не бывает, атеиста, без ценностей атеизма. Не бывает верующего, без ценностей собственной веры.
Культурный аспект это и есть нравственный аспект, так как нравственность создает культуру. А нравственность, исходит из осознания себя и собственных ценностей.
Что касается
НТП, то подобное развитие, развитием человечества назвать можно только в переносном (общем) смысле, так как любой человек прежде всего строит отношения с другими людьми. С женой, детьми, коллегами по работе и просто прохожими, с окружающей средой, животными и птицами и т.п. В этом и есть развитие или деградация, а наука, следует уже за этим.
Например, занятие наукой, не требует от ученого определенных нравственных принципов - талантливый ученый, может деградировать, как личность. Поэтому, НТП развивается внутри себя (внутри отрасли), а ученый внутри собственной личности.
Логично сказать не развитие человечества, а развитие отрасли человеческих знаний именуемых наукой и как следствие этого - НТП.
Что же касается, всего остального, то давайте пожалуйста, пока оставим в стороне, для того чтобы сузить тему беседы, так будет результативней.