Интересно, откуда вы это видите?
Вижу из Вашего спокойного цитирования сторонников канонизации Грозного, в то время как в указанных статьях эти их аргументы разбиты в пух и прах.
Не будьте столь категоричны, причем я вам, сразу сказал, что с позицией церкви о канонизации я полностью согласен, а разговор веду про другое. Кстати, совсем не спорю сейчас, но и не хочу безоговорочно принимать сторону Коробьина или Минягина
Безоговорочно принимать ничью позицию не надо, это уж точно, а особенно - позицию полемистов от истории, чья позиция осуждена Церковью как
провокационная. Это же надо - выбрать в русской истории самую одиозную фигуру и упорно настаивать на её канонизации. Эффект обеспечен: каждый знакомый с историей человек, почитав, чего хотят православные, покрутит пальцем у виска...
И если Вы не согласны с такими радетелями, то зачем повторять их лживые аргументы?
Документально, жертв было на порядок меньше, не более 100 человек на год правления. В самой жизни царя были не только жестокости, это признает и Карамзин, в том числе. Почему мы плетемся вслед пропаганды о кровожадности православия на основаниях, более чем сомнительных!,
"Кровожадность православия" - это невероятный пропагандистский ход
. Никто за ним не "плетётся", и никто так вопрос не ставит, кроме тех, кто придумал этот дикий аргумент для поддержки своих теорий.
Но давайте посмотрим на пресловутые "100 человек убитых в год".
Во-первых, меня убивает сама постановка вопроса. Сколько надо
в год утопить невинных младенцев с матерями и сколько честных и верных подданных надо поджарить на сковородке и посадить на кол, чтобы можно было считаться святым?
Получается, что 100 - можно. Это ничего. Это не убийство. Вот если бы 102 было в год, тогда да, был бы тиран...
Не безнравственно ли высчитывать, сколько надо убить человек, чтобы считаться убийцей?!
Во-вторых, подсчёты эти просто вопиюще недобросовестны, это чистая демагогия. В нашей же теме я уже давала цифры, писала о том, что только за
3 года - с 1567 по 1570 только по одному синодику было убито
3300 человек. А сколько же было за 20 лет? Вполне возможно, что и 10 000, как указывают иные источники.
Насчёт того, что всё это была борьбы с "изменниками", я приведу пару цитат из статьи
Газова:
«Среди жертв Новгородского разгрома около одной пятой (455 человек) названы в царском синодике по именам. По большей части это представители высших сословий: помещики и приказные (250–260 человек) и члены их семей (140 человек) (выделено мной – Е.Г.). Лица, показанные в синодике безымянно (1725 человек), были преимущественно из низших сословий»[20]. Подчеркиваю: ТРЕТЬ перечисленных поименно – это члены семей «новгородских сепаратистов».
Вот так, уважаемые читатели, убить почти 2200 (это доказанный (показания обвиняемого!) минимум) человек, большинство из которых принадлежало к низшим сословиям и, следовательно, не могло решать политические вопросы о всяких там «изменах», не узнав у большинства даже имени, женщин, детей, иноков, инокинь – все это и есть, по мнению Манягиных, праведная «борьба с сепаратизмом».
В Новгороде была просто повальная и бессмысленная бойня, о чём Вам скажет любой добросовестный историк. И - не только в Новгороде...
Другой Ваш аргумент:
Что даже, такой "изверг", обличенный властью от Бога в православной стране, не нанес ущерба в духовном состоянии народа,
Духовное состояние народа не зависит от извергов. Оно зависит от веры, а вера была крепка, слава Богу. В летописях то и дело читаешь скорбное и мужественное:
"А всё то нам за наши прегрешения". Велико терпение русского христианского народа!
Некоторые из сторонников канонизации договариваются до того, что Грозный облагодетельствовал убитых им святителя Филиппа и игумена Корнилия, послав их как мучеников в Царствие Небесное. Стало быть, облагодетельствовал и нас - святыми молитвенниками. Ну, а сколько ещё монахов и монахинь он убил, Бог весть - и всё, видно, для поддержания "духовного состояния народа", по логике "ревнителей".
а наоборот, это время было украшено сонмов святых подвижников, а страна преобрела внутренний потенциал, который, в дальнейших испытаниях, помог избежать гибели нашего народа.
Сонмы святых - это, видимо, убитые Грозным
...
Насчёт внутреннего потенциала я здесь в теме уже писала, и со ссылками. Потенциал страны был разрушен опричниной, хозяйство разорено, люди затравлены и перебиты. Если в начале века мы читаем восторженные отзывы иностранцев о процветающей экономике страны, то в конце мы отнюдь не видим таких свидетельств, но - видим рассказы о голоде и болезнях, и видим, что ни Фёдор Иоаннович, ни даже талантливый реформатор Борис Годунов, не смогли вытянуть страну из экономического разорения, и она в результате обрушилась в хаос смуты.
О бедствиях страны во времена Грозного Карамзин пишет:
Довершим картину ужасов сего времени: голод и мор помогали тирану опустошать Россию. ... Дороговизна сделалась неслыханная: четверть ржи стоила в Москве 60 алтын или около девяти нынешних рублей серебряных. Бедные толпились на рынках, спрашивали о цене хлеба и вопили в отчаянии.
Ещё мы видим, что поубивав талантливых полководцев и разорив экономику, Грозный увяз в Ливонской войне, которая начиналась победоносно, и в конце жизни царь вынужден был даже заигрывать с папским легатом Поссевином, обещая ему всяческие льготы, лишь бы заполучить папскую помощь в мирных переговорах со Стефаном Баторием.
Россия потерпела в войне позорное поражение.
Словом, аргументы все - липовые, куда ни кинь - всюду клин. И вывод один: не надо слепо верить коньюнктурщикам.