'''Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика''' или '''Кабардино-Балкария''' (кабард.-черк. Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ; карач.-балк. Къабарты-Малкъар Республика) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский.
'''Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика''' или '''Кабардино-Балкария''' (кабард.-черк. Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ; карач.-балк. Къабарты-Малкъар Республика) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский.
== История ==
== Православие в Кабардино-Балкарии ==
История уводит нас в далекие 60-е годы XVI века, когда царь Иоанн IV Васильевич Грозный, после смерти царицы Анастасии 7 августа 1560г., склоняется на просьбу митрополита вступить в новый брак и ищет невесту непременно из иных земель.
Народы Кабардино-Балкария одни из первых на Кавказе были просвещены Христовым Учением. В Ι веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ и Закавказье «посетили с проповедью пять св. апостолов: четыре из числа дванадесяти - св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, св. Варфоломей, и один от семидесяти - св. Фаддей».
Летом 1561г. Темрюк Идаров (праправнук Инала - кабардинского владетеля, от которого ведет начало княжеский род Черкасских) отправляет в Москву своего сына Салтанкула (названного во святом крещении Михаилом) и дочь Гошаней (Кученей). Прибывшей княжне отвели хоромы вблизи Кремля.
Согласно Священному Преданию и святоотеческим источникам, со стороны Черного моря на Кавказ приходили апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, которые проповедовали христианское вероучение среди зикхов, касогов и алан - предков коренных народов Кабардино-Балкарии.
Прошло несколько дней, и царь «княжне черкасской велел быти на своем дворе» в Кремле. Иоанну приглянулась юная дочь Кабарды. Он «смотрел ее и полюбил» - так запишет летописец об этих царских смотринах. Вскоре в дворцовом Благовещенском соборе собравшимся боярам и духовенству объявили, что Гошаней готовится к обряду крещения и будет наречена Марией - во имя святой Марии Магдалины. В тот же день царь назвал ее своей невестой и по древнему русскому ритуалу вручил своей суженной кольцо и платок, унизанный жемчугом.
Апостольский период в истории Христианства Северного Кавказа, неоспоримо доказанный различными материальными и духовными источниками, является тем значимым звеном, которое помогает приоткрыть завесу зарождения самостоятельных епархий и митрополий в составе Константинопольской Церкви, а затем и Русской Православной Церкви, вписывается в общую закономерность возникновения и развития Восточных Церквей.
20 июля (2 августа) 1561г. Гошаней крестили в кремлевском Успенском соборе (со времен Иоанна IV место коронации всех русских царей). Крестил ее сам митрополит российский Макарий, причисленный впоследствии Церковию к лику святых. После завершения обряда крещения Иоанн Васильевич, по обычаю, приподнес Марии золотой крест-складень, а царевичи Иван и Федор вручили ей кресты, украшенные алмазами и жемчугом.
Условия для раннего распространения христианства в Зихи-Косогии, а несколько позже и в Алании, были идентичны с Грузией, Арменией и Кавказской Албанией. В частности, они были связаны с наличием здесь еврейской диаспоры, в пределах которой первоначально возникли небольшие христианские общины, в том числе и тайные.
21 августа (3 сентября) москвичи проснулись от переливчатого звона всех пяти тысяч колоколов многочисленных церквей и соборов столицы. Перезвон стоял такой, что «люди в разговоре не могли слышать друг друга». Венчал Иоанна и Марию в «соборной и апостольской церкви Успения Макарий, митрополит всея Руси», будущий российский святитель.
Дальнейшее распространение христианства на территории Северного Кавказа обусловлено активной миссионерской деятельностью Византийской империи, где христианство было признано государственной религией.
По промыслу Божию Мария стала женой царя тогда, когда вокруг него усилились интриги, некоторые бояре и князья предали его, перейдя на сторону врагов России. Царь и так был очень осторожным и осмотрительным, но тут в нем усилилась подозрительность, на него, вероятно, стали находить приступы болезненной тоски и уныния. И всегда в таких случаях на помощь приходила кроткая и незлобивая царица. Она тихой беседой могла разогнать тоску Иоанна, прикосновением своих белоснежных рук, похожих на пару лебединых крыл, водворяла спокойствие и мир в его мятущейся душе. Судя по всему, Иоанн очень радовался тогда счастливым переменам в своей жизни. Они вместе ездили в храмы и монастыри, усердно и подолгу молились.
Общепризнанным является тот факт, что распространение христианства среди адыгов связано с византийским императором Юстинианом (VI в.). Об этом сообщает Ш. Ногмов, называя Юстиниана «союзником адыхейского народа» и «адыхейским витязем», подчеркивая, что адыги так уважали Юстиниана, что даже клялись юстиниановым столом и юстиниановым троном.
Почти через три столетия царица Мария по-восточному тонко и иносказательно, и по-царски с величием и кротостью напомнила своим землякам... не о себе, нет, а о Промысле Всевышнего, управляющего жизнью не только каждого человека, но и судьбами целых народов. В 1851 г. в слободе Нальчик «майор Хлюпин, с Высочайшего разрешения, возвел каменную церковь во имя Симеона Столпника в память своего брата - Начальника Центра Кавказской линии».
Христианский автор того времени- монах Епифаний свидетельствует, что зихи (приморские адыги) - «народ жестокий и варварский и доныне наполовину неверующий», а касоги (закубанские адыги) –«это люди кроткие и доступные вере; они с радостью приняли слово проповеди».
Казалось бы ничего в этом нет примечательно, но Нальчик разросся и стал столицей республики, маленький храм стал великолепным кафедральным собором, но самое замечательное в том, что день памяти святого преподобного Семиона Столпника - 1 (14) сентября, точно приходится на день памяти Благоверной царицы Великой Княгини Марии Темрюковны.
И уже на рубеже VII-VIII вв. центром христианства на Западном и Северном Кавказе становится Зихская епархия, которая упоминается в епископском списке, составленном в 807-815 гг.
В 1992г. по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского, под руководством приснопоминаемого протоиерея Иоанна (Остапчук) был построен крестильный храм в честь святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины, именем которой и была окрещена княжна Гошаней.
Создание на территории Западного и Северного Кавказа самостоятельной епархии позволило ее представителям принять непосредственное участие во Вселенских Соборах, внести свой вклад в разрешение богословских споров, которые будоражили Восток и определить для себя неизменность халкидонского исповедания веры. Все это способствовало широкой миссионерской деятельности, итогом которой становится повсеместное крещение народов Западного и Северного Кавказа в средние века и признание христианства государственной религией в Зихо-Касогском племенном союзе, а несколько позже и в Аланском государстве.
Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика или Кабардино-Балкария (кабард.-черк. Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ; карач.-балк. Къабарты-Малкъар Республика) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский.
Народы Кабардино-Балкария одни из первых на Кавказе были просвещены Христовым Учением. В Ι веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ и Закавказье «посетили с проповедью пять св. апостолов: четыре из числа дванадесяти - св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, св. Варфоломей, и один от семидесяти - св. Фаддей».
Согласно Священному Преданию и святоотеческим источникам, со стороны Черного моря на Кавказ приходили апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, которые проповедовали христианское вероучение среди зикхов, касогов и алан - предков коренных народов Кабардино-Балкарии.
Апостольский период в истории Христианства Северного Кавказа, неоспоримо доказанный различными материальными и духовными источниками, является тем значимым звеном, которое помогает приоткрыть завесу зарождения самостоятельных епархий и митрополий в составе Константинопольской Церкви, а затем и Русской Православной Церкви, вписывается в общую закономерность возникновения и развития Восточных Церквей.
Условия для раннего распространения христианства в Зихи-Косогии, а несколько позже и в Алании, были идентичны с Грузией, Арменией и Кавказской Албанией. В частности, они были связаны с наличием здесь еврейской диаспоры, в пределах которой первоначально возникли небольшие христианские общины, в том числе и тайные.
Дальнейшее распространение христианства на территории Северного Кавказа обусловлено активной миссионерской деятельностью Византийской империи, где христианство было признано государственной религией.
Общепризнанным является тот факт, что распространение христианства среди адыгов связано с византийским императором Юстинианом (VI в.). Об этом сообщает Ш. Ногмов, называя Юстиниана «союзником адыхейского народа» и «адыхейским витязем», подчеркивая, что адыги так уважали Юстиниана, что даже клялись юстиниановым столом и юстиниановым троном.
Христианский автор того времени- монах Епифаний свидетельствует, что зихи (приморские адыги) - «народ жестокий и варварский и доныне наполовину неверующий», а касоги (закубанские адыги) –«это люди кроткие и доступные вере; они с радостью приняли слово проповеди».
И уже на рубеже VII-VIII вв. центром христианства на Западном и Северном Кавказе становится Зихская епархия, которая упоминается в епископском списке, составленном в 807-815 гг.
Создание на территории Западного и Северного Кавказа самостоятельной епархии позволило ее представителям принять непосредственное участие во Вселенских Соборах, внести свой вклад в разрешение богословских споров, которые будоражили Восток и определить для себя неизменность халкидонского исповедания веры. Все это способствовало широкой миссионерской деятельности, итогом которой становится повсеместное крещение народов Западного и Северного Кавказа в средние века и признание христианства государственной религией в Зихо-Касогском племенном союзе, а несколько позже и в Аланском государстве.
В 90-е годы XX в. образ свтт. Николая Чудотворца Мирликийского с частицами его мощей по благословлению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона был с почестями перенесен в в Свято-Никольский храм ( г. Прохладный, КБР), где находится и поныне.
В 1895 г. Екатерина Алексеевна Хомякова (дочь Алексея Степановича Хомякова - главы движения славянофилов) на личные средства в «своем имении близ Пятигорска», по благословлению Владикавказской Духовной Консисторией и с согласия Терского областного правления начала строительство храма во имя Святой Троицы, по проекту С. У. Соловьева. В 1902 году по завершению строительства Свято-Троицкий храм был освящен.
В конце двадцатых годов (1928?) монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили. К современному периоду очень пострадал Троицкий храм. Хотя внешние стены храма были целы, но их тронули сырость, плесень. Внешняя облицовка стен частично разрушена. Кровли, окон, купола, у храма не было. Не было сводов, столпов. Внутреннее помещение храм было засыпано мусором почти до окон.
В 1995 году по благословлению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона началось восстановление Свято-Троицкий обители. 7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.
Святыни монастыря и храма: Источник Серафима Саровского. Архиерейская копия пояса Пресвятой Богородицы. Иконы с мощевиками: Преподобных Отцов Киево-Печерской Лавры; прп.Никиты Столпника Переяславского; Васильевских новомученников; нвмцц. великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.Месточтимые списки с чудотворных икон и образов: Божьей Матери «Достойно есть»; прп. Серафима Саровского; свт. Антония Великого.
Расположение: Монастырь расположен в 70 км. севернее г. Нальчика, на южном отроге горы Джанал, по адресу: Зольский район, с. Совхозное, ул. Нагорная, 8.
В конце 1823 года трудами жителей станицы Прохладная был построен деревянный храм в честь и славу Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. В 1873 году деревянный храм сгорел. В 1877 году собранием станичников (2300 душ) было принято решение о строительстве каменной Церкви, которое началось в 1882 году.
В 1937 году храм был закрыт и стал использоваться как склад для хранения зерна.
В начале 90-х годов храм был впервые расписан, а для колокольни приобретены новые колокола. В 1998 году окончено строительство Крестильного храма в честь Св. Иоанна Предтечи. На территории собора построены Иордань и купель. Проведен капитальный ремонт здания и внутренних помещений собора, деревянный пол заменён на каменный, перекрыты все купола.
К 120- летию храма искусными мастерами с Западной Украины была завершена масштабная роспись собора. Главная святыня собора - Моздокская икона Божией Матери трудами прихожан была поновлена и изготовлена драгоценная риза.
Расположение: Свято-Никольский Собор расположен в центральной части города на пересечении улиц Свободы, Строительной и Баритинюка, по адресу: г. Прохладный, ул. Строительная, 141.
В 1845 году после визита императора Николая I приступили к постройке собора во имя преподобного Евфимия. Для строительства император Николай I пожертвовал бывший дворец главнокомандующего и казарменные здания в бывшей крепости, которые были разобраны и использованы для возведения стен. В 1850 году строительство собора завершилось и 1 июля состоялось его освящение.
Адрес: Россия, Кабардино-Балкарская республика, Прохладненский р-он, ст. Екатериноградская, ул. Советская, 38
Проезд:
Из г. Нальчика от автовокзала №1 на пригородной автобусе «Нальчик –Екатериноградская». В ст. Екатериноградской выйти на ул. Ленина у здания администрации, повернуть направо и пройти 100 метров.
Из г. Нальчика на личном транспорте- 44 км. прямо по Р-288 (Нальчик-Прохладный), на развязке повернуть направо по указателю «Прохладный»; прямо 9 км., на кругу при въезде в г. Прохладный первый съезд направо; 1,3 км по ул. Шаумяна через переезд на ул. Промышленная; 13 км. прямо по Р-262, после ж/д переезда взять правее; 1 км. прямо, повернуть налево; 0.7 км прямо, повернуть направо; 100 м. прямо, слевой стороны расположен храм.
Проезд: Из г. Нальчика с автовокзала № 1 пригородным автобусом «Нальчик –Майский», в г. Майском выйти на углу улиц Железнородожная и Чекалова, пройти 300 м. по ул. Чкалова.Из г. Нальчика на личном транспорте- 44 км. прямо по Р-288, на развязке повернуть направо по указателю «Майский», на въездном кольце второй съезд, 100 м. до пересечения с ул. Калинина, повернуть направо, 1км. прямо, слева по ходу движения расположен храм.