Троицкий собор (Соликамск)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Троицкий собор — наиболее значительный памятник церковной архитектуры конца XVII века, находящийся в городе в Соликамске на Урале. Памятник архитектуры. Храм передан Соликамскому краеведческому музею в 1982 году, несколько раз поднимался вопрос о передаче храма верующим, но пока он остается открытым.

История[править | править код]

По благословению Вятского епископа Ионы, он был заложен в 1684 году. Сооружали его на месте бывшей Троицкой деревянной церкви, незадолго до того сгоревшей. Деньги на строительство собирали всем миром. Провели кружечный сбор. Вклады делали все соликамцы – и богатые купцы, и зажиточные солевары, и даже нищие, хоть копеечку, да подали на общее дело. Сумма набралась немалая, да замысел оказался уж больно грандиозным. Через несколько лет строительство остановилось, средств не хватило.

Попытался, было, староста соборный обратиться к соликамцам. А те уже поиздержались – вложили деньги в возведение своих приходских церквей. Приходы не хотели отставать от собора и начали строить тоже каменные храмы. Посовещавшись, на сходе горожане решили бить челом государям, чтобы они пожаловали деньги на завершение Троицкого собора.

По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году велено было взять 200 рублей казенных денег «из усольских таможенных и кабацких доходов». По тем временам сумма эта была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство. В 1697 году Троицкий собор был освящен.

В память о царском пожертвовании в южную стену храма был вставлен изразец с изображением двуглавого орла. А на западном фасаде над окнами позднее выложили из кирпича императорскую корону. Теперь можно увидеть только корону, изразец был уничтожен в 1918 году как символ царской власти.

Архитектура храма сохранилась почти полностью, за исключением одного из крылец. Раньше их было три. Сейчас на месте южного крыльца видна лишь дверь. Все остальное – элементы деревянных построек, искусно воплощенные в кирпиче, кружево жучкового орнамента, подвесные гирьки и поливные изразцы можно и ныне наблюдать во всей полноте. Чего нельзя сказать о внутреннем убранстве храма. Иконостасы и настенная роспись не сохранились. Остались только фотографии, сделанные в 1911 году.

Первый, древнейший, иконостас Троицкого собора был размонтирован и передан в мужской монастырь. Вместо него, в 1824 году, устроен новый - на средства купчихи П.И.Лапиной-Ентальцевой. Он представлял собой уменьшенную копию иконостаса Казанского собора в Петербурге. Это то, что касается основного храма– Свято-Троицкого. Иконостасы приделов – Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца оставались без изменений.

Икон старинной живописи в соборе было две: Святой Троицы и Богоматери. Обе хранились в серебряных окладах. Еще одна, пожалуй, самая известная икона хранилась в храме. Это образ святителя Николая Чудотворца, по преданию, пожалованный городу Иваном Грозным. Икона была в особом почтении у соликамцев и перед нею всегда горела неугасимая свеча.

Троицкий собор был центром духовной и общественной жизни города. В нем шла повседневная церковная служба, начинались крестные ходы, служились молебны. В нем приносили клятвы городские головы и бургомистры при вступлении в должность. Зачитывались царские указы, некоторые из них приводились в исполнение. Например, знаменитый указ Петра Первого о бритье бород был зачитан в храме после обедни и тут же исполнен – у выхода соликамцев ждали молодцы с ножницами. Таких горестных воплей, как в тот день, собор никогда не слышал.

Звучали в нем и крики радости. Один из старожилов рассказывал: «Как-то, перед Ильиным днем, гонец в Соль Камскую пожаловал. Да прямо в церковь соборную. Идет, народ толкает, всякий ему дорогу дает… Прямо в алтарь. Воеводу к себе позвал. У всех сердце так и позаныло… Воевода-то из алтаря нейдет. Обедня была на отходе. Ну, отпели

Божию службу. Глядь – насередь церкви молебен. Сам воевода вышел на амвон да таково громко прочел, что шведскую рать царь Петр Алексеевич побил у Полтавы и прогнал, и что сам царь-государь здравствует. Уж какое веселье-то было! И в колокола звонят, и в пушки палят!..»

Этот рассказ приводит П.И.Мельников-Печерский в своих «Дорожных записках». Он побывал в Соликамске в 1839 году. Заходил и в Троицкий собор, где, как он пишет, оказалось довольно сумрачно, горело несколько свечей, и стояла гулкая тишина.

В те годы город переживал глубокий упадок, потеряв значение крупного торгового центра. Сибирский путь прошел южнее, воеводство упразднено. Многие жители покинули Соликамск, ища более богатых мест. Троицкий собор в то время стал приходским храмом, к нему приписали Богоявленскую и Воскресенскую церкви. Но и тогда соликамцы находили средства на содержание своих храмов, делали вклады – кто значительные, кто небольшие. Можно назвать многие фамилии, и среди них – Лапины, Колесниковы, Мычелкины, Ксенофонтовы… Поколения сменялись, а вера оставалась. Приход в храм был жизненной необходимостью. И так продолжалось до 1929 года.

Собор закрыли, несмотря на просьбы прихожан, общину верующих распустили. Иконостас и настенную роспись уничтожили. Неизвестно, какая бы участь постигла храм. В том же 1929 году в Соликамске обществом краеведов был создан музей и, по обращении в райисполком, он получил Троицкий собор для размещения своих экспозиций. Через год он уже показывал историю города к его 500-летию.

В 1932 году в соборе открылся музей калийной промышленности. При устройстве макета шахты обнаружилось захоронение купчихи П.И.Лапиной-Ентальцевой. Открылась еще одна из сторон жизни собора – он был усыпальницей лучших людей города. Кто знает, чьи еще захоронения сокрыты в подклетах храма под его алтарями? Можно только предположить: купцы, городничие, воеводы. Пусть себе покоятся с миром.

Калийный музей просуществовал в соборе до 1938 года. Тогда началось внутреннее переустройство храма. В главном, 18-метровой высоты, кубе сделали два перекрытия, получив при том три этажа. Предполагалось разместить новую экспозицию отдела социалистического строительства. С началом войны от замысла отказались.

Троицкий собор принял эвакуированные ценности музеев Москвы, Ленинграда, южных городов России. Так и хранились они в храме, спрятанные в ящики, тщательно закрытые и пронумерованные. И никто в Соликамске не знал, что рядом – сокровища Русского музея, акварели Лермонтова, театральные ценности музея Бахрушина. Все скрывали стены собора.

Кончилась война, экспонаты вернулись в свои музеи, а Троицкий собор надолго опустел. В 1964 году в нем начались большие реставрационные работы, вернувшие храму его первозданный облик. Внутренне убранство, к сожалению, восстановить не удалось.

В 1982 году его вновь передали музею, и спустя несколько лет, были открыты новые экспозиции: «Девятая пятница» и «Храмы Соликамска», рассказывающие о прошлом города.

Описание[править | править код]

Собор — летний. Здание построено на высоком сводчатом подклете («рундуке»), который использовался как складские помещения. Конструкция здания в основном традиционная. Высокая центральная бесстолпная часть завершается пятью главами с одним световым и четырьмя глухими барабанами. Алтарь трехчастный, невысокий. Приделы ниже основного храма, имеет по одной главе. Храм имеет обширную обходную сводчатую галерею, по ширине равную храму с приделами. Своеобразие храму придают обширные крыльца, которых, вероятно, было три, но южное крыльцо не сохранилось. Ступени сохранившихся западного северного крылец выходят на склоны и как бы продолжают линию косогора. Центральное помещение освещается через центральный барабан и окна западного фасада, расположенные над галереей.

Храм в целом очень пропорционален. Ниэкие кровли приделов и алтарей не заслоняют центрального объёма. Изящные сдвоенные пилястры расчленяют его плоскости на три равные доли, заканчиваются эти плоскости ложными полукруглыми закомарами. Это традиционное решение подчеркивает устремленность здания вверх. Завершаются стены плоским постаментом, на котором собственно и стоят барабаны. Этот, не бросающийся в глаза, постамент придает зданию еще большую устремленность вверх. Декоративная обработка барабанов органично подчеркивает их легкость. Наличники окон, разнообразные по рисунку смотрятся яркими декоративными пятнами на фоне белых стен. Необычными являются небольшая палатка в виде бочки, расположенная над алтарём и вход в подклет со стороны алтаря.

Богато украшенные крыльца с лестницами связывают здание с окружающим ландшафтом. Северное крыльцо удивляет сочетанием шатровой кровли с перекрытием в виде массивного куба. В элементах оформления просматриваются черты деревянного зодчества, например, выполненные в кирпиче подобии деревянных балясин.Особенно украшают крыльцо двойные окна с висячими гирьками. Дополняют декоративный характер украшения из поливных полихромных изразцов, изображающих птиц. Они изготовлены в г. Орле на Каме.

Главное, западное крыльцо храма не имеет аналогов в русской архитектуре. Оно очень широкое на массивных столбах, которые поддерживают низкий свод. Характерным для Соликамска является жучковый орнамент ажурного кирпичного фриза, который также применен в Сретенской церкви в Гороховце (1689 г.).

Престольные праздники[править | править код]

День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи

Как добраться[править | править код]

Адрес: ул. Набережная, 99, Соликамск, Пермский край, Россия, 618551

Паломнику[править | править код]

Соликамский краеведческий музей

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Троицкий_собор. Соликамск, Пермский край.
Троицкий собор - Соликамск

Ссылки[править | править код]

Храм во имя Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий собор), г. Соликамск