Троицкий собор (Дивеево)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Дивеевский монастырь

Троицкий собор в Дивеево. Сердцем дивеевской земли как одного из духовных центров России является Троицкий собор, в котором хранятся мощи преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Строительство с 5 июня 1848 г. по 28 июля 1875 г.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

В конце 20-х годов XIX века преподобному Серафиму было откровение о том, что в Дивееве надо построить величественный собор восточнее Казанской церкви. Этот участок земли следовало непременно приобрести за деньги – подобно тому, как поступил царь Давид.

«Святой царь Давид, – сказал батюшка Елене Васильевне Мантуровой, – когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»

Когда Елена Васильевна возвратилась к о. Серафиму с купчей, то он пришел в неописанный восторг и, целуя бумагу, воскликнул: «Во, матушка, радость-то нам какая! Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» И приказал батюшка списать для него копию, а подлинную бумагу хранить бережно Елене Васильевне до ее смерти, а потом передать Михаилу Васильевичу. Предвидя все прозорливым оком, он умолял Михаила Васильевича всеми силами сберечь и сохранить эту землю для постройки собора, когда придет тому время.

5 июня 1848 года совершилась закладка собора, предреченного великим старцем и основателем Дивеева. Это событие ознаменовалось явным проявлением благословения Божия и Царицы Небесной: когда Нижегородский архипастырь возлагал камень в основание храма, то, как святой жизни старец, он вдруг изменился в лице и во всеуслышание, громко воскликнул: «От утра и за утро сей храм воздвигается велиим чудом». Пророческие слова эти сбылись, ибо, несмотря на все препятствия врага человечества, утвердилось святое место, Самою Царицей Небесной избранное и купленное под храм преподобным Серафимом.

Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.

Когда наружные работы закончились, Преосвященный Иоанникий решил освятить главный престол собора. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля/10 августа, как бы в напоминание сестрам о словах, сказанных батюшкой незадолго до его кончины перед этим святым образом, стоявшим в его келье: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».

Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Владыка определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1864 году над собором стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги. По постановке знамения Христовой славы птицы полетели на восток.

С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно начали его украшать огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты собственной монастырской работы. В алтаре на горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.

2 июня 1880 года правый нижний придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария в течение двадцати восьми лет берегла для батюшки Серафима, с верой ожидая его прославления в лике святых. 22 июля 1903 года этот придел был освящен.

Собор построен по проекту выпускника Санкт-Петербургской академии художеств помощника нижегородского губернского архитектора Афанасия Ермиловича Турмышева и представляет собой яркий пример эклектики в архитектуре. Архитектурный облик Троицкого собора, соединив в себе черты классической, византийской и древнерусской архитектуры, создает впечатление единения в храме Божием «всех язы­ков» во славу своего Творца. Это был летний, неотапливаемый храм. Судя по воспоминаниям паломников, он производил необыкновенное впечатление.

«Внутреннее устройство собора невольно восхищает взоры своей легкостью и чрезвычайной светлостью! При входе в собор всякий прежде всего видит прекрасные, блестящие золотом иконостасы с живописными в них иконами. Живописные иконы и священные изображения весьма симметрично размещены по столбам и по стенам всего собора. Вверху над головой возвышаются хоры: от задней стены по бокам стен они тянутся вплоть до иконос­таса; они окружены чугунной, по местам позолоченной, решеткой, которая служит перилами для хоров. Окруженные позо­лоченными по местам перилами, утверж­денные на чугунных, местами позолочен­ных, треугольных решетках, прекрасно ок­рашенные, хоры эти походят на прекрасный карниз, которым разделены стены собора на две половины – верх­нюю и нижнюю. Вверху на таком же рас­стоянии от хоров, на каком они помеще­ны от пола, находятся своды потолка в приделах, а в середине – в среднем ку­поле – высота собора простирается вверх еще на такую же высоту, какая существу­ет между полом и хорами церкви. Такое устройство хоров и сводов в соборе с самого низа и до верха уподобляет внутрен­ность собора небесному своду.

Громадный собор, застроенный эти­ми хорами, теряет свою внутреннюю громадность и становится весьма уют­ным и как будто небольшим здани­ем, в котором живопись, золото, худо­жественность и симметричность пора­жают взоры и предвосхищают ваше внимание, которое не знает, на чем остановиться. Красота внутренней от­делки и убранства этого храма неволь­но поражает всякого необычайною как бы роскошью, но, всмотревшись вни­мательно, еще более поражаешься тем, что вся эта, кажущаяся необычайной роскошь состоит не в обычно принятых, тяжелых украшениях из золота и сереб­ра, а в единой лишь труженической ра­боте сестер имеющего 800 обитатель­ниц монастыря, работе, состоящей в жи­вописи икон и священных изображений и в исполнении других различных ру­коделий.

Главный иконостас, средний, в честь Живоначальной Троицы, устроен весьма изящно. В нижнем ярусе, в середине, как обычно, имеет Царские врата, а по бокам врат местные иконы: Спасителя и Киево-Печерской Божией Матери. Над этим ярусом в иконостасе устроено еще два яруса, в которых размещаются раз­ные иконы. Над Царскими вратами доверху помещаются только две громад­ные, сравнительно с прочими, иконы: «Сошествие Святаго Духа на апостолов» и над ней вторая, такого же размера, – изображение Святаго Духа в виде голубине, окруженного исходящим от Него сияни­ем. Над сей иконой вверху иконостаса поставлен небольшой позлащенный крест, немногим более обыкновенного бла­гословенного наперстного креста. Сим крестом увенчивается иконостас!» Описание Троицкого собора 1886 года.

В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и коленопреклоненно скончался преподобный Серафим. Дивеевским сестрам батюшка говорил: «Вручаю вас Самой Царице Небесной Умилению, Она вас не оставит!» Ныне почетное место в Троицком соборе в правом киоте занимает святой образ Божией Матери «Умиление», написанный в начале XX века и также чудотворный. Каждое воскресенье перед литургией по заповеди преподобного Серафима пред иконой «Умиление» служится нараспев молебный канон, посвященный Богородице, – параклис.

Последняя служба перед закрытием монастыря состоялась 21 сентября 1927 года на праздник Рождества Богородицы. Всенощную под праздник служить уже было некому – в тот день арестовали всех монастырских священников. Службу совершил иеромонах, оказавшийся в Дивееве после разгона Саровской пустыни.

После закрытия монастыря в 1927 году собор был осквернен, кресты скинуты. Когда срывали кресты, повредили главки куполов и крышу, внутрь собора стала течь вода.

В советское время в Троицком соборе был склад стройматериалов, а до того – зернохранилище. Вот как описывает свое впечатление от разоренного собора Алексей Арцыбушев: «Снаружи собор опоясан дощатым забором и строительными теплушками-вагончиками; с южной стороны над ним маячит подъемный кран; облупленный до кирпича снаружи, заросший по крыше деревцами молодых березок, упирается он в мартовское небо своими ржавыми куполами. Войдя в него, я не сразу смог сориентироваться, я был ошеломлен. Груды обвалившейся штукатурки, вздыбленный, сгнивший деревянный пол; обнаженные до красного кирпича стены в тусклом свете мартовского утра четырьмя арками поднимались ввысь, к льющемуся из разбитых окон центрального купола свету».

Современная жизнь обители[править | править код]

В октябре 1989 года Троицкий собор передали церковной общине. Весной 1990 года при сиявшей радуге на храм был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 31 марта 1990 года. В этот день состоялось освящение главного придела.

Повторное освящение придела в честь иконы Божией Матери «Умиление» состоялось 21 декабря 1996 года; левого нижнего, в честь преподобного Серафима Саровского, – 31 декабря 1997 года; правого верхнего, в честь иконы Божией Матери Владимирской Оранской, – 13 мая 1996 года; левого верхнего придела, в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя, – 21 ноября 1997 года.

С 1 января 1991 года ежедневно утром и вечером в главном Дивеевском соборе совершаются уставные богослужения: полунощница, молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому, литургия, днем дважды – в 13.00 и 14.00 – священнослужители Нижегородской митрополии в сопровождении дивеевских певчих вновь читают акафист, в 17.00 начинается вечерняя служба. День заканчивается вечерним правилом. Каждая служба в монастыре завершается величанием святому саровскому старцу.

Все большие праздники отмечаются торжественными богослужениями в Троицком соборе. Особенно нарядным храм становится под праздники Рождества Христова, Троицы, преподобного Серафима Саровского, День Обители, когда сестры и паломники-флористы украшают паникадило, иконостас, сень над мощами батюшки Серафима, его икону и икону Божией Матери «Умиление» цветочными композициями. Как правило, все значительные памятные события в Дивеевском монастыре отмечаются архиерейским служением. На праздники преподобного Серафима Саровского собирается уже около трех десятков архипастырей.

30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и другие.

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Святыни[править | править код]

  • Рака со святыми мощами преподобного Серафима
  • Икона Божией Матери «Умиление»

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Телефоны: +7 (83134) 4-34-45 (по общим вопросам) +7 (83134) 4-40-49, +7 (83134) 4-39-63 (по вопросам бронирования), +7 (83134) 4-34-45 (экскурсии), +7 (831-34) 4-20-10 (информация о требах).

Электронная почта: palomnik.dm@yandex.ru (по общим вопросам), diveevo-bron2@yandex.ru, diveevo-bron2@yandex.ru (по вопросам бронирования), gid@diveevo-palomnik.ru (экскурсии), diveevo.pochtovik@yandex.ru (информация о требах).

Сайт: https://diveevo-monastyr.ru/architecture/troickij-sobor/

Паломнику[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Богослужения в храме совершаются ежедневно.

Храм открыт для посещения ежедневно.

Экскурсии[править | править код]

Индивидуальные или групповые экскурсии проводятся с 9.00 до 17.00.

Обзорная экскурсия по монастырю проходит по всей территории монастыря – от Казанского собора до святой Канавки. Во время ознакомительной прогулки сотрудница монастыря, имеющая соответствующую подготовку, рассказывает об истории, святых и святынях Дивеевской обители, о ее архитектуре.

Подробнее смотрите на сайте Паломнического центра.

Гостиницы[править | править код]

Паломнический центр при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре

Как добраться[править | править код]

Проезд из Москвы:

  • Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь находится на юге Нижегородской области, в селе Дивееве, которое расположено на берегу реки Вичкинзы. От Нижнего Новгорода до Дивеева – 180 км, от Арзамаса – 65 км, от Сарова – 12 км. На юге Дивеевский район граничит с республикой Мордовия.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]