- сомневающийся
В таком "случае" необходимо продумать: как изобразить святое в памяти? Не только в качестве запомненной речи и мысли другого человека, как условный святой, и в форме книги. Или так сказать: вспомнить святую вещь. Имею в виду святое тело, как содержимое чаши причастника святых Христовых тайн, св. мощи и, разумеется, самовластные части, как Сергий, Елена, Олеся, Оксана, Олег, Антон и прочие.Я читаю святого и вспоминаю его по мыслям им высказанным. Изображения его нет. Есть только написанные им слова, выражающие его мысли.
Но я говорила о привязанности, пристрастии к мыслям безотносительно какой то вещи или человека. Можно привязаться к идее, к занятию мысленного рассуждения над какой то проблемой, решению математической задачи и многое ещё к чему. А умом человек, мыслью, должен привязаться к Богу, к Чистому Уму. Если ум привязался к чему либо земному, пусть и к решению математической задачи, то он пленник и не может идти свободно и самовластно за Богом.
Можно и книгу про святое наизусть выучить, не получив предмета её речи, причаститься также. Или в монастырских мощевиках и костницах наблюдать не столб, или столп, или поток благодати до небес, с которым возможен контакт самовластного, вроде как с речью из святой книги, а только кости, историческую часть и проч.
Относительно философии идеализма, её основное положение, или тезис, говорит И. Кант: "<...> должна называться не учением, а только критикой чистого разума, и польза ее по отношению к спекуляции в самом деле может быть только негативной: она может служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений, что уже представляет собой значительную выгоду <...>". Вместе с тем в ней есть так называемые: относительно чистые идеи, как идеальный газ, например, задуманные не в смысле дела самого, или самости, или самовластного, а для возможной социальной пользы, или позитивной спекуляции.
Православное тожество рассматриваемого понятия смотрите, напр. , у святителя Игнатия: "<...> Мы совсем не соблюдаем этого всесвятаго завещания; не наблюдаем, чтоб наш свет, т.е. ум, не сделался тьмою, валим в него всякую всячину; он делается решительно тьмою и разливает мрак на все повеление наше, на всю жизнь <...>".
Отрицательная, или негативная польза для спекулятора, или воображаемого созерцателя-наблюдателя, рассматривается в тезисах выше. Он же так называемый трансцендентный субъект логики сказуемого, или логики предикатов. Или самовластное, самовластник. Он же соответственно: мысль о себе, или своем. Вещь ли он, как человек? Или только мысль, как идея я.
Говорите: "<...> [желать обладать] мыслями безотносительно какой-то вещи или человека <...> сложно заметить и преодолеть <...>". Не "получится" безотносительно, когда самовластное имеется и не имеется в виду. Всякая логика сохраняет понятие о том, у неё есть субъект.
К финальному тезису сообщения, которое отвечаю, тоже есть вопросы. Перефразирую его для возможных уточнений:
- Когда не чистый желает обладать (словами желает обладать даю понятие термина книжной привязанности, на "случай", некто заходит в тему, не читает и не продумывает всех её сообщений и т. д., сразу ввожу его в курс, кака-така загадошна привязанностя) чистым и таким образом очищается, чем он желает обладать? С моей т. зр. он как раз не желает обладать. Тем, что не чисто, или не привязывается.
- Второй вопрос, уточняющий: когда рабы Божьи идут за Ним, очищая себя от себя (все же от идеи себя, или от вещества, своего, быть может, они едва присваивают себе и собственное тело, устремляясь к воображаемой идеальной чистоте, тем хуже для других, как правило), свободно и самовластно ли они идут, как вы пишете? Или имеете в виду т. н. самообладание, и значит, рассматриваемый Олесей "<...> процент совестливости <...>" https://azbyka.ru/forum/search/52435/?q=Процент&c[users]=Д.Олеся&o=date , в качестве относительной свободы самовластного.
Дабы то и это не казалось самовластному, напр., Сергия, бабьими баснями, перевожу: один солдат жалеет, не спас ребенка, от гранаты и при зачистке. Другой, не прибил всю деревню. Или рассм. уши отрезанные, головы, характерные для любых войн против естественного хода вещей, символически и практически означающие нечто типа: мы хотели вам сказать то, что вы не услышали и не поняли, хорошо бы было послушать нас. Соотв. воображаемый встречный вопрос, часто и в таких "случаях" не задаваемый: что сказать хотите мне, когда взрываете меня гранатой или насилуете, отрезаете ухо, голову, дома мои из танка расстреливаете, или артиллерией, авиацией.