-
Восстание против Юстиниана, которое упоминает прп. Роман в «Кондаке на землетрясения и пожары», называется:
«На происшедший в 532 г. в Константинополе мятеж «Ника», при подавлении которого в один день погибло около тридцати тысяч человек, Роман отозвался поэмой «На землетрясения и пожары»» (Н. Д. Успенский).
-
Первый кондак прп. Романа Сладкопевца, начальные слова которого есть на иконах святого, был посвящён именно этому празднику:
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит…» См. житие, составленное свт. Димитрием Ростовским.
-
К какой практике призывает прп. Роман Сладкопевец в кондаке в воспоминание этого события?
«Весь же напротив род христианский к пощенью приучиться, соревнуясь с бесплотными, силится, в надежде приобресть в исполнении его жизнь вечную» (Кондак на грехопадение Адама и Евы).
-
Вероятнее всего, что именно прп. Роман Сладкопевец составил первый акафист, Пресвятой Богородице. В какой день предписано Уставом петь его?
См. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) в календаре «Азбуки веры».
-
В этом сирийском городе преподобный Роман Сладкопевец родился. Найдите его современное название.
В VI веке после Рождества Христова город назывался «Эмеса». См.: иером. Макарий Симонопетрский, «Память прп. Романа Сладкопевца».
-
Жанр кондака, скорее всего, берёт начало от сирийской поэзии «мадраша». С каким святым связывают становление и усовершенствование этого жанра?
«Мадраша – один из основных жанров сирийской поэзии… Ефрем то ли создал, то ли, что вероятнее, довел до совершенства этот жанр, послуживший позднее, в VI в., образцом для порождавшегося в византийской поэзии жанра кондака» (проф. С. С. Аверинцев).
-
Среди ересей, которые упоминаются в 12-м икосе кондака на Сретение, есть и эта, осуждённая Третьим Вселенским собором:
«Распятого одни (т. е. православные) будут проповедовать как Бога, другие же (т. е. несториане) – лишь Человеком» (Кондак на Сретение Господне). Против несториан направлен анафематизм свт. Кирилла Александрийского: «Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотью, распятым плотью, принявшим смерть плотью… да будет анафема».
-
При этом императоре прп. Роман Сладкопевец потрудился наиболее плодотворно:
Вполне очевидно, что Роман Сладкопевец (гимнограф), знаменитый благодаря своим церковным песнопениям, достиг апогея своей творческой карьеры во время Юстиниана (См. Васильев А. А., История Византийской империи).
-
Преподобный Роман был диаконом именно в этом храме:
Комментарий: это центральный храм Константинополя, и именно там прп. Романа заметил патриарх Евфимий. См.: святитель Димитрий Ростовский — житие прп. Романа.
-
Пресвятая Богородица дала свиток прп. Роману, и после его съедения он получил дар богословия и стихосложения. Кто из ветхозаветных пророков так же получил дар пророчества?
О чуде с прп. Романом см. житие, составленное свт. Димитрием Ростовским. О пророке Иезекииле см. Иез.3.
-
Как прп. Роман называет Бога в кондаке, посвящённом этому празднику?
«Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный» (Кондак на Богоявление Господне).
-
Во время правления какого императора прп. Роман переезжает в Константинополь?
Правил в 491-518 годах. См.: еп. Александр (Милеант) – житие прп. Романа
Вы правильно ответили на вопросов из . В этой викторине есть ещё 12 вопросов.
Выразить благодарность создателям сайта и этой викторины вы можете посредством публикации ссылки на неё в социальных сетях.
Спаси Бог!
Комментировать