Какой смысл жизни христианина: 1) быть богом по благодати или 2) любить Бога, людей и других?

Что является смыслом жизни христианина?


  • Всего проголосовало
    33
Православный христианин
Богочеловек (100 процентный Бог + 100 процентный Человек), Бог, Царь, Сын Божий, Спаситель, 2-е Лицо Пресвятой Троицы; наверное, это не весь список того, Кем Он является. А к чему этот вопрос, что вы мне им хотите показать?
просто Вы писали про то, что считаете что стать богом - это стать каким -то суперменом, вот я и спросила, кто для Вас Христос, мало ли, как Вы его представляете.
 
Православный христианин
Ну почему же, Ирина?
Да, потому что, Валерий, если бы было так, то все ветхозаветные праведники включая Иоанна Крестителя были бы богами...Зачем тогда Спаситель? Если можно своими добрыми делами становиться "богом" и жить вечно. Кстати у нас уже был бы сонм богов, как у язычников и написан список добрых дел, а также проданы билеты в царство загробное в рассрочку и по низким ценам.
 
Крещён в Православии
Да, потому что, Валерий, если бы было так, то все ветхозаветные праведники включая Иоанна Крестителя были бы богами...Зачем тогда Спаситель? Если можно своими добрыми делами становиться "богом" и жить вечно. Кстати у нас уже был бы сонм богов, как у язычников и написан список добрых дел, а также проданы билеты в царство загробное в рассрочку и по низким ценам.
Ирина, понял Вас... Вы считаете, что в этой (земной) жизни человеку "богом" стать невозможно.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Андрей... и отныне не будет Вам больше покоя :D
Отныне?
Да нет - до века...
Вы запутались с вашей информацией - не в ту "степь" пришли, так сказать...
Нам чуждо говорить душе своей: "я нашел покой и теперь наслаждаюсь моими благами». ..."
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Православный христианин
"Каким образом бытие человека богом является реализацией любви к Богу? Слова: человек хочет стать богом, потому что он любит Бога - это примерно то же, что и: "Человек хочет сам съесть шоколадку потому, что он любит соседа". Удивительна у такого человека любовь. Человек хочет предоставить благо себе, потому что любит другого. Если человек хочет стать богом, то это его стремление стать богом является реализацией любви к себе, а не к Богу.

Что вы имеете в виду? В чём, по вашему, заключается "обожение"? Обожение, на ваш взгляд, это становление богом (посредством подсоединение к Богу) или просто взращивание (и наличие) любви к Богу?


Согласен.

Обожение - это - становление богом.
Об этом единогласно свидетельствуют Отцы: "«Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», – говорит св. Ириней Лионский. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», – учит св. Максим Исповедник. Согласно общей формуле Отцов, Бог стал человеком, чтобы человек через него стал БОГОМ, Боговоплощение Сына Божия Иисуса Христа делает человека богом в такой мере, в какой Сам Бог сделался человеком" (http://azbyka.ru/obozhenie).
Так что, если верить учениям святых отцов, то обожение состоит не просто в любви, а в становлению "богом". Любовь ими (сятыми отцами) рассматривается лишь как средство для стяжания энергий или как следствие стяжания энергий; но она (любовь), согласно их учению, не является смыслом жизни; а смыслом жизни считается обожение: "По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. – theosis) есть цель человеческой жизни" (http://azbyka.ru/obozhenie).

Вот я и спрашиваю: что считать смыслом жизни: 1) становление (и дальше (после становления) бытие) "богом" или 2) любовь к Богу?
"










В выражении "бытие богом" и кроится вся проблема вашего непонимания. Я считаю, что подобное выражение частично искажает смысл обожения. Я говорю об обожении и вы говорите об обожении, договорились? Ваша ошибка в том, что вы допускайте заблуждение вроде того, что "в Боге равно добро и зло". Вы, судя по вашему пониманию обожения, считайте Бога просто "высшей силой", и не более. Нужно понимать, что Бог это Любовь, что обожение доступно лишь для очищенных душ. А ваше понимание обожения отдаёт материализмом. Поймите, Бог это Любовь, Непорочный Всечистый Свет. Для того, чтобы хотя бы как-то понимать, Кто Такой Бог, необходимо размышлять о Нём как Всесвятом, а главное- хотя бы как-то, хотя бы почти понимать, что такое непорочные Добро и Любовь на деле. На деле, а не в замысловатых рассуждениях, буквах и вибрациях воздуха. Обожение это следствие любви, и к Богу и к людям, и, возможно, прочим живым творениям. И работает это не так, что вот, Бог сидит на облачке, вы перед ним стоите и Он говорит "Ты хорошо Мне служил, вот тебе специальный золотой венок, и почётная награда обожение". Бог это не раздаватель титулов и наград. Перед Богом не бывает "особо крупных заслуг". Бог не такой. Бога надо искать в ином. Бог это Любовь. Нужно именно правильно понимать Любовь, насколько это возможно. В любви, в любви а не в оргазмах, "божественных титулах" и прочем обожение. Тут не в названии дело. Это можно называть "бытием богом по Благодати" как бы странным и неоднозначным подобное выражение не является, преображением. Суть одна. Суть в Боге. А Бог это Любовь, Свет Нетварной и Всесвятой. Именно любя, любя происходит обожение, в любви к Отцу, в любви к другим. Я просто сам не понимаю, как можно мыслить иначе. Нужно чувствовать, а не только разумом рассуждать.


И то и то в определённой степени может быть названо обожением. И Причастие, и Крещение, всё это по-своему обожение. Но это далеко не полное обожение. Все мы полны греха, или почти все, не мне, грешному, судить и мерить.



Сформулируем иначе- обожение это истиннейшая любовь человека к Богу. Там всё, и Божественная Сущность, и Божественные Энергии, там смысл всему- Любовь. Там нету места ещё чему-то. Бог есть Любовь и Абсолютно, Полностью, Совершенно лишён не-Любви.
"И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы."
1Ин. 1:5
Там нет ничего, что не было бы связано на Любви. Там нет ничего, что не было бы связано с любовью Бога к человеку. И там многое связано с любовью человека к Богу. Ваша ошибка, на мой взгляд это просто непонимание обожения, непонимание самого смысла этого понятия, хотя не мне судить.
Слава Христу!​
 
Украина
Православный христианин
]Ещё не пришло. :)[/QUOTE]Валерию Валерьевичу)))

Мне сразу вспомнилось Откровение Иоанна Богослова:"
И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко.
11
Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
12
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
13
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
14
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
15
А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
 
Украина
Православный христианин
Возможно мы можем отчасти понять в чём будет это обожение.
Наверное человек уже не будет больше грешить , и даже очевидно не будет способен на это, будет прославлять Бога и иметь общение с Ним. У человека не будет больше болезней и печалей, или точнее как сказано любимым учеником Христа:"​
  • И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
  • Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов.
  • И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
  • И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.
  • И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков."
 
Крещён в Православии
Станислав, суть ваших слов такова: обожение есть любовь к Богу.
Сформулируем иначе- обожение это истиннейшая любовь человека к Богу. ... Ваша ошибка, на мой взгляд это просто непонимание обожения, непонимание самого смысла этого понятия, хотя не мне судить.
Слава Христу!​
Я душой и умом склоняюсь к вашей точки зрения (если я вас правильно понял: обожение - это соединение с Богом любовью к Нему) (если обожения есть соединение с Богом любовь, то для меня эту тему можно закрыть); но наша с вами точка зрения не поддерживается святыми отцами, поэтому я хочу для себя её либо опровергнуть либо осознать что моя точка зрения неверна (поэтому продолжаю дискутировать). Покажите мне где святые отцы говорят о том, что обожение есть любовь. Не покажите, потому что святые отцы по другому понимаю "обожение". Святые отцы же говорят о том, что обожение - это соединение с нетварными Божественными энергиями.

Более того, учителями обожения наоборот пресекаются такие взгляды как у вас, Станислав (и у меня). Обосновываю свои слова. Вы говорите: "
... обожение это истиннейшая любовь человека к Богу. ... Там нету места ещё чему-то. Бог есть Любовь ..."​
.
Этим вы, по сути, сводите все стремления человека к тому, чтобы он развил и имел в себе любовь, "которая есть совокупность совершенства"
(Кол.3:14)
(к тому же вспомним слова апостола Павла: "
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона
." (Рим.13:10)).
Учителя же обожения учат другому. Вот что они пишут: "К сожалению, уже упомянутый дух морализма, то есть сведение христианской жизни к нравственному совершенствованию, во многом пагубно повлиял на благочестие и духовность христиан и в Греции. Часто стремление к обожению пресекается под влиянием западного
богословия.
А ведь учение о нравственном совершенствовании – это принятие человека за центр
мироздания. В нём человеческое усилие преобладает над Божественной Благодатью, как будтобы не она, а наши моральные принципы спасают нас. И поэтому, пребывая в таком устроении,
мы бываем лишены подлинного Богообщения, и утешение души бывает не истинно, и жажда её
не утоляется. Такое направление (и соответствующее ему окормление), будучи испытано и
доказав своё несоответствие подлинному духу Христовой Церкви, во многом несёт вину за
безбожие и безразличие к духовной жизни многих наших современников, и в особенности,
молодёжи.
Мы – родители, преподаватели, духовенство и все представители Церкви, в воскресных
школах, проповедях и где бы то ни было – мы должны бы, вместо бесплодных разговоров о
«христианской нравственности», руководить наших чад к обожению
, в соответствии с
подлинным духом и опытом нашей Церкви. В конце концов, все добродетели, как бы велики

они ни были, не представляют собой цели нашей, христианской, жизни, а суть лишь средства и
способы, приготовляющие нас к принятию обожения, к стяжанию – словами Преподобного
Серафима Саровского – Благодати Святого Духа
"
.

А теперь прокомментирую выше приведённую цитату. Вот чему учит Священное Писание, апостолы: "Более же всего облекитесь в любовь, КОТОРАЯ ЕСТЬ СОВОКУПНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВА." (Кол.3:14); "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Матф.22:37-40).

А вот чему учат учителя обожения: "К сожалению, уже упомянутый дух морализма, то есть сведение христианской жизни к нравственному совершенствованию, во многом пагубно повлиял на благочестие и духовность христиан ..." - т.е. сведение христианской жизни к тому, чтобы развить в себе и иметь любовь (ведь это она и есть нравственного совершенство и без неё ничто не имеет значения ("И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы." (1Кор.13:3)), вспомните гимн любви в 1Кор.13), по мнению учителей, пагубно влияет на духовность. (Я думаю Христос бы удивился такому их выводу, что развитие любви к Богу и Людям (по заповеди Христа; Который прямо призывал любить и заключил, свой призыв любить даже врагов словами: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." (Матф.5:48) пагубно влияет на духовность).​

"А ведь учение о нравственном совершенствовании – это принятие человека за центр мироздания." Здрасте-приехали, оказывается становление совершенным нравственно (т.е. развитие в себе любви (а любовь есть выход ИЗ СЕБЯ и вхождение в объект любви; любящий думает не о себе, а об объекте любви)) (только любовь придаёт совершенство и без неё всё есть ничто и не имеет никакой ценности) - это принятие себя за центр мироздания. Автор походу отрицает слова апостола, что "Любовь ... не ищет своего ..." (1Кор.13:4,5) - любящий думает не о себе, а об объекте любви (т.е. о Боге, об угождении Богу).

"В нём человеческое усилие преобладает над Божественной Благодатью, как будто бы не она, а наши моральные принципы спасают нас". Такое мнение вытекает из неверного понимания учения о спасения. Автор, видимо, считает что ему нужно спасать не свою душу (в юридическом смысле), а свою природу от смерти, тленности и пр., поэтому ему нужно не становиться духовно совершенным (ведь Христос не простит грехов пребывающих в страстях), а иметь энергии Бога, которые исцеляют его природу от смертности, тленности и, сверх того, делают его богом.

Вы, Станислав, как я понял, говорите, что любовь (которая есть совокупность совершенства) соединяет человека с Богом. А учителя обожения считают что обожение состоит в другом (в энергиях). Они разделяют понятия любовь (которая есть совершенство) и обожение: "мы должны бы, вместо бесплодных разговоров о
«христианской нравственности», руководить наших чад к обожению
,".

Апофеоз: любовь к Богу - есть (о, как это низко звучит) лишь средство к обожению себя (своей природы): "В конце концов, все добродетели, как бы велики они ни были, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЦЕЛИ нашей, христианской, жизни, а суть лишь средства и способы, приготовляющие нас к принятию обожения, к стяжанию – словами Преподобного
Серафима Саровского – Благодати Святого Духа
"
. Повторю, что говорят эти учителя: "Все добродетели [любовь это добродетель и притом самая ценная] ... не представляют собой цели .. жизни, а суть лишь средства ... приготавливающие нас ... к стяжанию ... Благодати ... [т.е. т.н. нетварных энергий]". Т.е. любить - это не цель, цель - это стать богом посредством принятия в себя обоживающих энергий Бога.

Это выражение святоотеческого учения об обожении.
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Вот нашёл:
Достижение обожения невозможно вне христианского подвига. По слову св.Иустина (Поповича), следовавшего мнению св. Макария Великого, путь к обожению лежит через претворение в жизнь евангельской этической триады – веры, надежды и любви. Этой триадой личность формируется по образу Христа, пока не станет «христообразной». Этическая триада евангельских заповедей предвосхищает соединение с Божественной Триадой – Вечным Троическим Божеством. Ниспосылаемые Пресвятой Троицей благодатные переживания ведут подвижника к таинственному переходу из этической триады в Божественную, вводят в обожение, «боготворение» и «отроичение» его личности. Главной христианской добродетелью в этической триаде выступает любовь. По слову св. Григория Богослова, «любовь к Богу есть путь к обожению». «Только любовью венчается путь духовного совершенствования, ведущий к обожению», – учит подвижник нашего времени архимандритИоанн (Крестьянкин).

Мне кажется что любовь,святость, обожение, практически синонимы, или точнее слова не могут выразить того состояния которое испытывали некоторые подвижники. Как говорит апостол Павел:"

  • Но, как написано: ||не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
  • А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии."
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Вот нашёл:
Достижение обожения невозможно вне христианского подвига. По слову св.Иустина (Поповича), следовавшего мнению св. Макария Великого, путь к обожению лежит через претворение в жизнь евангельской этической триады – веры, надежды и любви. Этой триадой личность формируется по образу Христа, пока не станет «христообразной». Этическая триада евангельских заповедей предвосхищает соединение с Божественной Триадой – Вечным Троическим Божеством. Ниспосылаемые Пресвятой Троицей благодатные переживания ведут подвижника к таинственному переходу из этической триады в Божественную, вводят в обожение, «боготворение» и «отроичение» его личности. Главной христианской добродетелью в этической триаде выступает любовь. По слову св. Григория Богослова, «любовь к Богу есть путь к обожению». «Только любовью венчается путь духовного совершенствования, ведущий к обожению», – учит подвижник нашего времени архимандритИоанн (Крестьянкин).

Мне кажется что любовь,святость, обожение, практически синонимы, или точнее слова не могут выразить того состояния которое испытывали некоторые подвижники. Как говорит апостол Павел:"

  • Но, как написано: ||не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
  • А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии."

Мы ходим кругами. Суть данной цитаты заключается в том, что,
«любовь к Богу есть путь к обожению» (св. Григорий Богослов).

Вы говорите о том, что любовь есть путь к обожению. В виду этого у меня возникают вопросы.
1) человеку нужно любить с целью обожиться ("отроичиться") или человек призван любить не мотивируя её (любовь) желанием обожиться? 2) человек призван любить Бога добровольно,но целью своей жизни считать становление богом и дальнейшее им бытие?
 
Православный христианин
Станислав, суть ваших слов такова: обожение есть любовь к Богу.
Я душой и умом склоняюсь к вашей точки зрения (если я вас правильно понял: обожение - это соединение с Богом любовью к Нему) (если обожения есть соединение с Богом любовь, то для меня эту тему можно закрыть); но наша с вами точка зрения не поддерживается святыми отцами, поэтому я хочу для себя её либо опровергнуть либо осознать что моя точка зрения неверна (поэтому продолжаю дискутировать). Покажите мне где святые отцы говорят о том, что обожение есть любовь. Не покажите, потому что святые отцы по другому понимаю "обожение". Святые отцы же говорят о том, что обожение - это соединение с нетварными Божественными энергиями.

Более того, учителями обожения наоборот пресекаются такие взгляды как у вас, Станислав (и у меня). Обосновываю свои слова. Вы говорите: "
... обожение это истиннейшая любовь человека к Богу. ... Там нету места ещё чему-то. Бог есть Любовь ..."​
.
Этим вы, по сути, сводите все стремления человека к тому, чтобы он развил и имел в себе любовь, "которая есть совокупность совершенства"
(Кол.3:14)
(к тому же вспомним слова апостола Павла: "
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона
." (Рим.13:10)).

Учителя же обожения учат другому. Вот что они пишут: "К сожалению, уже упомянутый дух морализма, то есть сведение христианской жизни к нравственному совершенствованию, во многом пагубно повлиял на благочестие и духовность христиан и в Греции. Часто стремление к обожению пресекается под влиянием западного
богословия.
А ведь учение о нравственном совершенствовании – это принятие человека за центр
мироздания. В нём человеческое усилие преобладает над Божественной Благодатью, как будтобы не она, а наши моральные принципы спасают нас. И поэтому, пребывая в таком устроении,
мы бываем лишены подлинного Богообщения, и утешение души бывает не истинно, и жажда её
не утоляется. Такое направление (и соответствующее ему окормление), будучи испытано и
доказав своё несоответствие подлинному духу Христовой Церкви, во многом несёт вину за
безбожие и безразличие к духовной жизни многих наших современников, и в особенности,
молодёжи.
Мы – родители, преподаватели, духовенство и все представители Церкви, в воскресных
школах, проповедях и где бы то ни было – мы должны бы, вместо бесплодных разговоров о
«христианской нравственности», руководить наших чад к обожению
, в соответствии с
подлинным духом и опытом нашей Церкви. В конце концов, все добродетели, как бы велики

они ни были, не представляют собой цели нашей, христианской, жизни, а суть лишь средства и
способы, приготовляющие нас к принятию обожения, к стяжанию – словами Преподобного
Серафима Саровского – Благодати Святого Духа
"
.

А теперь прокомментирую выше приведённую цитату. Вот чему учит Священное Писание, апостолы: "Более же всего облекитесь в любовь, КОТОРАЯ ЕСТЬ СОВОКУПНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВА." (Кол.3:14); "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Матф.22:37-40).

А вот чему учат учителя обожения: "К сожалению, уже упомянутый дух морализма, то есть сведение христианской жизни к нравственному совершенствованию, во многом пагубно повлиял на благочестие и духовность христиан ..." - т.е. сведение христианской жизни к тому, чтобы развить в себе и иметь любовь (ведь это она и есть нравственного совершенство и без неё ничто не имеет значения ("И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы." (1Кор.13:3)), вспомните гимн любви в 1Кор.13), по мнению учителей, пагубно влияет на духовность. (Я думаю Христос бы удивился такому их выводу, что развитие любви к Богу и Людям (по заповеди Христа; Который прямо призывал любить и заключил, свой призыв любить даже врагов словами: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." (Матф.5:48) пагубно влияет на духовность).​

"А ведь учение о нравственном совершенствовании – это принятие человека за центр мироздания." Здрасте-приехали, оказывается становление совершенным нравственно (т.е. развитие в себе любви (а любовь есть выход ИЗ СЕБЯ и вхождение в объект любви; любящий думает не о себе, а об объекте любви)) (только любовь придаёт совершенство и без неё всё есть ничто и не имеет никакой ценности) - это принятие себя за центр мироздания. Автор походу отрицает слова апостола, что "Любовь ... не ищет своего ..." (1Кор.13:4,5) - любящий думает не о себе, а об объекте любви (т.е. о Боге, об угождении Богу).

"В нём человеческое усилие преобладает над Божественной Благодатью, как будто бы не она, а наши моральные принципы спасают нас". Такое мнение вытекает из неверного понимания учения о спасения. Автор, видимо, считает что ему нужно спасать не свою душу (в юридическом смысле), а свою природу от смерти, тленности и пр., поэтому ему нужно не становиться духовно совершенным (ведь Христос не простит грехов пребывающих в страстях), а иметь энергии Бога, которые исцеляют его природу от смертности, тленности и, сверх того, делают его богом.

Вы, Станислав, как я понял, говорите, что любовь (которая есть совокупность совершенства) соединяет человека с Богом. А учителя обожения считают что обожение состоит в другом (в энергиях). Они разделяют понятия любовь (которая есть совершенство) и обожение: "мы должны бы, вместо бесплодных разговоров о
«христианской нравственности», руководить наших чад к обожению
,".

Апофеоз: любовь к Богу - есть (о, как это низко звучит) лишь средство к обожению себя (своей природы): "В конце концов, все добродетели, как бы велики они ни были, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЦЕЛИ нашей, христианской, жизни, а суть лишь средства и способы, приготовляющие нас к принятию обожения, к стяжанию – словами Преподобного
Серафима Саровского – Благодати Святого Духа
"
. Повторю, что говорят эти учителя: "Все добродетели [любовь это добродетель и притом самая ценная] ... не представляют собой цели .. жизни, а суть лишь средства ... приготавливающие нас ... к стяжанию ... Благодати ... [т.е. т.н. нетварных энергий]". Т.е. любить - это не цель, цель - это стать богом посредством принятия в себя обоживающих энергий Бога.

Это выражение святоотеческого учения об обожении.​
(к тому же вспомним слова апостола Павла: "
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона
." (Рим.13:10)).
"Замечаешь ли, что любовь имеет то и другое совершенство — и воздержание от зла («зла бо, — сказано, — не творит»), и делание добра (сказано — она есть «исполнение… закона»), не только вкратце представляя для нас учение о том, что должно делать, но и делая легким исполнение этого. Она не только заботится о том, чтобы мы уразумели полезное для нас (это делает и закон), но и много споборствует нам в исполнении обязанностей, совершая в нас не одну какую-либо часть заповедей, но всю добродетель во всей ее полноте. Потому будем любить друг друга и таким образом возлюбим любящего нас Бога. У людей так бывает, что когда ты полюбишь кого, то другой, любящий его, вооружается против тебя; но Бог требует, чтобы и ты приобщился любви, и ненавидит того, кто не разделяет с Ним любви. Любовь человеческая исполнена зависти и злобы, а любовь Божия свободна от всякой страсти. Потому Бог и ищет сообщников любви. Люби вместе со Мною, говорит Он, тогда и Я больше буду любить тебя. Вот слова беспредельно любящего! Если ты любишь любимых Мною, тогда Я вижу, что и Меня ты любишь усердно. Бог сильно желает нашего спасения и доказал это в самом начале. Послушай, что говорил Он, когда творил человека: «сотворим человека по образу» Божию (Быт 1.26), и еще: «сотворим ему помощника, …не добро быти ему единому» (Быт 2.18). И потом, когда первый человек впал в преступление, заметь, как Бог кротко укорял его, Он не сказал ему: нечистый и пребеззаконный, получив от Меня так много благодеяний, ты и после всего этого поверил диаволу и, оставив Благодетеля, послушался демона! Но что говорит? «Кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси» (Быт 3.11)? Так сказал бы и отец сыну, которому он приказал не трогать меча и который, не послушавшись, ранил себя: отчего ты ранен? Оттого, что меня не послушался. Замечаешь ли, что это — слова больше друга, чем Владыки, друга, подвергшегося обиде, но и при всем том не переставшего любить? Будем же и мы подражать Богу и, когда станем укорять других, будем сохранять такую же кротость. С тою же снисходительностью укоряет Бог и жену, а правильнее сказать, слова, обращенные к жене, были не укоризной, а советом, вразумлением и предостережением на будущее время. Потому Бог не говорит ничего такого змею, так как он был изобретателем зла и не мог сложить вины на другого. Зато Бог сильно наказал его и даже не остановился на этом, но и самую землю подверг общему с ним проклятию. Если же Он и человека изгнал из рая и осудил на труд, то за это в особенности и должно поклоняться Ему и удивляться. Так как жизнь, протекающая в удовольствиях, приводит человека к нерадению, то Бог пресекает для него веселие и скорбями, как стеною, ограждает нерадение, чтобы мы возвратились к любви Его. А как поступил Он с Каином? Не с такою ли же кротостью? Будучи опять оскорблен им, Он не отвечает обидою, но увещевает и говорит: «вскую испаде лице твое» (Быт 4.6)? Хотя поступок Каина не заслуживает никакого извинения, что и доказывает младший брат, но при всем том Бог не укоряет его, но говорит: «не согрешил ли еси? Умолкни, не приложи к тому, к тебе обращение его, — то есть брата, — и ты тем обладаеши» (Быт 4.7). Если ты боишься, говорит Бог, что ради этой жертвы я навсегда лишу тебя прав первородства, то ободрись: я отдаю в твои руки полную власть над братом, исправься только и люби брата, который ничем тебя не обидел. Я забочусь о вас обоих. И Меня более всего радует то, чтобы вы не враждовали друг на друга. Так Бог, подобно чадолюбивой матери, употребляет все средства и меры, чтобы ни один человек не был отторгнут от другого.
   А чтобы тебе яснее из примера понять сказанное мною, подумай о Ревекке, как она тревожилась и прибегала к разным способам, когда старший сын враждовал против младшего. Ведь хотя и любила она Иакова, но не отвращалась и от Исава, почему и говорила: «да не когда безчадна буду от обоих вас в день един» (
Быт 27.45). По такому же побуждению и Бог говорил Каину: «не согрешил ли еси? Умолкни, к тебе обращение его», — желая предотвратить убийство и стараясь водворить между братьями мир. Даже когда Каин убил брата, Бог не лишил его Своего промышления, но опять с кротостью обращается к братоубийце и говорит: «где есть Авель брат твой» (Быт 4.9), — чтобы хотя таким образом заставить его сознаться в преступлении. Но Каин, как и прежде, и даже с большим и грубейшим бесстыдством, упорствует. Но и после этого Бог не оставляет его, а словами оскорбляемого и пренебрегаемого друга говорит ему: «глас крове брата твоего вопиет ко Мне» (Быт 4.10). И вместе с убийцей опять поражает проклятием землю, на нее изливает гнев Свой и говорит: проклята земля, «яже разверзе уста своя, пpияти кровь брата твоего» (Быт 4.11), — подражая в этом случае плачущим по умершим. Так поступил и Давид, узнав, что Саул пал; он проклинал горы, принявшие кровь Саула, и восклицал: «горы Гельвуйския, да не снидет роса, ниже дождь на вас: …яко тамо повержен бысть щит сильных» (2Цар 1.21). Так и Бог, как бы возглашая надгробную песнь Авелю, говорит: «глас крове брата твоего вопиет ко Мне; …и ныне проклят ты от земли, яже разверзе уста своя пpияти кровь брата твоего от руки твоея́». Этими словами Бог хотел укротить кипящий гнев Каина и возбудить в нем любовь хотя бы к умершему. Ты угасил жизнь его, говорит Господь, почему же не угашаешь вражды? Но что еще делает Господь? Он любит и Авеля, и Каина, потому что Он сотворил их обоих. Как же поступить Ему теперь? Оставить убийцу без наказания? Но он может сделаться от этого еще хуже. Или наказать его? Но Бог чадолюбивее всякого отца.
   Итак, смотри, как Он и наказывает Каина, и в самом наказании обнаруживает любовь, или лучше сказать, не наказывает, а только исправляет. Он не предал его смерти, но связал трепетом, чтобы он мог загладить вину свою, чтобы хотя таким путем мог он возвратиться в лоно любви Божией и примириться с Авелем, хотя и умершим, так как Бог не хотел, чтобы Каин ушел из этого мира во вражде против умершего брата. Так поступают любящие, которые, когда не могут возбудить к себе любви благодеяниями, прибегают к строгим мерам и угрозам, побуждаемые к этому не внушением своей воли, но любовью, чтобы хотя таким средством привлечь к себе тех, которые их презирают. Конечно, такая любовь возникает в других под влиянием принуждения, однако же они и ею утешаются, вследствие сильной своей любви. Таким образом и наказание бывает следствием любви, ведь те, которые не оскорбляются тем, что их ненавидят, не желают и наказывать. Это самое Павел подтверждает в Послании к коринфянам, говоря: «кто есть веселяяй мя, точию приемляй скорбь от мене» (
2Кор 2.2)? Таким образом, всякий раз, когда усиливают наказание, тогда доказывают и любовь. Так и египтянка, вследствие сильной любви, жестоко наказала Иосифа. Но она наказала по злому побуждению, потому что любовь ее была бесстыдна, а Бог наказывает с доброю целью, потому что Его любовь достойна любящего. И чтобы ты уразумел силу любви Его, Бог не отказывается употреблять более грубые выражения, приписывать Себе страсти человеческие и называть Себя ревнивым. «Аз бо есмь… Бог ревнитель» (Исх 20.5), — говорит Он.
   Потому возлюбим Его так, как Он желает, — это Он считает великим делом. Если мы и отвращаемся от Него, Он не перестает призывать нас, если и не хотим обратиться, Он наказывает, потому что любит, а не для того, чтобы подвергать наказанию. Послушай, что у Иезекииля говорит Он городу, Им любимому и презиравшему Его: «Аз… соберу на тя… вся похотники твоя, …и предам тя в руце их; …и побиют тебе камением и изсекут, …и отимется рвение Мое от тебе: и почию и ктому не попекуся» (
Иез 16.37—42). Мог ли больше этого сказать горячо любящий друг, презираемый своей возлюбленной и несмотря на это еще пламенеющий к ней любовью? Бог все делает, чтобы склонить нас любить Его; для этого Он не пощадил и Сына Своего. Но мы непреклонны и жестокосерды. Сделаемся же, наконец, кроткими и возлюбим Бога, как любить должно, чтобы мы могли с полным удовольствием наслаждаться добродетелью. Если тот, кто имеет любимую жену, нисколько не чувствует ежедневных огорчений, то представь, каким удовольствием будет наслаждаться тот, кто любит Божественной и чистой любовью. В этом, именно в этом заключается Небесное Царствие, в этом наслаждение благами, удовольствие, веселье, радость, блаженство, а вернее — что бы я ни сказал об этом, ничто не в состоянии будет изобразить его, но один только опыт может с ним познакомить. Потому и пророк сказал: «насладися Господеви» (Пс 36.4), и в другом месте: «вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс 33.9). Итак, станем повиноваться и насладимся любовью Его. И тогда еще здесь мы узрим Царствие, поживем ангельскою жизнью и, пребывая на земле, будем иметь у себя нисколько не меньше, чем обитающие на небе, а после переселении отсюда, светлее всех предстанем Престолу Христову и будем насаждаться неизреченною славою, быть участниками которой да будет дано всем нам благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."
-Иоанн Златоуст, беседы на послание к римлянам, конец 23-ей главы ( http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_63/23 ).

Я душой и умом склоняюсь к вашей точки зрения (если я вас правильно понял: обожение - это соединение с Богом любовью к Нему) (если обожения есть соединение с Богом любовь, то для меня эту тему можно закрыть); но наша с вами точка зрения не поддерживается святыми отцами, поэтому я хочу для себя её либо опровергнуть либо осознать что моя точка зрения неверна (поэтому продолжаю дискутировать). Покажите мне где святые отцы говорят о том, что обожение есть любовь. Не покажите, потому что святые отцы по другому понимаю "обожение". Святые отцы же говорят о том, что обожение - это соединение с нетварными Божественными энергиями.
Так соединяемся мы для чего? Чтобы очистится, потому что мы любим Бога, хотим быть к Нему ближе, как можно ближе. Когда мы любим кого-то, что мы делаем? Мы его обнимаем. И настолько сильно, насколько мы любим этого человека, настолько сильно мы его обнимаем, настолько сильно мы его любим. Вот, обожение, в каком-то смысле- Божественное обнимание. И что же является смыслом обожения. Человек соединяется с Богом через Божественные Энергии. Что он от этого получает? Он получает великое наслаждение, то, ради чего главным образом Бог и создал нас. Он любит Бога, так сильно любит, как не возможно любить Бога без обожения. Я не уверен, можно ли применить тут слово "совершенная любовь к Богу", но что это крайне сильная, недостижимая самостоятельно человеком любовь- это точно. Так что можно сказать, что обожение- чистая любовь и является актом любви Бога к человеку.
Учителя же обожения учат другому. Вот что они пишут: "К сожалению, уже упомянутый дух морализма, то есть сведение христианской жизни к нравственному совершенствованию, во многом пагубно повлиял на благочестие и духовность христиан и в Греции. Часто стремление к обожению пресекается под влиянием западного
богословия.
Вот именно что. Самостоятельно, без Бога, человек не может достигнуть обожения. На то оно так и называется, "обожение", что в нём Бог даёт человеку соединится с Собой. Без Бога ни один святой не был бы святым. Никакие духовные подвиги, даже самых величайших святых во-первых были без Бога бессмысленны, во-вторых, были бы без Бога либо невозможны, либо неправильны и полностью искажены, и, в-третьих- они даже при всём своём величии для нас не так велики для Бога. Тут-то как раз и кроится папситкая духовная ловушка "сверхзаслуг святых". Не так уж и много совершенно безгрешных людей, ой как немного. Я не совсем в курсе, негрешима ли Богородица (прости меня грешного, Пресвятая Богородица, если это так), но помимо этого можно назвать только Самого Богочеловека Иисуса Христа. Больше что-то я не знаю. Все святые, даже самые лучшие всё же грешны для Бога и грешили. Конечно, не настолько, насколько мы, но всё же они не идеал. И Пётр, и Павел, и Иоанн Богослов, все они были объектами милости и никто из них сам не искупил всех своих грехов.
Мы – родители, преподаватели, духовенство и все представители Церкви, в воскресных
школах, проповедях и где бы то ни было – мы должны бы, вместо бесплодных разговоров о
«христианской нравственности», руководить наших чад к обожению
, в соответствии с
подлинным духом и опытом нашей Церкви. В конце концов, все добродетели, как бы велики

они ни были, не представляют собой цели нашей, христианской, жизни, а суть лишь средства и
способы, приготовляющие нас к принятию обожения, к стяжанию – словами Преподобного
Серафима Саровского – Благодати Святого Духа
"
.
Христианская нравственность не может быть реализована без обожения. Притом она с обожением сама приходит. "Христианская нравственность", это вообще что? Есть свод догматов, "шариат", о том, какие нравы должны быть, что мы где должны иметь в виду и так далее и тому подобное? Откуда все эти идеи вообще берутся? От Бога. Так что. Почему святые апостолы говорят нам о всех этих красивых "нравственных" вещах? Откуда у них взялись эти идеи. Ведь они не только слово в слово повторяют Христа. Они следовали не только словам Христа, они следовали духу Его учения. У них были не только слова, у них было то, что они формулировали в словах и предложениях. У них был Святой Божественный Дух, Который не только "поговорил" с Сыном Божиим, но Они имели Одну Сущность, Они были Одним. Святой Дух через них писал, учил и проповедовал.

Надеюсь, что я не написал ничего, что противоречило бы учению святой Церкви Христовой. Если что-то такое есть, прошу- пожалуйста, поправьте меня.

Слава Христу!​
 
Православный христианин
Мы ходим кругами. Суть данной цитаты заключается в том, что,
«любовь к Богу есть путь к обожению» (св. Григорий Богослов).

Вы говорите о том, что любовь есть путь к обожению. В виду этого у меня возникают вопросы. 1) человеку нужно любить с целью обожиться ("отроичиться") или человек призван любить
не мотивируя её (любовь) желанием обожиться? 2) человек призван любить Бога добровольно,но целью своей жизни считать становление богом и дальнейшее им бытие?
В вашем понимании любовь это нечто, что человек делает ради наград. Но это невозможно. Причиной желания обожиться является, или, точнее, должна быть любвь к Богу.

Слава Христу!
 
Украина
Православный христианин

Вы говорите о том, что любовь есть путь к обожению. В виду этого у меня возникают вопросы.
1) человеку нужно любить с целью обожиться ("отроичиться") или человек призван любить не мотивируя её (любовь) желанием обожиться? 2) человек призван любить Бога добровольно,но целью своей жизни считать становление богом и дальнейшее им бытие?
[/QUOTE]

Мне кажется чтоселовек должен:
"Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет. "От Марка 12:29-31

Обожение же происходит по мере исполнения этих заповедей и по воле Божией.Вспоминается что когда некоторых святых спрашивали о том как они стали святыми, те не могли ответить. Вспомнилась также притча о блудном сыне:"А отец сказал рабам своим:
принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся." Заметьте поведение Отца, Он сразу одевает соего заблудшего сына, даёт ему перстень, обувь, возможно сказать обожает его душу и тело, делает эту душу и тело безгрешными, вводит в Своё Царство. Тоесть процесс обожения это дело Божие, а стремление к обожению, через достойные дела веры, надежды и любви дело заблудшего сына. Тоесть обожение это награда.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Спасибо Станислав! Спасибо, что процитировали Златоуста, он пишет вдохновляюще.
Мне нравится такое понимание "обожения", как соединение с Богом по любви к Нему (т.е. как раз то, о чём вы написали).
Так соединяемся мы для чего? Чтобы очистится, потому что мы любим Бога, хотим быть к Нему ближе, как можно ближе. Когда мы любим кого-то, что мы делаем? Мы его обнимаем. И настолько сильно, насколько мы любим этого человека, настолько сильно мы его обнимаем, настолько сильно мы его любим. Вот, обожение, в каком-то смысле- Божественное обнимание. И что же является смыслом обожения. Человек соединяется с Богом через Божественные Энергии. Что он от этого получает? Он получает великое наслаждение, то, ради чего главным образом Бог и создал нас. Он любит Бога, так сильно любит, как не возможно любить Бога без обожения. Я не уверен, можно ли применить тут слово "совершенная любовь к Богу", но что это крайне сильная, недостижимая самостоятельно человеком любовь- это точно. Так что можно сказать, что обожение- чистая любовь и является актом любви Бога к человеку.
Но, прошу вас заметить один очень тонкий момент: святые отцы, проповедуя учения об обожении, делают логическое ударение в учении об обожении не на обожение как соединение с Богом под воздействием любви к Нему; а на обожение как прокачку природы, как на то, что Бог предназначил людям быть богами (прокаченными) (быть богами благодаря подсоединению к Его энергиям). Т.е. святоотеческое учение об обожении смещено в сторону становлению самому богами; а не в сторону единения с объектом любви. Да, единение с Богом (пусть) делает "богом", но к этому ли мы должны стремиться или к тому, чтобы любить Бога. Почувствуйте разницу в 2-х установках (она очень тонкая, поэтому её трудно показать; но при этом она очень важная для правильного движения по духовной жизни): 1) желать реализовать свою любовь к Богу (а именно своё желание (возникшее под воздействием любви) быть как можно ближе к Нему), для чего нужно соединиться с Ним через Его энергии; и 2) желать быть богом, для чего нужно стяжать нетварные энергии. Внешне одни и те же действия, но внутренне мотив разный. В одном случае человек стремится соединиться с Богом т.к. любит Его; в другом случае человек стремится сам стать богом (а то, что для этого нужно соединиться с Его нетварными энергиями - ладно, можно потерпеть). Помните притчу: строители строят Храм (внешне); а внутренне каждый строитель делает своё дело: один таскает кирпичи, другой - зарабатывает деньги, а третий - служит Богу. Так и здесь вроде как соединяемся с энергиями (внешне) (ведь Православие учит что мы можем соединиться лишь с энергиями, а не самой сущностью Бога), но на самом деле внутренне учат становлению богами (зарабатыванию денег).
"Христианская нравственность", это вообще что?​

Христианская нравственность - это любовь (к Богу и чистоте).

Учителя "глаголют":
"
К сожалению, уже упомянутый дух морализма, то есть сведение христианской жизни к нравственному совершенствованию, во многом пагубно повлиял на благочестие и духовность христиани в Греции. ... Мы – родители, преподаватели, духовенство и все представители Церкви, в воскресных
школах, проповедях и где бы то ни было – мы должны бы, вместо бесплодных разговоров о
«христианской нравственности», руководить наших чад к обожению, в соответствии с
подлинным духом и опытом нашей Церкви. В конце концов, все добродетели, как бы велики

они ни были, не представляют собой цели нашей, христианской, жизни, а суть лишь средства и
способы, приготовляющие нас к принятию обожения, к стяжанию – словами Преподобного
Серафима Саровского
– Благодати Святого Духа"

.

Судя логике учителей обожения, не тому Христос учил: нужно было учить так: "Люди становитесь богами, стяживайте благодать, для чего творите молитву Иисусову, бейте поклоны, поститеся, прикладывайтеся к иконам, пейте святую воду, ешьте просфоры"; а Он учил нравственности "Не грешите и любите, любите, любите, любите, любите, любите, любите, любите, любите, любите, любите, любите, любите, любите!".
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
В вашем понимании любовь это нечто, что человек делает ради наград. Но это невозможно. Причиной желания обожиться является, или, точнее, должна быть любвь к Богу.

Слава Христу!
Не в моём понимании, а в понимании тех, кто говорит:
"ВСЕ добродетели, как бы велики они ни были [напомню, что любовь это есть добродетель и притом самая большая], не представляют собой цели нашей, христианской, жизни, а суть ЛИШЬ СРЕДСТВА и способы, приготовляющие нас к принятию обожения, к стяжанию – словами Преподобного Серафима Саровского – Благодати Святого Духа [под благодатью отцы учат понимать нетварные энергии Бога]".

И говорит это (где ударение делается не на просто том, чтобы мы любили бескорыстно; а на том, чтобы мы своими делами любви "стяжали" энергии): "​
Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте".
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Тоесть процесс обожения это дело Божие, а стремление к обожению, через достойные дела веры, надежды и любви дело заблудшего сына. Тоесть обожение это награда.

Вы, как мне показалось, не ответили чётко (поэтому я мог вас не правильно понять). Как я понял, ваше мнение таково: Наша цель ("дело заблудшего сына") - "стремление к обожению", т.е. к награде (ведь вы пишите: "обожение это награда"). Т.е. человек должен мотивировать свою любовь получением награды.

Но разве можно стремиться к награде? Разве это ценно любить ради награды? В чём состоит ценность любви (дел любви), если они совершаются для получения платы за них? Это уже выходит не доброе дело, а покупка "награды".
 
Православный христианин
что человеку считать смыслом своей жизни, а что считать просто необходимой задачей? Любовь является смыслом жизни, а достижения так называемого обожения является лишь практической задачей решающей "бытовые" вопросы жизни человека (вопросы о природе человека)? Или же смыслом жизни человека является - быть богом (по благодати), а любовь это нечто второстепенное, вспомагательное (например, средство для обожения (как собственно и учит Серафим Саровский (как мне показалось), говоря, что "молитва" и "милостыня" (которые должны по своей сути, как мне кажется являться реализацией любви) всего лишь "суть средства для стяжания Святого Духа Божьего")?

Если человека не освещает Благодать Божия, то темно у него внутри. Истинной Любви к людям он не может испытывать в таком состоянии.
Вот, представим: заставляет себя человек и приговаривает: "люби Бога и людей, люби, нужно любить", что от этого - у него любви больше станет, - нет! Что - ж такое Любовь? Прежде всего необходимо разделять Любовь и мирское обожание (которую очень часто заменяют словом любовь, от того, что не знают Истинной Любви). Мирское обожание может быть как к людям так и к вещам, и суть - порабощение человеческой души прелестями мира сего. А Любовь - это искреннее желание Благодати для людей, жаление людям Высшего Счастья, которое даруется только Богом, а Любовь к Богу - это несгибаемая к нему преданность и почитание Его и Духа Святого выше своей жизни.

Ведь, если мы рассудим, почему люди злы? - из-за отсутствия действующей в них Благодати, - руки Божьей. Без нее не родится истинной Любви ни к людям ни к Богу. Только в неосвещенном Благодатью сердце может рождаться зло. Поэтому все злые люди крайне несчастны и все что им остается пожелать - быть счастливыми от Бога. А это и есть Любовь.

Поэтому можно очень стараться обрести Любовь к людям и Богу. Но Любовь к Богу не рождается прежде богопознания, а Любовь к людям не рождается прежде освещения человека Благодатью Божьей.

Поэтому пр. Серафим Саровский верно указывает на обретение Духа Святого. ОН - источник Истинной Любви. Без НЕГО мы не сможем Любить той истинной Любовью ни Бога ни людей.
 
Сверху