"Бог наш есть Бог Завета, заключивший союз не с гордыми одиночками, а со Своим народом. Теперь, после явления Бога во плоти все желающие получить спасения должны вступить в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, которая не случайно называется уделом спасаемых (7 правило 2 Вселенского Собора), «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (
1Петр. 2:9). «Не может иметь Отцом Своим Бога тот, кто не имеет Церковь Своею материю» – писал священномученик
Киприан Карфагенский («Об единстве Церкви»). Сам Господь, по свидетельству Писания, прилагает спасаемых к Церкви (
Деян. 2:47). Ведь Церковь есть Тело Христово, Полнота Наполняющего все во всем (
Еф. 1:23), за Которую отдал Себя в Жертву Христос (
Еф. 5:23-27). Он Сам очищает Церковь и всех входящих в нее через Крещение – баню водную посредством слова (
Еф. 5:26).
А те, кто вне Церкви – это соответственно неочищенные, не народ, не помилованные (
1Петр. 2:10), люди, сидящие во тьме и в темнице (
Ис. 42:7), находящиеся под властью сатаны (
Деян. 26:18). А единственный выход из этого страшного состояния – вера во Христа и Крещение. И как могут спастись те, кто не вышел из-под власти сатаны и не помилован Богом? Как войдут в Царство чистоты нечистые, уже рожденные нечистыми (
Иов. 14:4), и не пожелавшие омыться в водах Крещения? Ведь сказал же Господь, что в Его Царствие не войдет ничто нечистое (
Апок. 21:27).
Так что учение Господа, что невозможно спастись без Крещения (
Ин. 3, 5;
Мк. 16, 16), органично вырастает и из всего Откровения как Ветхого, так и Нового Завета, и полностью соответствует наблюдаемому состоянию человечества, которое явно в нынешнем виде не устоит перед праведным Ликом небесного Судьи.
Интересно, что само внехристианское человечество всегда было согласно с этим утверждением. Множество обычаев, связанных с культом предков и смертью свидетельствуют, что за гробом встречи с Творцом никто не ожидает. Более того, большинство цивилизаций считает, что за гробом хуже чем здесь. Как говорил Ахиллес Одиссею, лучше быть последним батраком на земле, чем царем в преисподней (Одиссея). В Японии утверждается, что души мертвых раз в год могут получить «отпуск на землю», а затем возвращаются в
ад. Так же считали славяне и кельты (отсюда и современный Хеллуин). В Древнем Египте загробная жизнь кишела опасностями, но в удачном случае можно было получить лишь нечто подобное Земле. Земля Кур шумеров и Шеол семитов – место крайне безрадостное, где живут жуткие чудовища, душа там имеет глиняные крылья, ест глину и пьет пыль. Извращенные ады буддистов и даосов вообще способны вдохновить только авторов фильмов ужасов. Бывали исключения в ряде шаманских культов, где шаманы убеждали, что умершего ждет место хорошей охоты и т.п. То есть даже если бы они и были правы, то никакой встречи с Богом Творцом они не ожидали. Но самое интересное, что сами шаманы почему-то вовсе не желали оставаться в таком «злачном месте», а старались всеми силами обмануть стражей страны мертвых, чтобы вернуться в вовсе не комфортные условия тундры или тайги. В исламе после смерти все души находятся в могилах, где испытывают или «мучения могилы» или некое, непонятное для непосвященных, удовольствие. Но, опять-таки нет никакой личной встречи с Творцом. И даже в исламском раю Аллах будет далек от праведников как Луна от Земли.
Так что о каком спасении некрещеных можно говорить, если мы будем исходить из реального религиозного опыта человечества? И ложный опыт говорит здесь о той же правильной реальности – без Крещения нет спасения, нет прощения грехов, нет встречи и соединения с Господом.
Собственно утверждение, что спастись в христианском смысле можно и без Крещения возникает только как постхристианская ересь. Сама весть о возможности спасения – это Евангельская новость, неведомая прежде. И только неблагодарные люди, узнавшие о такой немыслимой возможности, захотели вместо Единственного Пути проложить свои дорожки. Как говорит Господь: «Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (
Иер. 2:13).
Интересно, что утверждение о возможности спасения без Христа у церковных авторов не встречается вовсе, а мысль, что можно спастись без Крещения или мученичества, встречается только в самых спорных текстах (свт.
Григорий Нисский и фальшивый 2 том
Исаака Сирина). Вообще эта мысль, прямо противоречащая сути Евангелия, встречается обычно у еретиков. Это и гностики, и
Ориген, и Пелагий, и ряд современных радикальных протестантов (как фундаменталистов, так и либералов).
Не случайно, что это утверждение подпало под ряд анафематизмов, начиная с Карфагенского Собора, 5 Вселенского и оканчивая анафемами Недели Православия.
Отцы Карфагенского Собора 124 правилом утверждают, что даже младенцы крестятся во оставление грехов,
«ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою сделать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения». А если так, то какая может быть надежда у тех, кто находится под грузом первородного греха?
Еще более жестко говорит 127 правило этого же Собора:
«если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, – таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить (Ин. 15:5)».
Это правило вообще осуждает гуманистическое представление о том, что возможна внехристианская праведность. Без Господа Иисуса Христа возможны только отдельные добрые движения души, но невозможна укорененность в добре. Можно попробовать выполнять заповеди, но нельзя их исполнить. А потому как можно говорить о том, что человек может войти в Царство Божие, не творя дел, подобающих для Царства?
Константинопольский Собор 1076 года против Иоанна Итала, 5-тым анафематизмом возглашает так:
Говорящим, что эллинские мудрецы и первые из ересеначальников, подверженные анафеме от семи святых и кафолических Соборов и от всех мужей в православии просиявших (как чуждые кафолической Церкви ради их поддельного и нечистого в словесах преумножения), [что они] – и здесь и на будущем суде лучшие во многом, чем мужи благочестивые и православные, в особенности же, чем прегрешившие по человеческой страсти или неразумению, – анафема.
Эти слова важно помнить тем, кто пытается оправдать неверующих или еретиков (особенно
Оригена), утверждая, что они бывают лучше, чем православные, а значит у них больше шансов на спасение. На самом деле даже грешный православный христианин ближе к спасению, чем праведный язычник. Согрешивший христианин – это заблудившееся дитя Бога, которое может легко может найти прощение у небесного Отца. А «праведный язычник» – чадо гнева Божия (
Еф. 2:1-6), который чаще всего по гордыне убежден в том, что Бог ему не нужен.
Чинопоследование Недели Православия, провозглашаемое в Церквах говорит так:
Анафема 4) Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествие в мир Сына Божия по плоти, Его добровольные страдания, смерть и воскресение — Анафема!
А разве не об этом говорит современное гуманистическое богословие «Бога только любви», когда утверждает, что спасение возможно не смотря на то, верил ли человек в Христа, или даже просто в Бога или нет, участвовал в Таинстве Крещения или нет?
Анафема 5) Не принимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом — Анафема!
Именно это осуждение падает на тех, кто утверждает возможность спасения через добрые дела. Все, кто не приобщен к благодати Искупления через правую веру и Таинства, не может быть оправдан в очах Господа.
Мысль, что Бог – это только любовь, а потому Он всех спасет вне зависимости от их отношения к Церкви, от их любви ко Христу и от силы Божией, даваемой через Таинства, возникает лишь в мире, который вообще потерял религиозную систему координат и забыл о необходимости личного контакта с невидимой реальность, которая и является сутью любой религии – и истинной, и ложной. Однако и в 21 веке мир духов не закрыт, и дверь не заперта, а потому все такие игры с невидимыми реальностями смертельно опасны. Они грозят распадом жизни здесь и вечной гибелью после смерти. Именно ради этой цели сатана изобрел эту ересь, дабы погрузить всех людей в пагубную беззаботность, чтобы предотвратить миссионерское наступление Православия и погубить вместе с собой как можно больше людей.
Ведь если помнить, что без Крещения нет спасения, то как можно ограничивать миссию Церкви только какой-то нацией или общественной группой? Зачем различать между традиционными или нетрадиционными религиями, все последователи которых дружными рядами сходят в геенну огненную? Как можно говорить, что в деле проповеди Евангелия необходимо уважение к чужим религиозным традициям, когда мы знаем, что результатом этих традиций будет вечное гниение их носителей в огненной бездне? Все это или проявление поистине сатанинской жестокости, когда из-за кратковременных политических целей сквозь пальцы смотрят даже не на убийство тела, а на гибель души, или проявление обычного маловерия, когда Евангелие воспринимается как некий документ прежних исторических эпох. Нечто «формирующий духовно-нравственный облик русской нации», а не немыслимая новость о единственном спасении для погибающего человечества."
https://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekreshhenye#12