Ну и ещё хотел бы сказать и на этом закончить.
Бесы то конечно не будут благодарны за обсуждения вопроса справедливого отношения даже к ним. Да и мы не можем любить творение больше Творца, и врагов любить трудное дело, а если бы уж хорошо знали как на самом деле бесы нас ненавидят и нам вредят, то вряд ли бы мы обсуждали это столь отвлечённо. Но тем не менее.
Телесность даёт страдания и муку, по которой добровольно призывают Бога в покаянии к помощи и помилованию.
Бес не имеет телесности и не может иметь мучение для раскаяния, а наоборот наслаждается совращение людей в грех, посредством которого властвует над грешниками и наслаждается этой властью. Ни одно товарное разумное существо имеющее наслаждение, даже, противоприродное, не откажется от этого наслаждения, если не будет иметь мучений.
Вообще же стремится к наслаждению свойственно всей твари. Тварь создана для счастья, и стремится к наслаждению естественно.
Но проблема то в том, что в грехе наслаждения не бесплатны, за них расплачиваются страданием. Грех сопряжён со страданием, грех порождает страдание.
И бесы, да вообще все грешники, пребывают в заблуждении, что грех делает их счастливыми.
Но ведь Бог не из каприза даёт Свои Заповеди. Это не так, что Бог просто хочет утвердить именно Свою волю. Что Бог просто решил, что хорошо, а что плохо и приказал всем с Ним соглашаться. Так как раз бесы смотрят на Бога, как на тирана, а на устоявших ангелов как на безвольных зомби, а на человека... ой лучше даже не говорить об этом.
Но нет. Бог Сама Объективность. И Бог честно предупреждает тварей о том, что грех объективно вреден.
И если в самом деле представить только, что грех это не просто моя воля отличающаяся от воли Бога, а что грех действительно вреден, то Бог уже не представляется капризным диктатором, а любящим и заботливым Отцом, который хочет не меня к Своей воле принудить, а хочет, чтобы мне было хорошо и не было плохо.
И то мне и не понравилось в этой теории, что бесы, выходит, пребывают в этом заблуждении по объективным причинам. Ведь по теории они объективно не испытывают страдания и объективно же не могут узнать, что грех вреден и соотв. объективно не могут покаяться.
Но мне представляется неверным думать, что Бог даже косвенно виновен, не только в том, что кто-то сделался злым, но и что он пребывает во зле и остаётся злым. В этой же теории выходит, что бесы остаются злыми по объективным и от них независящим причинам.
Да и в конце концов факты говорят об обратном.
Бесы как минимум знают добро, ведь когда-то были светлыми ангелами.
Человеку утратившему ногу вполне возможно понять, что без ноги хуже, чем с ногой.
Так и уже падение ангелов дало им опыт утраты. Кое-что они таки потеряли.
Наконец они имели опыт страдания. Хотя бы когда Христос снизошёл во ад.
И
ад огорчился.
Что же, Христос и бесам в аду проповедовал. Не только же людям, думаю, но и бесам.
Вы, что в узах, выходите! Вы, что во тьме, прозрейте!
И что бесы отвечали?
что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
И это о том же, что у пророка Соломона:
Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам
и противится делам нашим,
укоряет нас в грехах против закона
и поносит нас за грехи нашего воспитания;
...
Тяжело нам и смотреть на него;
ибо жизнь его не похожа на жизнь других,
и отличны пути его;
он считает нас мерзостью
и удаляется от путей наших, как от нечистот;
ублажает кончину праведных
и тщеславно называет отцом своим Бога.
И им и всем Бог сказал: вам больно, потому, что вы злобитесь. Прекратите злобиться и не будет ничего болеть.
Ну в самом деле.
Если бесам плохо только от присутствия Бога даже тут можно было бы догадаться, что что-то не так.
Ведь в самом деле, что сделает Бог? Перестанет быть? Перестанет быть Богом и Благим? Перестанет быть Вездесущим?
Это невозможно.
Бог и так по-милости Своей ограничивает Своё Вездесущие и даёт бесам быть во тьме внешней, где Его присутствие наименьшим уж образом ощутимо, чтобы меньше страдали. Куда ж милосерднее?!
Так что и бесы имеют опыт страдания. И нельзя сказать, что от них, по объективным причинам, скрыто познание вредности греха.
И ведь Бог не лукавит, когда передаёт через авву Антония епитимью бесу. Молись три года на Восток и будешь вновь принят в чин ангельский. Бог даже говорит ему: ты бестелесен, потому не изнеможешь и не устанешь. Антонию сложнее, чем тебе.
Да и что такое три года для ангела, которому по разным оценкам от нескольких тысяч до нескольких миллиардов лет! Пустяки.
Так что я не думаю, что и бесы лишены возможности покаяться.
А вот что не хотят - вижу.
И что могут не хотеть бесконечно - вполне допускаю.
И уж что точно, так то, что Бог ни прямо, ни косвенно в этом не виноват.
Потому мне и представляется неблагочестивым думать, что кто-то остаётся злым по объективным причинам, от него самого не зависящем.
На этом и стоит закончить.