“Школы можно преобразовать к лучшему” Ян Амос Коменский

Ян Амос Коменский, чешский педагог, основатель педагогической науки, изобретатель классно-урочной системы, последний епископ Моравских братьев… Вспоминается почему-то, сколько страниц его трудов прочитано нами, тогда ещё студентами педвуза, сколько рефератов, дипломных работ написано; биографию помнили наизусть, труды цитировали, если попадался билет с вопросом о нём, его произведениях, все очень хорошо отвечали, чувствуя себя неимоверно гордыми от таких познаний. Понимали ли мы его идеи? Нужны ли они нам были? Тогда - нет, сейчас - считаю их истиной.
Открываю Коменского для себя, как впервые. Хочется кричать учителям моих детей: «Почитайте, почитайте Коменского»: «...У кого дома есть дети, тот может быть уверен, что в доме присутствуют ангелы; всякий, кто обнимает руками маленьких детей, пусть не сомневается, что обнимает ангелов», «Человек есть самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», «поистине есть сам в себе не что иное, как гармония».
Путь Коменского, уродженца Южной Моравии, связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину "чешских братьев". Выходец из семьи члена общины, он получил начальное образование в братской школе. Ян Амос обучался в Пражском, Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах. В 1614 году Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы. Спустя четыре года уезжает в Фульпек (Чехия), где возглавляет школу.
Двери своей школы он открыл для всех: и для мальчиков, и для девочек, и для богатых, и для бедных. Коменский первым ввёл классно-урочную систему. В его школе было семь классов, и в каждом учились дети одного возраста. «Три первых класса должны служить возбуждению внешних чувств; столько же классов должно служить усовершенствованию понимания вещей и последний класс — возвышению умов к Богу».
Занятия не длились дольше шести часов, притом между ними делались перерывы на отдых. После каждого урока — перерыв; после завтрака и обеда — час для гуляний и развлечений; после дневной работы — восемь часов покоя и сна. Два раза в неделю всё послеобеденное время отводилось для частных занятий и развлечений. Свободными были две недели во время христианских праздников, Рождества, Пасхи, Троицы, и месяц во время сбора винограда. Занимались дети только в классе, на дом им ничего не задавали. Коменского упрекали, что он дает детям слишком много свободы, но ученикам необходимо время для выполнения «кое-чего по собственному усмотрению», объяснял педагог-философ, чтобы потом они снова становились «склонными делать то, что должны делать по нашему мнению». Кроме того, вне школы ученики делают задания поверхностно — «таково уж свойство юности», — небрежно и с ошибками. А лучше уж ничего не делать, чем делать плохо.
Начавшаяся в 1618г война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Коменского. В результате репрессий, община "чешских братьев" вынуждена была покинуть родину. Вместе с общиной он перебирается в Польшу, где находился с перерывами около 28 лет. За эти годы Коменский посетил Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды - и везде великий педагог давал жизнь своим идеям, осуществляя реформу школы.
Слава к Коменскому пришла благодаря открытию им принципа природосообразности, сущность и основные проявления которого, как основы научной педагогики, он уложил в три абзаца.
"Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика. Как у трав, деревьев, животных есть различные природные особенности - с одними нужно обращаться так, с другими иначе и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем одинаково,- так существуют подобные же природные способности и у людей. Встречаются счастливцы, которые всё постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определённых предметах удивительно непонятливы и тупы. Иной - в спекулятивных науках - орёл, а в практической мудрости - осёл с лирой. Иной в музыке туп, а в остальном способен к обучению. У другого подобное положение имеет место с математикой или поэзией, или с логикой и пр. Что здесь делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой напрасное дело...” (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1955. - С. 300-301).
Далее: “Учитель есть помощник природы, а не её владыка, её образователь, а не преобразователь, поэтому если он видит, что кто-либо из учеников принимается за что-либо без достаточных к тому способностей, то пусть не подгоняет его вперёд, в твёрдой уверенности, что этот недостаток в другой части дела будет восполнен, как это обыкновенно и бывает....” (Там же. - С. 302).
И наконец: “Если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничто и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума; каждый легко будет идти вперёд в том, к чему его (по велению высшего провидения) влечёт скрытый инстинкт, а затем на своём месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу” (Там же. - С. 301).
Все остальные принципы “Великой дидактики” Коменского являются следствием принципа природосообразности.
Здравая природосообразная педагогика, как воздух, необходима нашей школе сейчас, а то порой кажется, что кроме классно-урочной системы, ничего из трудов великого гения педагогика постсоветского пространства не переняла.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
  • Вставить:

Информация о записи

Автор
Татиана
Просмотры
919
Последнее обновление

Другие записи в Example category

Другие записи от Татиана

Сверху