Доброе злое советское кино

Я очень не люблю всякую конспирологию, в том числе и рассуждения о том, как некие таинственные мировые заговорщики манипулируют нашим сознанием, используя разнообразные технические новшества…

И в самом деле: зачем вживлять нам чипы, облучать, гипнотизировать и тайно кормить какими-то реагентами, если можно просто дать понять человеку, под каким углом он должен воспринимать ту или иную информацию — и он так и будет ее воспринимать! Особенно в этом немудрящем «программировании» преуспели люди искусства.

Ну, для примера: всем известный американский фильм «Аватар» и его главный отрицательный герой, инфернальный злодей полковник Куотрич… Не правда ли, жуткий тип? Ведь именно так его преподносят нам создатели блокбастера.

Но если смотреть более внимательно, то можно увидеть, что к своим подчиненным Куотрич относится совершенно безупречно (пусть бы и в нашей армии было побольше таких офицеров), и все его злодеяния заключаются в честной работе солдата, который вовсе и не должен быть толерантным… А задача, которую он пытался выполнить, представляла из себя вовсе не геноцид на-ви (а ведь именно так представляется нам все это на первый взгляд), а просто уничтожение двух деревьев (!). Но мы все равно видим в нем исчадие зла — ведь так нам это преподносится.

Или обратимся к советской классике — вот всеми любимый сериал «Три мушкетера» с Боярским в главной роли. Сколько поколений советских и пост-советских людей выросло на нем, всей душой восхищаясь неразлучными друзьями-мушкетерами и презирая коварного кардинала и его приспешников!

А ведь поведение положительных героев этого фильма, то есть Д'Артаньяна и его друзей, представляется очень сомнительным даже с позиций общепринятой советской морали. Мушкетеры вовсю «путаются» с чужими женами, то и дело убивают людей практически просто ради забавы… Будучи, скажем так, элитными военнослужащими, они предают свою родину в угоду собственным амурным интрижкам, а потом еще и отрубают голову связанной женщине, которая как раз действовала в интересах этой самой их родины… В общем, делают много такого, чего ни один адекватный человек никогда бы в здравом рассудке не одобрил. Но миллионам адекватных людей велели восхищаться мушкетерами — и мы восхищаемся и восхищаемся…

Кстати, «Три мушкетера» — это хоть и поставленная по книге француза Дюма, но общепризнанная советская кино-классика.

Давно стало аксиомой, что советское кино — это эталон добра, света и высокой морали. Что оно учит исключительно хорошему. И даже наши православные патриоты с придыханием восторга признают, что советский кинематограф — это нечто совершенно замечательное, просто некое дистиллированное христианство, но только без веры Бога. Последнее обстоятельство — видимо, мелочь в глазах некоторых православных патриотов…

Этого взгляда на советское кино-искусство, кстати, обычно придерживается тот самый лагерь, который любит во всем выискивать происки антихриста и активно разоблачать их. А тот факт, что антихрист как раз и предложит миру некий суррогат Истины, некое «христианство» без Бога — это им и невдомек, нашим пламенным разоблачителям штрих-кодов и паспортов...

А ведь стоило бы слегка задуматься над той версией безбожного квази-христианства, которую предлагает нам советская культура. Я ни в коем разе не хочу красить исключительно черной краской весь советский кинематограф, где было и в правду немало хорошего и доброго… Но не будем забывать того, что самая опасная ложь — это та ложь, которая на 90% состоит из чистейшей правды.

Я не стану подробно останавливаться на том, что советское кино вовсю романтизирует внебрачные половые связи — это, к сожалению, неотъемлемая часть практически любой секулярной культуры. Но уж всяко заслуживает упоминания в христианской среде тот факт, что во множестве самых что ни на есть «добрых и человечных» советских фильмов не упустили возможности заявить о небытии Бога, поглумиться над «религиозными мракобесами» или просто «глупыми и шкодливыми попами». Ну, или просто выставить верующих людей в лучшем случае дурачками, а в худшем — опасными для общества фанатиками.

Воспринимаются кадры из популярнейшего в советское время милицейского сериала «Рожденная революцией»: «Если любишь — убей» — приказывает вооруженному антисоветскому повстанцу священник, указывая на его невесту-комсомолку. Или злоключения «блудного попа» в «Место встречи изменить нельзя». Была ли там необходима по сюжету вся эта история про украденный крест? Нет, необходимости не было никакой, но… И ведь снимал-то не какой-нибудь там таки себе Рабинович-Пейсахович, а свой, родненький, пронзительно-русский Станислав Говорухин...

Пойдем дальше. Стоило бы обратить внимание на тот факт, что именно прокат фильма «Семнадцать мгновений весны» открыл ящик Пандоры, выпустивший на свет последователей странного карго-культа — русского гитлеризма. Именно после выхода «Мгновений» повсюду закопошились группки малолетних двоечников со свастиками, мечтающих стать «истинными арийцами с нордическим характером», как герои знаменитого сериала. Да, создатели фильма преследовали строго-противоположные цели, но получилось у них то, что получилось, а важен в конечном итоге именно результат. А результаты их творчества мы пожинаем до сих пор. Уж слишком ярко, с каким-то странным любованием, изобразили они нацистский Рейх, словно раскрыли таинственные двери некоего рыцарственного Гондора — и это на фоне серой, беспросветной советской действительности!

У нас принято возмущаться американскими боевиками типа «Коммандо», где людей косят пулеметными очередями направо и налево. Правда, американские кино-супермены делают это в куда более скромных масштабах, чем весело и задорно отстреливающие русских людей «неуловимые мстители» и другие герои советских фильмов про Гражданскую войну.

Как долго нам внушали, что гражданская война — это вовсе не трагедия и национальный позор, а веселый боевичок с песнями! Чего же ради мы теперь ждем гражданского мира в нашем обществе? Откуда ему взяться? «Добрый и гуманный» советский кинематограф заложил в нас совсем другую программу.

Леонид Гайдай. (О, мэтр!!! Да мы все выросли на нем!!! Это классика!!! Вы что, и в его добрых, душевных комедиях попытаетесь откопать нечто дурное?!! Поистине — свинья грязи найдет!!!). Проблема в том, что кем бы я ни был, хоть свиньей, хоть гусем, но грязи долго искать не понадобится. В большинстве из прославленных фильмов этого мэтра имеет место какой-нибудь элемент антихристианского кощунства. И я рискну предположить, что сознательного кощунства. Потому что — тенденция, однако… Если это — добро и свет, то что же тогда сатанизм?

Вот, что подметила в своем ЖЖ одна из моих френдов:

«Пересмотрела кусочек фильма про Ломоносова. Фильм в целом мне в детстве нравился, но... Поняла, как нам в советское время внушали атеистические идеи. Да, главным из искусств они не зря выбрали кино. «Хороший» Ломоносов и «плохие» попы, «светлая» наука и «темная» вера, «Джордано Бруно сожгли за научные идеи» — хотя на самом деле за оккультизм, — все это оставалось в подсознании. Так же, как и шуточки из советских комедий типа «паки паки иже херувимы» и хождение мальчика по воде. Не, Михайло Ломоносова — только с комментами, а всякие Бриллиантовые руки — нет уж. Приключения Шурика и Кавказскую пленницу — еще ладно, там вроде ничего.»

Собственно, именно эта ее реплика и навела меня на мысль написать данный постинг.

Я еще долго мог бы копаться во всей этой «нетленке», и нарыть там столько всего! Но нет у меня на это ни времени, ни желания.

Хочу остановиться еще на одном важном факторе, характеризующем советское кино-искусство: его плоды. Каких людей оно воспитало? Сильных, мужественных, добродетельных, волевых, трудолюбивых, целеустремленных? Боюсь, что… не совсем так. Точнее — совсем не так. Я не про всех, конечно, говорю, но тенденция определенная есть, и тенденция эта очень безрадостная.

И даже тот самый Советский Союз, по которому сейчас так стенают поколения рожденных in USSR, прекратил свое существование при их полнейшем равнодушии и попустительстве. Ведь это они, правдорубы, ныне проклинающие «проклятых демократов», разваливших «такую страну», и пальцем не пошевелили, чтобы спасти эту самую такую-растакую страну от разрушения. Они и тогда, как и сейчас, уныло и инертно взирали на окружающий мир, ворча себе под нос на всех и вся, и свято чтили только одну заповедь: «Водка без пива — деньги на ветер!»

Они (мы) жили и живут так потому, что иначе просто не умеют: именно такими их (нас) вырастила советская культура, и в первую очередь «важнейшее из искусств».

Я сразу отвечу на вопросы, которые могут возникнуть: я не считаю советский кинематограф абсолютным злом, охотно признаю, что там было сделано немало и хорошего и сам иногда пересматриваю советские фильмы.

Для чего я все это написал? Да просто для того, чтобы лишний раз напомнить самому себе и окружающим: не надо творить себе кумира, в том числе и из рожденной атеистической революцией, богоборческой в самом своем основании советской культуры.
  • Like
Реакции: 4 человек

Комментарии

Максим! Прочитал Ваш блог и с удивлением поймал себя на мысли, что никогда не смотрел фильмы именно под таким углом зрения. Про американские и иностранные фильмы ничего говорить не буду (на то они и иностранные), а вот о нашем кинематографе несколько слов скажу. Д'Артаньян и неуловимые мстители предназначены для аудитории 7-10 лет и поэтому их главная цель, воспитать тех, о ком можно было бы сказать - "значит нужные книжки ты в детстве читал". Настоящую оценку Жеглову и комиссару милиции может дать уже человек за 20 лет, а если учесть количество просмотров этих фильмов до достижения человеком 20 лет, то можно смело сказать - опоздали с оценками, а дети этого просто не заметят. А вот о фильме "17 мгновений весны" Вы сказали совершенно верно, это же я сам и был. Как сейчас помню и папки с "птичкой" и листочки с характеристиками "Истинный ариец", а учащиеся ПТУ гнули кокарды на фуражках стилизуя их под форму "СС". Было и это. И тем не менее это же поколение потом прошло Афганистан, так что эти мальчики читали нужные книжки и правильно понимали советские фильмы, а шелуха молодёжного нигилизма отпадает, как старая и больная кора с дуба. Дуб остается. А если мы смогли отличить главное от второстепенного, значит наши дети и внуки тоже смогут отбросить наносное и вредное, а увидеть главное и нужное в жизни. Не знаю, можно ли сказать о нашем кинематографе "злой" или "добрый", но с уверенностью могу сказать- он нужный и правильный.
 
Последнее редактирование:
С
"Для чего я все это написал?"
Да уж, действительно, для чего? Ведь если идти дальше, то и книги, тех же " Трех мушкетеров", следует подвергнуть столь же строгой, даже более строгой критике. И не только советские книги, как Вы понимаете.
И что останется? На чем воспитывать детей, на каких примерах учить доброте, честности, отваге и т.п.? Учить именно тем качествам души, которые необходимы будут в жизни настоящему христианину.
Ведь и Иисус Христос запретил " вырывать плевелы, чтобы не повредить колосья". Так может и к искуству это запрещение тоже относится?
 
Спаситель не запрещал вырывать плевелы, а обьяснил, почему Бог сразу не уничтожает злых.
Хорошей литературы в мире хватает, на чем воспитывать молодежь - не проблема.
Прошу прощения, что редко смогу отвечать на комменты: с компа выхожу редко, а с телефона мне затруднительно. Но я все читаю. Спасибо.
 
Много чего можно было бы ответить автору этого "постинга", но нет у меня на это ни времени ни желания.
Анализ, как и всегда, поверхностный, сугубо предвзятый и недалёкий:(
 
Максим, добрый вечер! Поддержу Игоря: анализ поверхностный. Вернее сказать и нет никакого анализа. Причём здесь "доброе или злое советское кино?" ДОБРО и зло
существовало столько же лет, сколько существует человек. Вот в чём суть. А когда не было кино - кому подражало молодое поколение? Раскольникову? Ивану Карамазову?
Что ж все брали топоры и убивали старух и отцов? А пьесы Чехова! Назовите мне хоть одну, где не было бы убийства, или самоубийства, или драки! И что ж, выходя из театра, вся молодёжь срочно начинала подражать злодеям? Каин убил Авеля и без всякой пропаганды, просто зависть и злость победили над добром и истиной, в этом ответ. Человек сам выбирает с чем он должен жить: с Совестью или с позором и жестокостью.
И зачем обобщать? Кто подражал "истинным арийцам"? Где? Бред какой-то! Ну было быть может несколько, больных на голову, двоешников, но не более того. Меня смешили всегда вот такие умозаключения: "молодёжь подражала." Молодёжь многослойна, и не надо обобщать, и всех стричь под одну гребёнку. В Мире идёт борьба Добра и зла, сейчас она обострена, так как появились источники сиюминутной информации, которых ранее не было. В этом трагедия. И православный
народ должен усиленно объединяться, и защищать Добро.
 
Последнее редактирование:
Очень хорошо подмечено про 90 процентов правды. А 10 процентов - шуточек про церковь и священство, и вот уже нынешние старики умирают без Причастия, потому что так и не могут поверить в то, над чем смеялись всю жизнь...
 
И тем не менее это же поколение потом прошло Афганистан, так что эти мальчики читали нужные книжки и правильно понимали советские фильмы...
Именно так! Зло породило зло...
 
Совершенно верно: зло равно злу, но это уже иная тема. Максим пишет о другом:

"Хочу остановиться еще на одном важном факторе, характеризующем советское кино-искусство: его плоды. Каких людей оно воспитало? Сильных, мужественных, добродетельных, волевых, трудолюбивых, целеустремленных? Боюсь, что… не совсем так. Точнее — совсем не так. Я не про всех, конечно, говорю, но тенденция определенная есть, и тенденция эта очень безрадостная".
Я же утверждаю, что до создания кинематографа были иные рычаги воздействия на психику и поведение человека, а именно: литература и театр ( позже). А литература - это и сказки, и былины, и притчи, читаемые в раннем детстве. И тут уж выбор за конкретным человеком ( здесь и гены, и воспитание, и окружение, и условия: много составляющих),то есть утверждаю, что советские фильмы не могли пропагандировать зло по определению, так как всё уже было известно и до кинематографа: борьба Света и тьмы. А отделять от плевел зёрна - дело рук индивидуума.
 
Кирилл!"Именно так! Зло породило зло..." Каждый из нас имеет право на своё мнение, хотя в блоге речь не о Афгане, а о кинематографе, я там был, и у меня другое мнение. Кинематограф, книги, музыка, не бывают "добрыми" и "злыми", это люди наполняют их своим "добром" и своим "злом". А наше советское кино всё же было нужным и правильным. Нужным и правильным.
 
Последнее редактирование:
Кинематограф, книги, музыка, не бывают "добрыми" и "злыми", это люди наполняют их своим "добром" и своим "злом"...
Несомненно, каждый человек волен выделять в том или ином произведении свои акценты, но это вовсе не значит, что у произведения нет явных посылов и идей, которые невозможно не заметить. Наверно и "Майн кампф" можно читать как добрую сказку, но не думаю, что у кого-то это получилось...
А наше советское кино всё же было нужным и правильным. Нужным и правильным.
Эта мантра не выдерживает критики, если взглянуть на современную действительность, т.е. результат этого искусства. И итог советского периода истории нашей родины.
 
Последнее редактирование:
Эта мантра не выдерживает критики, если взглянуть на современную действительность, т.е. результат этого искусства. И итог советского периода истории нашей родины.
Вы считаете современная действительность это порождение советского кинематографа?
 
Название «Азбука» произошло от букв Аз и Буки, с которых начиналось изучение грамоты...И я, наивно, предполагала, что на данном сайте будут затронуты темы изучения Веры, православия. Здесь же обсуждаются темы, совершенно далёкие
от Веры, и её изучения.
 
Последнее редактирование модератором:
И я, наивно, предполагала, что на данном сайте будут затронуты темы изучения Веры, православия.
Нина, на данном сайте множество разделов: http://azbyka.ru/project/index_tree.shtml и около 100 тысяч читателей в сутки. Есть возможность затронуть разные вопросы.
Что касается веры, то проблема зла и его адаптации к нашему времени - это одна из важнейших тем в этом вопросе. Ведь вера выражается в исполнении заповедей, а заповеди учат нас в том числе и борьбе со злом. Могут ли произведения искусства нести зло? Этот вопрос мы и обсуждаем.
 
Последнее редактирование:
Вы считаете современная действительность это порождение советского кинематографа?
В том числе и кино, несомненно. Недаром вождь пролетариата произнёс знаменитую фразу: «...вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
... советские фильмы не могли пропагандировать зло по определению, так как всё уже было известно и до кинематографа...
По такой логике и современные фильмы не могут пропагандировать зло, ведь "всё уже было известно и до кинематографа".
 
Последнее редактирование:
Эка, куда Вас занесло, Кирилл! Вл. Ил. Ленина вспомнили. Так он и есть самый главный ненавистник Веры православной, и разве его слова вы должны, в качестве доказательства чего-либо, приводить? Разделов много на этом сайте, но они все должны соответствовать Программе: "Учим Православию!" А "Искусство кино" - это уже от лукавого...Ведь эти две вещи просто несовместимы на одном сайте.Впрочем что и удивляться, всё мне теперь понятно.
 
Так он и есть самый главный ненавистник Веры православной
А мы разве не советское кино обсуждаем?
А "Искусство кино" - это уже от лукавого...
Вы думаете, что православным не нужно знать о методах действия лукавого в нашем мире?
Не нравится в блоге, можно и здесь почитать: http://azbyka.ru/padshie-duxi
...всё мне теперь понятно.
Если я вижу диалог, который мне неинтересен, то просто ухожу, а не укоряю участников в том, что они пишут не то, что мне интересно или важно. Так получается экономнее по времени и эмоциям.
 
Последнее редактирование:
Совсем недавно в новостях обсуждали эпизод на выставке фотохудожника. Посетитель проявил свое отношение к экспонатам - его гуманисты заклевали, и привели доводы - не нравится не смотри!
Был в истории человечества период когда сыны Божии жили от сынов человечески изолировано, но теперь этого не будет. Нашим детям жить в той среде которую мы формируем, и если в наш период мы сдадим пространство кощунникам, то нашим детям, и нам самим будет тяжко.
Сфера культуры и искусства засижена гуманистами как зеркало засиживают мухи.
Надо исходить из этимологии этих слов: культура - культ света, искусство - искушение творчеством.
Любое творческое изделие надо воспринимать как карамельку: какой фантик, какая карамель, и какая начинка. Если в случае карамельки каждая оболочка скрывает внутреннее содержание, то в случае кино, картины и книги, есть еще и вектор направления.
В кино каждый микро сюжет может нести разрушительную мину. Например кадр хроники, где бабушка крестится и кланяется - если "гений режиссера" придаст этому кадру оттенок насмешки, а зритель это воспримет, то потом для него верующий человек это смешно и несерьезно - последствия тяжелые будут.
А фильм "Три мушкетера", он не о дружбе, а о страстях которые затягивают в плен.
 
Сверху