Здравствуйте.
1) Почему отличается Символ Веры из этого сборника от современного?
Сам сборник
http://old.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=012
Страница с Символом Веры(181):
http://old.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=012&pagefile=012-0188
Гезен А. М. Очерки и заметки из области филологии, истории и философии. Вып. 1: История славянского перевода Символов Веры
https://www.sedmitza.ru/lib/text/5072557/
В этой книге сказано стр. №31, что Константинопольский Символ Веры известен в славянских рукописях только в XIII веке.
Вопрос!
2) Каким собором он принят?
)Виталик Вам ,правильно объяснили. - просто У Вас небольшая путаница из за официоза для воскресной школы. это Воскресной школе учат -что сначала в Никие был принят Никейский Символ Веры, потом на Втором Вселенском переработали назвали его НИкея Цареградским и его сразу начали применять повсеместно , а Третьем Эфесском запретили вносит в него изменения .
На самом деле Церковная История немного не такая , если читать документы Деяния Вселенских Соборов и труды русских Православных Церковных Историков Богословов (Болотова, Лебедева)
Во- первых, было ДВА самостоятельных Символа Веры Никейский и Константинопольский ( в Русской Традиции известный как Никея Цареградский) - ИХ НЕ КОГДА ДВА В ОДИН НЕ ОБЪЕДИНЯЛИ - НИ ОДИН ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР . Они всегда проходили самостоятельно -как правило под имена символ веры 150 Отцов и символ Веры -318 Отцов.
Во- Вторых - Второй Вселенский Собор собирался как поместный (Восточный Собор- без Запада) и ДО ЧЕТВЕРТОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА -он считался Поместным и принятый на нем символ веры был "местного восточного значения" и не широко использовался . На самом Деле на Третьем Эфесском Соборе читался Никейский символ веры , а НЕ Цпреградский и запрет вносит изменения касалось НИКЕЙСКОГО .
В- третьих только на Четвертом Вселенском соборе был "Поднят " статус второго Вселенского Собора и Поместный Собор перешел в разряд Вселенского и Символ Веры с него был принят всей Церковью. Но и то ПРЕИМУЩЕСТВО отдавалась на Никейскому Символу Веру - и как крещальный и богослужебный использовался Он . Вот решение 4 Вселенского Собора
" Итак, и мы, сохраняя порядок и все постановления о вере бывшего прежде в Ефесе святого собора, на котором были председателями святейшие (блаженной) памяти Келестин римский и Кирилл александрийский, определяем,
чтобы блистало преимущественно изложение правой и непорочной веры
318-ти святых и блаженных отцов, собиравшихся в Никее при благочестивой памяти Константине, бывшем императоре,
но чтобы имело силу и то, что́ определено 150-ю святыми отцами в Константинополе для уничтожения возникших тогда ересей и утверждения той же кафолической и апостольской нашей веры».
далее Собор излагает
(«Символ 318-ти отцов (бывших) в Никее»)
«Веруем в единого Бога Отца
и после
(
«И символ ста пятидесяти святых отцов, собиравшихся в Константинополе»:
«Веруем во единого Бога, Отца
Так вот в обиход Константинопольский Символ Веры (Никея Цареградский в Русской Традиции) не сразу вошел в качестве крещального и Богослужебного - СИЛЬНО употреблять его стали после раскола Церкви и связано с ВОПРОСОМ Филиокве . так как Никейский Символ Веры не рассматривает вопрос от кого исходит Святой Дух.
ДЕ-ЮРЕ Конечно согласно Решению Вселенского Собора преимуществом обладает Никейский , но на практике Сейчас Константинопольский (Де Факто)
Так Вот считается , что Святой Владимир был крещен (скорее всего Никейским Символом веры- тогда еще Церковь была едина и вопрос Филиокве не стоял Центрально , как потом поэтому Константинопольский символ веры , еще не вошел широкое употребление . И в Первых Кормчих Книгах был на Руси Никейский символ Веры , а
Константинопольский пришел уже в веке 13 к нам
Но эти ДВА СИМВОЛА НЕЛЬЗЯ рассматривать через призму _ Как один лучше или хуже (правильный или не правильный) другого -просто Константинопольский -Другой
Символ веры и не хуже Никейского ( хот Никейский и служил "базой" для второго). И поэтому нельзя рассматривать что У Греков был один Символ Веры у Нас другой . Просто к нам сначало пришел Никейский, а опосля Никея Цареградский в веке этак 13 ,когда он широко и Греции стал применяться против Филиокве