-
Как прп. Роман называет Бога в кондаке, посвящённом этому празднику?
«Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный» (Кондак на Богоявление Господне).
-
Жанр кондака, скорее всего, берёт начало от сирийской поэзии «мадраша». С каким святым связывают становление и усовершенствование этого жанра?
«Мадраша – один из основных жанров сирийской поэзии… Ефрем то ли создал, то ли, что вероятнее, довел до совершенства этот жанр, послуживший позднее, в VI в., образцом для порождавшегося в византийской поэзии жанра кондака» (проф. С. С. Аверинцев).
-
В этом сирийском городе преподобный Роман Сладкопевец родился. Найдите его современное название.
В VI веке после Рождества Христова город назывался «Эмеса». См.: иером. Макарий Симонопетрский, «Память прп. Романа Сладкопевца».
-
Восстание против Юстиниана, которое упоминает прп. Роман в «Кондаке на землетрясения и пожары», называется:
«На происшедший в 532 г. в Константинополе мятеж «Ника», при подавлении которого в один день погибло около тридцати тысяч человек, Роман отозвался поэмой «На землетрясения и пожары»» (Н. Д. Успенский).
-
Пресвятая Богородица дала свиток прп. Роману, и после его съедения он получил дар богословия и стихосложения. Кто из ветхозаветных пророков так же получил дар пророчества?
О чуде с прп. Романом см. житие, составленное свт. Димитрием Ростовским. О пророке Иезекииле см. Иез.3.
-
Во время правления какого императора прп. Роман переезжает в Константинополь?
Правил в 491-518 годах. См.: еп. Александр (Милеант) – житие прп. Романа
-
Вероятнее всего, что именно прп. Роман Сладкопевец составил первый акафист, Пресвятой Богородице. В какой день предписано Уставом петь его?
См. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) в календаре «Азбуки веры».
-
Среди ересей, которые упоминаются в 12-м икосе кондака на Сретение, есть и эта, осуждённая Третьим Вселенским собором:
«Распятого одни (т. е. православные) будут проповедовать как Бога, другие же (т. е. несториане) – лишь Человеком» (Кондак на Сретение Господне). Против несториан направлен анафематизм свт. Кирилла Александрийского: «Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотью, распятым плотью, принявшим смерть плотью… да будет анафема».
-
Первый кондак прп. Романа Сладкопевца, начальные слова которого есть на иконах святого, был посвящён именно этому празднику:
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит…» См. житие, составленное свт. Димитрием Ростовским.
-
Преподобный Роман был диаконом именно в этом храме:
Комментарий: это центральный храм Константинополя, и именно там прп. Романа заметил патриарх Евфимий. См.: святитель Димитрий Ростовский — житие прп. Романа.
-
К какой практике призывает прп. Роман Сладкопевец в кондаке в воспоминание этого события?
«Весь же напротив род христианский к пощенью приучиться, соревнуясь с бесплотными, силится, в надежде приобресть в исполнении его жизнь вечную» (Кондак на грехопадение Адама и Евы).
-
При этом императоре прп. Роман Сладкопевец потрудился наиболее плодотворно:
Вполне очевидно, что Роман Сладкопевец (гимнограф), знаменитый благодаря своим церковным песнопениям, достиг апогея своей творческой карьеры во время Юстиниана (См. Васильев А. А., История Византийской империи).
Вы правильно ответили на вопросов из . В этой викторине есть ещё 12 вопросов.
Выразить благодарность создателям сайта и этой викторины вы можете посредством публикации ссылки на неё в социальных сетях.
Спаси Бог!
Комментировать