Как помочь младшему братишке?

  • Автор темы Незарегистрированный
  • Дата начала
Н

Незарегистрированный

Гость
Здравствуйте, буду благодарна, если вы хоть в чём-нибудь здесь поможете. У меня есть сводный младший брат (6 лет). Отец у нас один, а матери разные. В семье отца (они неверующие) мне всегда рады, и не против, если я ещё и играю, гуляю с ним. Часто у них бываю.

Перед летом, когда освободилось время, я с ним обычно несколько раз в неделю гуляла после детского сада. Был послушный, разговаривали, спрашивал - тысяча почему. Сейчас они уехали, и теперь рассказывают и отец и брат(мой родной), что мальчик неуправляемый, непослушный. Делает, что хочет. Брата моего достаёт, бесится, спать не ложится. Ничего на него не действует. Ни разговор, ни лишение чего-либо в наказание, ни ремень – заплачет ором, кулаком погрозит, с такой жуткой злобой, обидой больше, чем осознанием, что не прав. Все забывает, и всё сначала. Со слов брата: пришел в комнату и как закричит. Спрашивает В.: ты чего? Говорит: А мне так хочется! Он многое делает назло, чтобы напакостить. Вот, например, случаи ещё до того, как я с ним гулять начала (год назад). Дурдом устраивал, когда его в гости к нам с братом приводили. Подходит к брату, говорит: смотри, я сейчас возьму (не помню что, не суть) и брошу, и оно сломается. И бросал. В. его бил, потому что зло берёт - мальчик смеётся, а бил он больно, за руки держал, мол, сиди так в наказание. Иначе разнёс бы всю квартиру. Ещё случай в гостях - он взял у меня рукавицы кухонные, подходит к противню (я пирожки спекла, уже вытащила из него, там одно жирное масло): а я сейчас измажу! и мажет. Как не держи, а я уже не держала, сказала «мне всё равно», потому что до этого он здорово нервы потрепал. Думала, чтобы позлить делает, поймёт, что мне неинтересно, что мне всё равно, и не будет делать. Нет, мажет. Обидно, рукавицы, ладно, ну их, но зачем пакостить? Специально обращает наше внимание на то, что он делает плохо и больно. В машине вместе ехали к родственникам, он доставал, слюнями измазывал, всякие другие мелочи вытворял. Мы с братом менялись: то он "принимал удар", то я. Отец сказал на жалобы: учитесь находить общий язык, мать спала. И ещё, ведь когда напакостит, видит, что неприятно никому, и смеётся. Брат терпеливый, а я нет, да и обидчивая, зачем он так назло? И уже у родственников сорвалась на него: "уйди!", ругалась, отшлёпала. Он обиделся, кулаками грозил, в глазах злоба, ругался.

Помню ещё, мы играли с ним: ну, нормально, я - собачка, он - уже не помню. Говорит: ты плохая собака, какашка! - ругает её. Вот такие игры. Да и всякие бывают, но в основном какая-то борьба, и кто-то плохой, гадкий, низкий, а кто-то другой, но не хороший - чистый, добрый, а никакой. И побеждает неизвестно кто. Ещё случай на площадке с девочкой, сели на качели (на одной стороне он, на другой она), говорит: Давай так, ты меня поднимешь, а я, если и буду говорить опусти, не опускай. Говорит: опусти! - девочка опускает - я же говорил: не опускай! - что за такая игра? на мазохизм, простите, похоже. А сейчас летом, слушаю по скайпу рассказы брата про его поведение - это хуже, чем то, что я рассказала. Уже и родители на него не влияют. В. постоянно сравнивает его с другими детьми. Те тише, те спокойнее и хотя, как и все дети, могут нашкодить, но могут и понять и осознать, что нашкодили, извиниться, исправиться. А наш не осознает, у него совести нет. Как будто ему и нравится то, что он делает.

Уже упомянула, что мы весной с ним гуляли. Пыталась с ним по-человечески. Так вроде нормальный ребенок. На улице играли, он любит находить всякие вещи, мало ли на земле валяется. Труб всяких много было, вроде не совсем-то и грязные. Раз игрушек с собой не взяли, то построили из них водопровод, воду из лужи в стаканчиках таскали, чтобы через него текла. Интересно же что-то придумывать из подручного, а он может. Однажды «химичили» или «проводили эксперименты» в ванной: в ход шли мыло, соль, краски, шампунь. Тоже интересно ему было, как всё смешивается, пенится, цвет меняет, потом ещё хотел. И мы ещё делали, только другие «опыты» и на улице, и дома. Когда гуляли, слушался. Он любит с земли всякое подымать, говорю: не подымай стекло. Хорошо, и больше ни-ни. Если что-то хотел – спрашивал. В детском саду тоже (насколько я могу знать) спокоен. Было, что приходила, он нахмуренный такой ходит, ничего не хочет, рассеян – но, может, просто устал. Но что он с братом вытворяет сейчас…

Обстановка дома: и мама и папа у него есть, у них нет ни вредных привычек, ни ненависти к сыну. Отец по характеру равнодушный. Матерь я плохо знаю. Но она не злая. Мальчик весь день или остаток дня после детского сада дома сидит, занятий нет, поиграет в игрушки, а игрушек много, бросит, телевизор посмотрит, если разрешат – в компьютерные игры, т.к. с компьютером строго, с ним особо никто не играет, кроме матери – она ему читает, он с ней общается, они и гуляют вместе. Держать его стараются строго, т.е наказывают. Брат у него есть (сын жены отца). И его мальчик достаёт. Брат (тот, не мой родной) его не любит. Да уже и мой родной, после такого лета с мал. братишкой тоже уже его не может терпеть. Дома раньше всё время был, в этом году начали в детсад родители водить, на выходных дома. Любознательный, но книжки читать не любит. К игре через пару секунд может охладеть, поменять игрушки, а может несколько часов простоять у лужи, наблюдая как плюхнется один, другой, десятый камень и какие от него брызги, и как листик по ней плывет и почему крышка тонет, и почему не тонет, исследовать, насыпет туда что-то, поглядит. Это не то, что мы взрослые, он весь «в деле», хоть и дело «не взрослое». Есть жуткий интерес.

Вроде ещё не всё с мальчиком потеряно. Подскажите, что я могу сделать при том, что в семью к нему меня пускают, хоть каждый день, но видеться с ним гулять могу только после детсада, т.е. вечером и то не каждый раз? Можем в гости его приглашать, но наша с В. мама часто водить запрещает. Его бы занять чем интересным, или на природу брать побольше, но в комнате не оставлять. Не баловать, конечно, а что бы хоть немного человек вырос. Подростковый возраст наступит, я уже работать буду, отделится, порвётся связь. А ведь брат. Делать из него я ничего не хочу, как с ручной собачкой дамы некоторые делают. Как помочь ему остаться человеком, как на душу его можно повлиять в моих условиях прихода на часик и ухода, кроме личного примера, который не всегда перед его глазами и не всегда «пример»? Каким образом я могу открыть ему Христа, чтобы икренне, без всяких я должна (отрапортовала Евангелие, свободен :) )? Ведь вдруг что-то в душе его отпечатается

Заранее спасибо за ответ.
 

Лилия 70

Активный пользователь
Эти проблемы идут от семьи мальчика. Возможно, у него проблемы по невралгии, может быть, роды были осложненные. Заниматься этим мальчиком должны родители, вы можете только посоветовать им обратиться сначала к неврологу, а потом к психологу. Наказания в таких ситуациях только усугубляют негатив. То есть получается замкнутый круг: легкововозбудимый ребенок раздражает своих родителей своей неуравновешенностью, а те начинают его наказывать, а от этого он ведет себя еще хуже.
Эти проблемы не решить только воспитательными методами. Обязательно психолог и невролог.
 
Н

Незарегистрированный

Гость
Большое спасибо вам, Лилия, за ответ.
 
Здравствуйте!

Вы, умница, что вкладываете столько душевных сил в воспитание своего брата. Соглашусь, чтобы разобраться в этой ситуации необходимо участие родителей.
Возможно, поведение мальчика связано с психологической травмой перенесенной в семье.
Вы пишите, что изменения стали происходить после переезда. Что то могло измениться для мальчика: смена привычной обстановки, расставание со значимым членом семьи и другое...

Давайте попробуем разобраться.
Почему он бунтует, отказывается выполнять требования взрослых, делает все на зло? Это попытка хоть как-то проявить свое я или последствие своеволия?
Часто детская безответственность может проистекать из страха, что родители не любят его... Ребенок бунтуя, стремиться привлечь к себе внимание. А внимание, к сожалению, носит чаще отрицательный характер, как следствие хронического раздражения взрослых его поведением...
Вы пишите, что родственники брата редко играют с ним. Папа строг и равнодушен, а с Вами он проявляет себя как активный, любознательный мальчик. С помощью игры Вы помогаете ему преодолевать напряжение, развиваться, поверить в себя.

Ребенку необходимы положительные эмоции для того, чтобы его поведение стало налаживаться.
Далее необходима последовательность в воспитательных мерах со стороны всех родственников. А самым страшным наказанием может стать лишение общения...
Можно установить иерархию запретов, где грубость по отношению к взрослым - грубое нарушение заповеди. Но если этот грех уравнивается с мелкой провинностью, ребенок теряет ценностные ориентиры.
Вы пишете, что родители сравнивают постоянно с другими детьми, тем самым занижая его и так невысокую самооценку...
Постарайтесь все вместе положительно подкреплять все успехи мальчика, поощряя при этом самостоятельность, творческую активность.

Открывайте ему мир добра, через Евангельские притчи, молитвы. Вы не пишите, крещен ли мальчик, есть ли возможность у него посещать церковь. Но Вы можете по своим силам продолжать взращивать любовь в его детской душе.
Дай Вам Бог сил, терпения и веры.

С уважением, Северова Наталия (Общество православных психологов СПб)
 
Сверху