Вопрос о причащении на Тайной Вечере задан, чтобы выяснить смысл причащения апостолов на Тайной Вечере. Что дало причащение воплощенным, но пока еще не пострадавшим и не воскресшим Телом Христа? Разве с этого момента зародилась Церковь, как Тело Христово? Нет, конечно. Для зарождения Церкви, как Тела Христова недостаточно одного воплощения. Нужна была Жертва Христа Святой Троице, победа над смертью и воскресение. Только с таким знанием и принятием этой Жертвы христианами, причастие становится состоявшимся. Апостолы же тогда еще не имели этих знаний.
Я вполне допускаю, что можно было причащаться преображенным Телом Христа и до Его смерти на Кресте. Но зачем? Что это давало апостолам? Если это им давало тоже, что и нам сейчас, то зачем Христу надо было умирать на Кресте? Причащались бы вместо воскресшего Тела преображенным Телом, которое Он явил на Фаворе. Но без признания Жертвы Христа ради нашего спасения никакое причащение невозможно. Поэтому и пришел к мысли, что причащение апостолов на Тайной Вечере, совершенное ими без признания Жертвы Христа, было всего лишь научением и предуготовлением к Евхаристии, свершившейся впервые после сошествия Святого Духа на апостолов.
Ветхозаветные жертвы тоже "работали" в определенном смысле, очищали от грехов. Но они работали только потому, что были прообразом Жертвы новозаветной. Бог-то истинен, солгать не может ,обещал , исполнит, поэтому Его обещание об искуплении рода человеческого уже есть дело, только отсроченное, поэтому жертва даже по образу действует. Почему нельзя этого отнести к Христу? Он в любом случае не сбежал бы с Креста.
Выделенное черным -ошибочно. Почему.
Главное событие в Воплощении это то, что Бог уже среди нас во плоти. И мы имеем доступ через Него к обожению, ибо в силу единой ипостасной жизни Его человечество уже обожено. Это обожение было явлено ученикам на Фаворе, как вы сказали. То, что Он позволяет действовать в себе последствиям грехопадения, объясняется тем, что целью Воплощения был Крест. Тем, что Он добровольно подчинился последствиям нашего падения, чтобы нас из него извести.
А если бы Он устранил безгрешные страсти из своего естества, не алкал бы, не жаждал бы, то как бы Он смог быть для нас образцом в прохождении пути? Мы то алчем и жаждем. Представлять Его изображающим алчбу и жажду богохульно в высшей степени. Он не фокусник.
Он - Воплощенная Истина в последней инстанции. Это позволяет понять, почему Он проделал именно такой путь на земле, а не какой иной. Опять догмат искупления. Когда мы говорим об искуплении, встает вопрос - у кого мы должны быть были выкуплены? Мы содержались в рабстве у диавола. Факт. Диаволу чтоли Бог обязан был выплатить кровь своего Единородного Сына? Да пошел бы он куда подальше лучше. И не у Отца мы содержались в рабстве и в плену, чтобы Сыну нас у Него выкупать. Лучше бы было нас простить и отпустить даром на свободу, чем платить такую страшную цену. Понятно ли теперь в свете сказанного, сколь нелепы все эти построения про "бесконечное оскорбление бесконечного Бога" юридической теории искупления?
Поэтому Воплощенный Сын проходит весь путь обычного человека на земле, но каждое действие у Него получает иной смысл. Все люди умирают в силу грехопадения. И Он умирает, но для того , чтобы смертию смерть попрасть и разрушить ее изнутри. Он позволяет смерти овладеть собой, хотя она не имеет над Ним власти , как безгрешным, и это незаконное похищение смертью Жертвы Безгрешной, обращает в повод для разрушения самой власти смерти над всем родом человеческим - "как преступлением одного все стали смертны, тем более праведностью Одного все спасутся" (ап. Павел). Причем само умирание не упрадзнено, но оно радикально меняет смысл, теперь из смерти есть выход, не то что ранее это путь в один конец, а теперь есть воскресение, воскрес Один, воскреснут и все, и смерть более не дорога в ад, а возвращение в потерянное Отечество.
И таким образом Он "исполнил всякую правду". Даже диавол теперь не может ничего возразить, ибо его держава разрушена не насильственно, пришел мол Сильнейший и все раздолбал, выгнал его и отобрал все себе, диавол мог бы возразить, зачем Ты нарушаешь свое слово, данное за преступление в раю, про земля еси и в землю отыдеши, а так все произошло очень изящно, диавол сам помог сделать смерть телесную дорогой к спасению. И сказать-то ему теперь нечего, ибо ад и смерть разрушены за то, что сцопали Безгрешного, сами нарвались. Вместе с Его душой человеческой сошло во ад и Его Божество, неотделимое от Его человечества.
И божественная правда торжествует, ибо ее исполнил Сын того самого Адама, кто прежде все нарушил. Не потому, что простой человечьей крови было бы мало "бесконечному" Богу за "бесконечное оскорбление", ибо Бог не пожелал и Исааковой крови, с какой радости Ему желать Крови Сына своего Единородного? Но потому, что обычному человеку, как поврежденному грехом, невозможно было исполнить такой задачи. Да и смерть разрушить изнутри смог бы только Бог Воплощеный.
Далее Он возносит в себе наше естество и посаждает его одесную Бога Отца, так что можно сказать , что задача воссоздания Адама (всего рода человеческого) перевыполнена намного. Род человеческий получил гораздо большую славу, чем имел бы, если бы не отпал в грех.
Вот очень вкратце догмат искупления.
Смотрите. На Тайной вечери Он причастил учеников Тайнам Тела и Крови Своих. Получили ли они вместе с Его Телом и Кровью благодать, обоживающие энергии? Разумеется. Так почему это не настоящее Причастие? Просто в это время держава смерти еще не была разрушена. В скором времени это произойдет. Важно понять - ее разрушение не сделало всех автоматически бессмертными, оно лишь открыло возможность спасения, перехождения через умирание в жизнь вечную, ранее абсолютно закрытую возможность. Веру в такое осмысление лучше всех являли мученики. Ибо они шли к часу смерти, причем насильственной, с неутомимой надеждой через смерть именно, как через врата, достигнуть царствия. А Причастие - оно на пути к сему, оно приобщает нас к Телу Христа, делает нас Ему сотелесными, и в нас начинает обитать сила Христова, которой мы грех побеждаем и делаем правду. Этой силой Его мы и идем к цели. Имел ли Христос сию силу, благодать до часа своего страдания? Да разумеется, что имел.