Мужской монастырь Завала: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 6 промежуточных версий этого же участника)
Строка 6: Строка 6:


== История ==
== История ==
Монастырь Завала посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы и расположен на юго-западной окраине Попово-Поле у подножия горы Острог. Специфика архитектурного решения монастырского храма обусловлена ​​его положением, создающим впечатление отшельнической обители. Снаружи храм представляет собой однонефное строеие, завершенное полукруглой апсидой на востоке, но внутреннее устройство его более сложное. С северной строны церковь храм примыкает к пещере, и большая часть нефа и алтаря находится на южной стороне большей скалы. Над этой пещерой, примерно на 100 метров выше, есть еще один вход в пещеру высотой в человеческий рост, но он уходит вглубь горы Острог и постепенно спускается вглубь, где можно обнаружены сталагмиты и сталактиты. С другой, юго-восточной стороны, на холме над деревней Завала, по направлению к деревне Беленичи, находится так называемая «Город в Ущелье» («Град у Клисури»), т.е. остатки крепости, расположенные на отвесной скале, стены котрой сложены из тесаного камня.
Монастырь Завала посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы и расположен на юго-западной окраине Попово-Поля у подножия горы Острог. Специфика архитектурного решения монастырского храма обусловлена ​​его положением, создающим впечатление отшельнической обители. Снаружи храм представляет собой однонефное строение, завершенное полукруглой апсидой на востоке, но внутреннее его устройство более сложное. С северной стороны церковь примыкает к пещере, а большая часть нефа и алтаря находится на южной стороне скалы. Над этой пещерой, примерно в 100 метрах выше, есть еще один вход в пещеру высотой в человеческий рост, он уходит вглубь горы Острог и постепенно спускается еще ниже в ущелье, где были обнаружены сталагмиты и сталактиты. С другой, юго-восточной стороны, на холме над деревней Завала, по направлению к деревне Беленичи, находится так называемый «Город в Ущелье» («Град у Клисури») - остатки крепости, расположенные на отвесной скале, стены котрой сложены из тесаного камня.


Према народној традицији постанак цркве Ваведења Пресвете Богородице везује се још за првог хришћанског цара Константина, који је стигавши у Завалу, и видјевши да је становништво побожно, одлучио да и ту сагради храм. Цар је оставио Богородичину икону на брду Петковица са намјером да му ту буде подигнута задужбина. Другога дана пак пронађоше икону испред улаза у пећину, на мјесту данашње цркве. Икону су вратили на првобитно мјесто, али се чудесно премјештање њено понови и у наредна два дана, те цар увидје да му је сама икона показала мјесто подизања цркве.
Согласно преданию, возникновение храма Введения во храм Пресвятой Богородицы связано с именем императора [https://azbyka.org/otechnik/Konstantin_Velikij/ Константин I Великого], который прибыв в Завалу и увидев его благочестивое население, решил построить храм. Император оставил икону Божией Матери на Петковице с намерением собрать пожертвования на строительство храма. На второй день икона была обнаружена перед входом в пещеру, где сейчас находится  монастырская церковь. Икона была снова возвращена на прежнее место, но ее чудесное перенесение повторилось и в последующие два дня. Так император понял, что сама икона указала ему место, где должна быть построена церковь.  


Согласно народному преданию, возникновение храма Введения во храм Пресвятой Богородицы связано с первым христианским императором Константином, который прибыл в Завалу и, увидев его благочестивое население, решил построить там храм. Император оставил икону Божией Матери на Петковица с намерением собрать пожертвования на строительство монастыря. На второй день икона была обнаружена перед входом в пещеру, где сейчас находится  монастырская церковь. Икона была снова возвращена на прежнее место, но ее чудесное перенесение повторилось и в последующие два дня, так император понял, что сама икона указала ему место, где должна быть построена церковь.  
Район Завалы является известным старохристианским центром - в селе Завала, в месте под названием Црквине, были найдены фундаменты двух православных церквей времен Великого западного раскола VIII-XI вв. (времен византийского и сербского правления), которые имели восьмигранные столбы, следовательно, были трехнефными, с плетеными орнаментами на камне, которые Византия оставила после себя в наследство и в других местах Приморья и Далмации. Здесь когда-то находился алтарь древней церкви, как и в соседнем Стоне на Пелешаце. При поздних раскопках под церковью монастыря Завала, во время восстановления храма после землетрясения в 2000-2002 гг. под алтарной частью были обнаружены старые фундаменты, вероятно, более ранние, возможно даже первоначальной церкви.  


Район Завала является известным старохристианским центром - в селе Завала, в месте под названием Црквине, были найдены фундаменты двух православных церквей времен Великого западного раскола VIII-XI вв. (времен византийского и сербского правления), которые имели восьмигранные столбы, следовательно, были трехнефными, и с плетеными орнаментами на камне, которые Византия оставила в наследие и в других местах Приморья и Далмации. Здесь когда-то находился алтарь древней церкви, как и в соседнем Стоне на Пелешаце. При поздних раскопках под церковью монастыря Завала, во время восстановления храма после землетрясения (2000-2002 гг.), под алтарной частью были обнаружены старые фундаменты, вероятно, более ранние, возможно, даже первоначальной церкви.  
Первое письменное упоминание датируется 1514 годом и связано с покупкой виноградника в селе Орахов-До игуменом Серапионом.


Первое письменное упоминание датируется 1514 года и связано с покупкой винограда в селе Орахов-До при игумене Серапионе. Первая реставрация монастыря был впервые отреставрирован 1587 г., а церковь была расписана в 1619 году известным художником Георгием Митрофановичем. Здесь принял монашеский постриг св. Василие Острожский из близлежащих Мрконичей. В монастыре было значительное число выдающихся священнослужителей и церковных деятелей, а также ряд старых значительных рукописей и первых печатных сербских книг (на одной их таких завальских рукописей - Богодичнике, которую 1566 Л.г. написал иеродиаон Мардарий из Сербских земель, сохранилась запись, что книга написана во времена турецкого султана Сулеймана. В 16-м веке в монастыре активно действовала мастерская переписчиков и для монастыря Завала была сделана копия Хиландарского Типика св. Саввы.
Первая реставрация монастыря случилась в 1587 г., а церковь была расписана в 1619 году известным художником Георгием Митрофановичем.


Большая часть этих духовных и культурных ценностей была разграблена и уничтожена усташами во время Второй мировой войны, а также во время Боснийской войны 1992—1995 годов, когда Завала оказалась в зоне боевых действий, все здания монастыря, кроме храма, были разрушены.  
Здесь принял монашеский постриг [about:blank святой Василий Острожский], родом из близлежащих Мрконичей.
 
В монастыре было значительное число выдающихся священнослужителей и церковных деятелей, в 16-м веке в монастыре активно действовала мастерская переписчиков, монастырю принадлежат ряд старинных ценных рукописей и первых печатных сербских книг (в одной их таких Завальских рукописей - Богородичник, которую 1566 Л.г. написал иеродиакон Мардарий из Сербских земель, сохранилась запись, что книга сия была написана во времена турецкого султана Сулеймана. Также для монастыря Завала была сделана копия [https://azbyka.org/otechnik/Savva_Serbskij/hilandarski-tipik/ Хиландарского Типика святого Саввы].
 
Большая часть этих духовных и культурных ценностей была разграблена и уничтожена усташами во время Второй мировой войны, а также во время Боснийской войны 1992—1995 годов, когда Завала оказалась в зоне боевых действий. Тогда все здания монастыря, кроме храма, были разрушены.  


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
В 2000-2002 гг. монастырь был полностью восстановлен, в 2003 г. объявлен национальным архитектурным памятником Боснии и Герцеговины.
В 2000-2002 гг. монастырь был полностью восстановлен, в 2003 г. объявлен национальным архитектурным памятником Боснии и Герцеговины.


Монастырь стоит на возвышении, прилепившись к скалам, и кажется естественным продолжением его природного окружения. К монастырю ведёт несколько витков серпантина. У монастырских ворот посетителя ожидает мозаика с образом св. Василия Острожского.
Монастырь стоит на возвышении, прилепившись к скалам, к нему ведёт несколько витков горного серпантина. На монастырских воротах посетителя встречает мозаика с изображением свт. Василия Острожского.
 
Проходишь мимо вспомогательных построек, потом ещё в одни ворота, после них попадаешь в туннель, ведущий на небольшое плато, где в скалу встроена старинная церковь. В церкви – ценнейшие фрески авторства Георгия Митрофановича, хиландарского монаха, написанные в 1619 году.
 
Справа из скалы вырастает колокольня. К ней можно подняться и дотронуться до колоколов: слева от церкви есть лестница в верхнюю часть монастыря. По дороге к колокольне вам встретится пещерка с иконой св. Василия Острожского.


Высоко над монастырём есть ещё одна пещера, где раньше был скит, и там в неустанных молитвах несли своё служение монахи-отшельники.
Слева от церкви есть лестница, ведущая в верхнюю часть монастыря, где находится колокольная, на которую может подняться любой желающий. По дороге к колокольне находится пещера-часовня с иконой св. Василия Острожского. С верхней площадки у колокольни открывается великолепный вид на Попово поле, на окружающие горы, на дороги, одна из которых ведёт к пещере Ветреница, в другая в село Завала.


С верхней площадки у колокольни открывается великолепный вид на Попово поле, на окружающие карстовые горы, на дороги, одна из которых ведёт к пещере Ветреница, в другая в село Завала.
Высоко над монастырём есть ещё одна пещера, где раньше был скит, и где подвизались монахи-отшельники.


'''[https://my.matterport.com/show/?m=9F3u6tCHCky Виртуальная экскурсия по монастырю]'''
'''[https://my.matterport.com/show/?m=9F3u6tCHCky Виртуальная экскурсия по монастырю]'''
Строка 35: Строка 35:
== Святые ==
== Святые ==
* '''[https://azbyka.org/days/sv-vasilij-ostrozhskij Свт. Василий Острожский]'''
* '''[https://azbyka.org/days/sv-vasilij-ostrozhskij Свт. Василий Острожский]'''
Свт. Василий Острожский родом из села Мрконичи. Будущий святой родился в 1610 году и при крещении получил имя Стоян. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, родители отправили его послушником в ближайший монастырь, в Завалу, где игументом был его дядя Серафим. В монастыре он обучился грамоте, изучил священное писание и начал постигать другие науки.
Позже его перевели в другой монастырь на Поповом поле, в Тврдош, в сорока километрах от Завалы. Там он принял постриг под именем Василий, получил диаконский, а затем и священнический чин, а дальше судьба привела его в Черногорию, где св. Василий основал знаменитый монастырь Острог.


Свт. Василий Острожский ро­дил­ся в се­ле Мр­ко­ничи в По­по­вом По­ле 28 де­каб­ря 1610 г. у на­бож­ных ро­ди­те­лей Пет­ра и Ана­ста­сии Йо­ва­но­вич и при Кре­ще­нии по­лу­чил имя Сто­ян. С дет­ства он был на­учен по­сту, мо­лит­ве и стра­ху Бо­жье­му. Ко­гда он под­рос, ро­ди­те­ли от­ве­ли его в бли­жай­ший мо­на­стырь За­ва­ла, по­свя­щен­ный Вве­де­нию во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где игу­ме­ном был дя­дя Сто­я­на – Се­ра­фим. В мо­на­сты­ре бы­ло мно­го уче­ных мо­на­хов и боль­шая биб­лио­те­ка. Здесь Сто­ян учил­ся муд­ро­сти Свя­щен­но­го Пи­са­ния и свя­тых от­цов, а так­же по­лез­ным свет­ским на­у­кам.
Свт. Василий Острожский ро­дил­ся в се­ле Мр­ко­ничи в По­по­вом По­ле 28 де­каб­ря 1610 г. у на­бож­ных ро­ди­те­лей Пет­ра и Ана­ста­сии Йо­ва­но­вич и при Кре­ще­нии по­лу­чил имя Сто­ян. С дет­ства он был на­учен по­сту, мо­лит­ве и стра­ху Бо­жье­му. Ко­гда он под­рос, ро­ди­те­ли от­ве­ли его в бли­жай­ший мо­на­стырь За­ва­ла, по­свя­щен­ный Вве­де­нию во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где игу­ме­ном был дя­дя Сто­я­на – Се­ра­фим. В мо­на­сты­ре бы­ло мно­го уче­ных мо­на­хов и боль­шая биб­лио­те­ка. Здесь Сто­ян учил­ся муд­ро­сти Свя­щен­но­го Пи­са­ния и свя­тых от­цов, а так­же по­лез­ным свет­ским на­у­кам.
Строка 47: Строка 43:


== Святыни ==
== Святыни ==
'''Монастырские фрески нач. XVII в.'''
* Монастырские фрески нач. XVII в.


Сохранившийся в церкви фресковый ансамбль начала XVII в. считается одной из лучших работ монаха Георгия (Митрофановича) и примером монументальной живописи османского периода в Боснии и Герцеговине. Роспись выполнена в технике «аль секко» (водяными красками по сухой штукатурке). В иконографической программе росписи выделяется Страстной цикл с редкой иконографией Распятия (Христос пронзается копьем, отсутствуют образы Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна), на своде представлено 4 образа Спасителя: Ветхий денми, Пантократор, Еммануил и Ангел Великого Совета. Сохранились фрагменты иконостаса XVII в., созданного неизвестным мастером: царские врата, Деисус с апостолами и Распятие.
Сохранившийся в церкви фресковый ансамбль начала XVII в. считается одной из лучших работ монаха Георгия (Митрофановича) и примером монументальной живописи османского периода в Боснии и Герцеговине. Роспись выполнена в технике «аль секко» (водяными красками по сухой штукатурке). В иконографической программе росписи выделяется Страстной цикл с редкой иконографией Распятия (Христос пронзается копьем, отсутствуют образы Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова), на своде представлено 4 образа Спасителя: Ветхий денми, Пантократор, Еммануил и Ангел Великого Совета. Сохранились фрагменты иконостаса XVII в., созданного неизвестным мастером: царские врата, Деисус с апостолами и Распятие.


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
Строка 78: Строка 74:
* [https://www.pravenc.ru/text/182419.html Православная энциклопедия. Завала]
* [https://www.pravenc.ru/text/182419.html Православная энциклопедия. Завала]
* [https://mapio.net/wiki/Q11221505-en/ Mapio.net. Zavala Monastery. Фото]
* [https://mapio.net/wiki/Q11221505-en/ Mapio.net. Zavala Monastery. Фото]
* [http://www.pravoslavie.ru/gallery/image21_4844.htm#pic православие.ру. Образ Сербии. Сокровища Герцеговины. Завала. Фото]
* [http://www.pravoslavie.ru/gallery/image21_4844.htm#pic Православие.ру. Образ Сербии. Сокровища Герцеговины. Завала. Фото]


{{SEO|в Мужской монастырь Завала|Боснии и Герцеговины}}
{{SEO|в Мужской монастырь Завала|Боснии и Герцеговины}}

Текущая версия от 22:40, 24 сентября 2023

Идёт загрузка карты…
Монастырь Завала

Монастырь Завала (серб. Манастир Завала) — мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской православной церкви в селе Завала, общины Равно. Расположен в долине Попово-Поле у подножия горы Острог.

История[править | править код]

Монастырь Завала посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы и расположен на юго-западной окраине Попово-Поля у подножия горы Острог. Специфика архитектурного решения монастырского храма обусловлена ​​его положением, создающим впечатление отшельнической обители. Снаружи храм представляет собой однонефное строение, завершенное полукруглой апсидой на востоке, но внутреннее его устройство более сложное. С северной стороны церковь примыкает к пещере, а большая часть нефа и алтаря находится на южной стороне скалы. Над этой пещерой, примерно в 100 метрах выше, есть еще один вход в пещеру высотой в человеческий рост, он уходит вглубь горы Острог и постепенно спускается еще ниже в ущелье, где были обнаружены сталагмиты и сталактиты. С другой, юго-восточной стороны, на холме над деревней Завала, по направлению к деревне Беленичи, находится так называемый «Город в Ущелье» («Град у Клисури») - остатки крепости, расположенные на отвесной скале, стены котрой сложены из тесаного камня.

Согласно преданию, возникновение храма Введения во храм Пресвятой Богородицы связано с именем императора Константин I Великого, который прибыв в Завалу и увидев его благочестивое население, решил построить храм. Император оставил икону Божией Матери на Петковице с намерением собрать пожертвования на строительство храма. На второй день икона была обнаружена перед входом в пещеру, где сейчас находится монастырская церковь. Икона была снова возвращена на прежнее место, но ее чудесное перенесение повторилось и в последующие два дня. Так император понял, что сама икона указала ему место, где должна быть построена церковь.

Район Завалы является известным старохристианским центром - в селе Завала, в месте под названием Црквине, были найдены фундаменты двух православных церквей времен Великого западного раскола VIII-XI вв. (времен византийского и сербского правления), которые имели восьмигранные столбы, следовательно, были трехнефными, с плетеными орнаментами на камне, которые Византия оставила после себя в наследство и в других местах Приморья и Далмации. Здесь когда-то находился алтарь древней церкви, как и в соседнем Стоне на Пелешаце. При поздних раскопках под церковью монастыря Завала, во время восстановления храма после землетрясения в 2000-2002 гг. под алтарной частью были обнаружены старые фундаменты, вероятно, более ранние, возможно даже первоначальной церкви.

Первое письменное упоминание датируется 1514 годом и связано с покупкой виноградника в селе Орахов-До игуменом Серапионом.

Первая реставрация монастыря случилась в 1587 г., а церковь была расписана в 1619 году известным художником Георгием Митрофановичем.

Здесь принял монашеский постриг [about:blank святой Василий Острожский], родом из близлежащих Мрконичей.

В монастыре было значительное число выдающихся священнослужителей и церковных деятелей, в 16-м веке в монастыре активно действовала мастерская переписчиков, монастырю принадлежат ряд старинных ценных рукописей и первых печатных сербских книг (в одной их таких Завальских рукописей - Богородичник, которую 1566 Л.г. написал иеродиакон Мардарий из Сербских земель, сохранилась запись, что книга сия была написана во времена турецкого султана Сулеймана. Также для монастыря Завала была сделана копия Хиландарского Типика святого Саввы.

Большая часть этих духовных и культурных ценностей была разграблена и уничтожена усташами во время Второй мировой войны, а также во время Боснийской войны 1992—1995 годов, когда Завала оказалась в зоне боевых действий. Тогда все здания монастыря, кроме храма, были разрушены.

Современное состояние[править | править код]

В 2000-2002 гг. монастырь был полностью восстановлен, в 2003 г. объявлен национальным архитектурным памятником Боснии и Герцеговины.

Монастырь стоит на возвышении, прилепившись к скалам, к нему ведёт несколько витков горного серпантина. На монастырских воротах посетителя встречает мозаика с изображением свт. Василия Острожского.

Слева от церкви есть лестница, ведущая в верхнюю часть монастыря, где находится колокольная, на которую может подняться любой желающий. По дороге к колокольне находится пещера-часовня с иконой св. Василия Острожского. С верхней площадки у колокольни открывается великолепный вид на Попово поле, на окружающие горы, на дороги, одна из которых ведёт к пещере Ветреница, в другая в село Завала.

Высоко над монастырём есть ещё одна пещера, где раньше был скит, и где подвизались монахи-отшельники.

Виртуальная экскурсия по монастырю

Святые[править | править код]

Свт. Василий Острожский ро­дил­ся в се­ле Мр­ко­ничи в По­по­вом По­ле 28 де­каб­ря 1610 г. у на­бож­ных ро­ди­те­лей Пет­ра и Ана­ста­сии Йо­ва­но­вич и при Кре­ще­нии по­лу­чил имя Сто­ян. С дет­ства он был на­учен по­сту, мо­лит­ве и стра­ху Бо­жье­му. Ко­гда он под­рос, ро­ди­те­ли от­ве­ли его в бли­жай­ший мо­на­стырь За­ва­ла, по­свя­щен­ный Вве­де­нию во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где игу­ме­ном был дя­дя Сто­я­на – Се­ра­фим. В мо­на­сты­ре бы­ло мно­го уче­ных мо­на­хов и боль­шая биб­лио­те­ка. Здесь Сто­ян учил­ся муд­ро­сти Свя­щен­но­го Пи­са­ния и свя­тых от­цов, а так­же по­лез­ным свет­ским на­у­кам.

Про­быв неко­то­рое вре­мя в За­ва­ле, он пе­ре­шел в мо­на­стырь Твр­дош, в 40 километрах от Завалы, где при­нял по­стриг с име­нем Ва­си­лий. Вско­ре он был удо­сто­ен диа­кон­ско­го, а за­тем и свя­щен­ни­че­ско­го са­на.

Промысл Божий привел свт. Ва­си­лия в Чер­но­го­рию, где им был основан знаменитый монастырь Острог.

Святыни[править | править код]

  • Монастырские фрески нач. XVII в.

Сохранившийся в церкви фресковый ансамбль начала XVII в. считается одной из лучших работ монаха Георгия (Митрофановича) и примером монументальной живописи османского периода в Боснии и Герцеговине. Роспись выполнена в технике «аль секко» (водяными красками по сухой штукатурке). В иконографической программе росписи выделяется Страстной цикл с редкой иконографией Распятия (Христос пронзается копьем, отсутствуют образы Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова), на своде представлено 4 образа Спасителя: Ветхий денми, Пантократор, Еммануил и Ангел Великого Совета. Сохранились фрагменты иконостаса XVII в., созданного неизвестным мастером: царские врата, Деисус с апостолами и Распятие.

Престольные праздники[править | править код]

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря

Как добраться[править | править код]

Адрес: Община Равно, село Завала, Босния и Герцеговина

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]