Духовное чтение

Мы, конечно, заботимся о том, чтобы дети наши не голодали, а пища их была бы питательна и вполне доброкачественна. Прилагаем ли мы вместе с тем достаточно попечения о том, чтобы они регулярно питались и духовно? А духовное питание несравнимо важнее питания физического, так как от духовного питания формируется душа ребенка.

Сначала это будут повествования о Евангельских событиях, изложенных доступным языком, о Христе, о Его земной жизни. Хорошо бы показывать иллюстрации к Евангелию (выполненные в духе Православия), которые он сможет легко и радостно воспринять. Поэтому вместе с молитвой ребенок должен слушать духовные рассказы и чтение, а когда он начнет читать сам, необходимо обеспечить его книгами, питающими душу.

Читая с малышом Евангелие, необходимо приучать его к благоговейному отношению к книге, несущей в себе жизнь человечеству. Он должен понимать, что это книга непростая, что она хранится на почетном месте, на нее никогда, даже в случае какой-то крайней надобности, не ставят чашки с чаем, не бросают ее на столе, стирают с нее пыль. Перед началом чтения нужно помолиться с ребенком понятными ему молитвами. Лучше всего, если они будут исходить из сердца самого ребенка, если он будет понимать, о чем он сейчас попросил вместе с родителями "Боженьку". То же самое надо делать и перед чтением "Детской Библии". Конечно, надо просить Господа о том, чтобы Он вразумил читающих, чтобы чтение пошло на пользу душе и уму, чтобы маленький слушатель хорошо усвоил прочитанное. Но для этого и самим родителям необходимо приложить старания. Если ребенку читать вслух сам текст Нового Завета, то без толкования его ребенку родителями не обойтись. Так же не обойтись без пересказов его сюжетов до того момента, как ребенок повзрослеет для прослушивания именно канонического текста. А стало быть – родители хорошо сами должны знать Священную историю, знать Новый Завет, иметь представление о толкование его святыми отцами.

«Первое ознакомление с Евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснениями предстоящих праздников. Тогда и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или другое событие.

Очень естественно и органично связать разговоры о Боге с наблюдением окружающей природы, в красоте которой маленький человек может научиться видеть чудесность и премудрость творческого замысла Господа. Наблюдения за сменой времен года можно приурочить к рассказу о празднике Пасхи – Торжестве Вечной Жизни, который бывает весной, когда оживает вся природа. Может быть, сравнение времени постов, предшествующего большим праздникам, с зимним периодом, когда природа как бы замирает, но тоже готовится к празднику весны, поможет малышу лучше осознать духовную сущность христианских постов.

После изучения Священного Писания детей хорошо бы ознакомить с жизнеописанием наиболее великих святых в собственных пересказах или по литературе, написанной для детей и юношества.

Не жалея труда и времени, родителям надо усердно искать хорошие духовные книги и давать их детям, сообразуя с их возрастом и индивидуальными склонностями.

Можно рассказать детям, что благочестивые поколения Древней Руси с детства начинали чтение духовных книг – Псалтирь и др. Также и во времена первых христиан Священное Писание не только читалось, но и изучалось детьми.

Духовное чтение может идти понемногу, но систематически. Такое чтение лучше всего вести вместе с родителями, например, по вечерам, причем, сопровождать их объяснениями и беседами. Дети должны изучать Новый и Ветхий Заветы (в пересказе для детей) и знакомиться с Церковной историей, жизнеописанием великих святых и прежде всего тех, имена которых носят.

Жития святых читать не подряд, а выбирая из них наиболее занимательные и богатые эпизодами места. Чтобы оживить чтение, следует задавать детям вопросы: «Как вы думаете, как поступил в этом случае святой?» или «Что вы помните про святого, имя которого здесь упоминается?» или «Что ответил этот святой?» и т.п.

Подросткам лучше понемногу заниматься разбором основ Символа веры, заповедей Христа, значения таинств, церковных богослужений и монашества.

Но всегда нужно помнить, что ребенок есть ребенок, и стараться насытить его только духовной пищей, забывая о душевной, было бы большой ошибкой. Очень хорошо, если первыми книгами малыша, которые он прочтет самостоятельно, станут книги духовного содержания. Однако они не должны ограничивать круг его чтения. Хорошие сказки, рассказы о животных, о природе, об отношениях людей, стихи и прочее так же могут послужить темой для духовной беседы.
 
Последнее редактирование модератором:

Cвeтлана

Новичок
Когда ребёнок читает духовную литературу - это настоящее счастье. А если к этому прибавить совместное чтение Святой Библии - это двойное счастье! Мама (папа) читает - детки слушают. Это те моменты когда семья сливается в единую, духовную, вернее - высшую духовную связь!
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху