Сказки и их влияние на дошкольников

Валентинк@

Новичок
Предлагаю поговорить о том как сказки влияют на ребёнка и что же с ними можно ещё делать, кроме того как читать и пересказывать.
При помощи старых добрых сказок можно решить многие поведенческие проблемы детей, разрешить их внутренние конфликты и направить кипящую энергию в нужное русло.
Что же делают сказки? Самое главное, что они формирует веру в то, что все будет хорошо, что через все препятствие можно пройти. Сказки задают модель того, что жизнь сложна, и что всё не будет так просто, но ты старайся, прикладывай усилия и сможешь всё преодолеть.
Современным детям мало читают сказки, и не у них не закладывается внутренняя вера и модели как справиться с ситуациями, и поэтому они психологически не подготовлены. Так как через сказки малыши узнают о серьезных вещах на базовом уровне. К примеру, сказка "Колобок" говорит малышу: "Ты будешь сталкиваться, по жизни, с разными личностями. Будут и те которые хитрят и всякими ласковыми речами захотят тебя обмануть, но ты должен быть внимательным, иначе получиться как с главным героем". Множество сюжетов иллюстрируют малышам ценности настоящей дружбы и любви, ценности стремления к жизни и позитиву, как строить отношения с детьми, родителями и т.д.
Люди сочиняли и рассказывали сказки с самых давних времен, и делали это они не просто так. Современные психологи доказали, что сказки оказывают большое воспитательное влияние на детей: с их помощью родители передают малышам знания о правилах поведения, говорят о взаимоотношениях между людьми. Эта необычная особенность народного творчества позволила специалистам создать новое психотерапевтическое направление – сказкотерапию. Так называют воспитание, а иногда и исправление недостатков детского поведения с помощью иносказания, которое на бессознательном уровне влияет на эмоции и чувства.
Для развития у старших дошкольников коммуникативной компетенции возможно использование таких приемов сказкотерапии как:
- чтение и обсуждение сказок;
- рассказывание сказки;
- характеристика героев с формулированием своего отношения;
- продолжение известной сказки;
- изменение конца сказки;
- сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок;
- включение в сказку персонажа из другой сказки;
- мини-сочинения «Письмо герою»;
- придумывание вопросов, адресованных сказочным персонажам;
- словесное рисование (подробное описание места действия, облика
персонажей и т.д.);
- сочинение сказок;
- суд над персонажем;
- рассказывание сказки наоборот;
- домысливание ситуации;
- прием диалогического рассказывания историй;
- работа с «картами Проппа» (например, создание сказки на основе случайно выбранных функций с необычными героями и в необычной области).
И это, конечно, не все приёмы, ваша фантазия может изменить их и дополнить.
Взгляните на сказку под новым углом и удачи вам с вашими детьми!
 

Lisar

Новичок
Спасибо, за предоставленную информативную информацию. Было очень интересно читать.Обязательно возьму себе на заметку :)
 

Евгений_Рад

Новичок
Доброго дня! Ребёнок очень любит сказки, чуть ли не все знает наизусть, а из вашей работы я почерпнул идеи занятий, которые помогут ребёнку посмотреть на уже известные ему сказки по-новому. Спасибо.
 
Последнее редактирование модератором:

Илья Ильич

Новичок
Мой ребенок ооочень конфликтный. Вы тут написали "можно решить многие поведенческие проблемы детей, разрешить их внутренние конфликты ".
Вы могли бы посоветовать сказки, чтобы успокоить моё чадо?
 

Валентинк@

Новичок
Мой ребенок ооочень конфликтный. Вы тут написали "можно решить многие поведенческие проблемы детей, разрешить их внутренние конфликты ".
Вы могли бы посоветовать сказки, чтобы успокоить моё чадо?
Здравствуйте! Сказок очень много(особенно авторских), можно и самим придумывать сказки. К примеру если ребёнок мальчик: Сделать в выдуманной сказке тоже главного героя мужского пола(имя конечно же другое) не навязчиво расскажите сказку в который герой разбирается, не агресивно, с проблемами. На очередном испытании можно спросить ребенка, как бы он поступил в данной ситуации и если надо показать, какими вариантами можно разрешить данный инцендент.
В данном случае, более важно "как работать" с данным материалом.
В работе с готовыми сказками или теми которые вы можете выдумать, хотелось бы предложить пару советов: -показывать через сказку модель неагрессивного поведения, потом через, к примеру инсценировку сказки, отработать навыки спокойного реагирования в конфликтных ситуациях, развивать способности к сопереживанию и показывать, что нужно брать ответственность на себя.
 

Д.Олеся

Активный пользователь
К сожалению, некоторые народные сказки, рассчитанные до трех лет, приходится немного корректировать, потому что не все, что в них написано, подходит для этого нежного возраста. А хорошую сказку мы любим читать, подробно рассматривать картинки и учить по ним названия предметов, с игрушками и без игрушек играть в театр по ней, рисовать сюжеты из неё (можно отгадывать, кто какую сказку нарисовал).
 
Никогда не задумывалась о сказках в таком ключе. Спасибо за предоставленную информацию!
Как вы считаете, нужно ли ребенку как-то "дозировать" сказки? То что они делают, это хорошо, но тоже не хочется, чтобы он вырос зацикленным на волшебном мире. Ведь зачастую дети не понимают подтекст, им просто нравится история.
 

Д.Олеся

Активный пользователь
Дозировать, я считаю, нужно, но по другой причине, чтобы ребенок не засиживался надолго за сказками, даже если они ему очень нравятся. Ему ведь нужно больше двигаться, чтобы быть здоровым. Мой ребенок со временем сам без моего участия стал говорить мне: "это бывает, а этого не бывает на самом деле". Но если другой ребенок этого не понимает, то, конечно, нужно ему помочь понять. Зацикленность на волшебном мире - я плохо понимаю, что имеется ввиду. Но из-за некоторых мультиков и сказок ребенок может увлечься магией, если играет в подобные игры. И это опасно, я считаю.
 

Д.Олеся

Активный пользователь
Добавлю о сказках. Со мной многие могут не согласиться. Но читать ребенку слова "умер, убил, съел кого-то, дед, баба (вместо дедушка, бабушка)" можно не в любом возрасте. А тогда уже, когда ребенок обо всем этом вынужденно уже знает.
 

Илья Ильич

Новичок
Здравствуйте! Сказок очень много(особенно авторских), можно и самим придумывать сказки. К примеру если ребёнок мальчик: Сделать в выдуманной сказке тоже главного героя мужского пола(имя конечно же другое) не навязчиво расскажите сказку в который герой разбирается, не агресивно, с проблемами. На очередном испытании можно спросить ребенка, как бы он поступил в данной ситуации и если надо показать, какими вариантами можно разрешить данный инцендент.
В данном случае, более важно "как работать" с данным материалом.
В работе с готовыми сказками или теми которые вы можете выдумать, хотелось бы предложить пару советов: -показывать через сказку модель неагрессивного поведения, потом через, к примеру инсценировку сказки, отработать навыки спокойного реагирования в конфликтных ситуациях, развивать способности к сопереживанию и показывать, что нужно брать ответственность на себя.
Спасибо/) Уже опробовали! Потрясающё получилось, сын втянулся, как и я)
 
Сверху