Мой крёстный ЛУКИЧ

Дорогие! Некоторое время назад мы предлагали вам рассказать о людях, которые сыграли особенную роль в вашей жизни, может быть, привели к вере. На наш призыв откликнулся Константин Зайцев, который подготовил материал о дорогом для него человеке, друге, ставшем крестным отцом. Этот человек – рок-музыкант. Не секрет, что в православной среде есть те, кто относится к рок-музыке негативно и иначе как «сатанинской» и «одурманивающей» ее не называет. Но человек широк. И многие из отечественных рок-музыкантов – Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов, Ольга Кормухина и т.д. – это люди, которые через мучительные поиски все-таки обрели Бога, и их творчество от протеста и бунта перешло к темам добра и зла, смысла жизни, замысла Творца о мире и человеке.

Такой же путь прошел и Лукич, Вадим Кузьмин. Представитель сибирского рока стал известным в молодежной среде в годы перестройки. Сначала было примкнул к радикальным левым течениям, однако позже все-таки отказался от подобных взглядов. Уверовал в Бога. И хоть напрямую в его текстах религиозных тем нет, безусловно, творчество музыканта пронизано христианством. Послушаем песни, почитаем тексты, посмотрим сохранившиеся записи и убедимся, что рок-музыка может быть и такой.

Константин Зайцев

Мой крёстный ЛУКИЧ

Шёл 2004 год. Я тогда ещё был неверующим. Не то, чтобы совсем уж воинствующим атеистом, но к верующим относился с изрядной долей иронии, считая веру уделом дремучих, неграмотных старушек. Как недавно выразился один мой коллега (и я в его словах узнал себя – тогдашнего): «Я вообще не понимаю, как человек с высшим образованием может верить в Бога?!»

И вот подружился я тогда с одним удивительным человеком – рок-музыкантом, автором потрясающих песен Димой Кузьминым (группа «Чёрный Лукич»). Песни-то его я знал и любил уже давно, ходил на все его концерты, проходившие в нашем городе (а они одно время случались довольно часто: раз в месяц-то точно, если не чаще). Однажды после концерта мы с ним разговорились, познакомились, постепенно начали общаться и, в конце концов, подружились.

1.jpg

Как-то в разговоре Дима спросил меня – крещёный ли я? Я ответил, что нет. Тогда он начал убеждать меня в том, что мне обязательно нужно креститься, что без Бога в жизни не обойтись (а надо сказать, что до этого мы с ним никогда эту тему не затрагивали.) И вот представьте мою реакцию: мой друг, которого я люблю и уважаю, человек с высшим образованием, кстати, таким же, как и у меня: Дима окончил факультет электроники в НЭТИ, а я – в ЛЭТИ (Новосибирский и Ленинградский электротехнические институты соответственно), только он – на 13 лет раньше меня. И вдруг этот самый человек на полном серьёзе начинает вещать мне про Бога, в существование Которого я тогда в принципе не верил и в Которого, по моим тогдашним убеждениям, другим здравомыслящим людям тоже верить не следовало…

[ame]
Единственное большое видео-интервью Черного Лукича было записано для видеоканала «Покров» Учебного комитета Русской Православной Церкви

Если бы ко мне подошли на улице с подобными разговорами, я бы резко и, вероятнее всего, даже грубо прервал всю эту агитацию (как уже бывало неоднократно с многочисленными сектантами). А тут я и не знал, как мне реагировать – так, чтобы и моего друга не обидеть, и свою атеистическую позицию выразить. Я тогда ответил ему примерно следующее: «Дима, давай мы договоримся так: когда и если я решу креститься, то попрошу тебя быть моим крёстным. А пока больше не будем возвращаться к этой теме, ладно?» – «Ладно!» На тот момент во мне преобладало даже не «когда», а «если», так как в Бога я не верил и креститься не собирался…

А вскоре после этого в жизни Димы и его семьи начали происходить события, которые заставили меня пересмотреть свои мировоззренческие принципы… Дима тогда уже несколько лет был женат на Лене, и они очень хотели детей, но долгожданная беременность всё никак не наступала... В какой-то момент они отправились в Александро-Невскую лавру и там молились святому благоверному князю Александру Невскому – небесному покровителю нашего города. На следующий день Лена узнаёт, что… она беременна! Казалось бы – случайное совпадение. Но мне (на тот момент ещё атеисту) уже тогда нравилось выражение: случайность – это частный случай закономерности! Стали они думать, какое имя дать будущему чаду. Лена хотела назвать ребёнка Сашей (будь то девочка или мальчик), а Дима хотел назвать дочку Сашей, а если родится сын – Гришей (забегая вперёд, скажу, что Гриша у них впоследствии тоже родился).

2.jpg
Дима, Лена и дети: Саша, Василиса и Гриша

3.jpg

4.jpg

Встал вопрос выбора роддома – кто-то из друзей и знакомых рекомендовал один роддом, кто-то – другой, давали координаты, Дима с Леной их все обзванивали. И везде всё сводилось к тому, что услуги роддома выльются в очень приличную по тем временам сумму (точные цифры уже не помню, да это и не так важно). «А ещё у нас есть такая услуга: при родах может присутствовать отец, это вам будет стоить всего лишь…» (и называли сумму в пару месячных зарплат). А с деньгами у семейной пары было негусто: Лена тогда работала учительницей в школе, а Дима – монтажником промышленной вентиляции на стройке. Какой-то доход приносила Димина музыка, его песни, концерты, но это был не слишком большой и далеко не самый стабильный доход, поэтому жили они всё-таки преимущественно на зарплату. И вот так запросто заплатить роддому несколько десятков тысяч рублей (2005 год) Дима с Леной были не в состоянии. Поэтому когда пришла пора рожать, поехали в самый обычный роддом, по месту прописки, адрес которого был указан в полисе ОМС. Там всё прошло настолько идеально, насколько вообще только могло быть! Дима потом рассказывал, что в том роддоме ему тоже предложили присутствовать при родах, если он захочет. «Нет, что вы, никаких денег не нужно, халатик вот только наденьте!». Но он предпочел подождать в коридоре…

И вот 12 сентября 2005 года у Димы с Леной рождается девочка, которой дают имя Саша (поскольку пожелания обоих родителей совпали), причём всё складывается фантастически хорошо! И лишь спустя некоторое время они узнают, что 12 сентября Русская Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского (Саша?!)!

Когда Дима мне всё это рассказал, я был, мягко говоря, поражён! В моё мировоззрение подобное уже не укладывалось… Из атеиста в верующего я, конечно же, одномоментно не превратился, но одно понял чётко: ТАКИХ «СЛУЧАЙНЫХ» СОВПАДЕНИЙ НЕ БЫВАЕТ!!! Это был для меня по-настоящему серьёзный повод (первый толчок, если хотите) задуматься о существовании Бога и Божьего Промысла!

5.jpg

6.jpg
Последние годы Дима увлекался моделированием: на фото – кораблик в процессе изготовления

Спустя полгода я крестился. За этот период в моей жизни много всего произошло: мысли, события, люди, но я уже понимал, что всё это происходит отнюдь не случайно, и учился видеть во всех событиях Божий Промысл. Но первый толчок по направлению к Богу мне задал мой крёстный – Дима. И хотя взрослому человеку не требуется крёстный для совершения этого Таинства, я с самого начала моей жизни во Христе начал считать Диму своим крёстным, а он меня – своим крестником…

Так случилось , что в ночь на 19 ноября 2012 года мой крёстный скоропостижно умер от сердечного приступа в возрасте всего лишь 48 лет, – оторвался тромб… Его смерть оказалась внезапной для всех нас, как говорится: «ничто не предвещало»… Лично для меня самым тяжёлым осталось чувство какой-то недосказанности по отношению к Диме, недооказанного внимания, тем более что накануне вечером я собирался было позвонить ему, но потом посмотрел на часы (шёл уже двенадцатый час), решил, что сегодня уже поздно и что завтра у меня будет достаточно времени для звонка... Ну кто же знал, что завтра окажется уже действительно поздно…

Наверное, всё-таки существует какая-то особая, мистическая связь между крёстным и крестником. Потому что потом я ещё трижды виделся с Димой, уже после его смерти, хотите – верьте, хотите – нет…

Первый раз – в день смерти, 19.11, вечером. Днём мне сообщили о том, что Дима умер, а потом у меня до вечера не смолкал телефон: кто-то мне звонил, кому-то – я… В те дни я лежал в больнице, и вечером, когда соседи по палате уже легли спать, я, вытянувшись на койке и включив у себя в наушниках Димины песни, пытался как-то «переварить» случившееся. И вдруг вижу: в ногах, около моей кровати, появился Дима, помахал мне рукой, ободряюще мне улыбнулся и исчез… Наяву! Я не спал!

Второй случай произошёл через несколько дней. Я в тот день выписался из больницы, приехал домой, взял в руки гитару и сидел, пел Димкины песни. Потом расположился на кухне, достал давно уже хранившуюся бутылку с остатками коньяка. Коньяка там было на донышке, на полторы рюмки, поэтому не нужно думать, что меня настигли пьяные галлюцинации. «Дежа-вю» меня настигло, вот что… Когда-то, после его концерта, мы с Димой сидели ночью у меня на кухне, на столе стояла такая же бутылка, мы сидели, разговаривали обо всём и ни о чём, я его угощал грибным супом... И вот теперь, сидя на том же самом месте, что и в прошлый раз, я вдруг ощутил-увидел (не знаю, как правильно сформулировать), что Дима сидит рядом со мной, на соседней табуретке, где и в прошлый раз… Ощутил абсолютно реально – с точностью до интонаций в голосе и мимики на лице! Несколько секунд длилось это ощущение, потом ушло…

Самым реальным оказался третий раз! Это было на 9-й день. Дима последние несколько лет жил в Воронеже, там и умер. Я не смог приехать на похороны, просто физически не успевал, особенно учитывая, что мне до выписки из больницы оставалось ещё несколько дней. Зато получилось приехать на 9 дней. И вот мы приезжаем на девятый день в Воронеж: я и Ильдар (наш с Димой общий друг). Сразу с поезда заскакиваем домой к Лене, бросаем вещи, там уже автобус на кладбище готовится к отправлению – ждали только нас… Сели и поехали. Приезжаем, выходим. Несколько человек ещё на своих машинах приехали. В их числе были и два священника, отец Димитрий и отец Алексий из Липецка (если я правильно запомнил) – тоже Димины друзья. Подходим мы к могиле, батюшки зашли за оградку, начинают разжигать кадило, а все остальные остались с внешней стороны, чтобы не толкаться. Батюшки разожгли кадило и начали служить панихиду, а мы все встали полукругом. Очень тяжёлое чувство – стоять у могилы друга, что там говорить… Я оглянулся на стоящих позади меня – у всех то же: кто-то слезу тайком утирает, кто-то и не утирает вовсе. Кто-то в сторону ушёл, чтобы своих слёз не показывать. Кто-то просто мрачнее тучи. У меня самого глаза пока сухие, но слёзы где-то уже близко, на подходе, в горле ком стоит… Поворачиваюсь снова вперёд – и вдруг вижу, что откуда-то спереди ко мне подходит Дима, улыбается. Подошёл, встал рядом, обнял меня за плечо правой рукой, наклонился и говорит с улыбкой: «Не грусти, брат! У меня всё хорошо!» Сказал он мне это, улыбнулся и через несколько секунд исчез! Сказать, что я обалдел, – это значит ничего не сказать! Я осторожно оглянулся на стоящих сзади – посмотреть на их реакцию, но никто ничего не видел, во всяком случае на лицах ничего не отразилось… У меня же дар речи пропал, я ничего Диме не ответил (так же, как и в предыдущих случаях), правильней даже будет сказать – не успел ничего ему ответить: пока я глазами хлопал и рот разевал, он уже исчез… И всё это было наяву, хотите – верьте, хотите – нет…

7.jpg

Возвращаясь к разговору о «случайных» совпадениях, хочу добавить, что единственным Вадимом в святцах является архимандрит Вадим Персидский. А я должен уточнить, что уменьшительное имя моего крёстного – Дима – образовано от полного имени Вадим, а не Дмитрий. Вадим Петрович Кузьмин. И в Крещении Дима – тоже Вадим. День памяти его святого покровителя приходится на 22 апреля по новому стилю – на день рождения Ленина – человека, чьё прозвище (а Ленина в народе называли Лукичом, если кто-то не знает) Димка носил большую часть жизни… Это прозвище прочно «прилипло» к нему из-за названия его группы «Чёрный Лукич». Но сам Дима слову «чёрный» не соответствовал абсолютно! Более светлого человека, чем он, надо было ещё поискать! Поэтому у меня (равно как и у многих других наших общих друзей и знакомых) прозвище «Лукич» ассоциируется ни с каким не с Лениным и связанным с ним негативом, но с нашим добрым другом Димкой.

И ещё один удивительный случай из жизни Димы, который произошёл году в 2003-2004, – случай чудесного исцеления. У него должен был быть концерт в Воронеже, и Лена отправилась вместе с ним в путь, поскольку сама она родом оттуда, и в этом городе у них много родни. Ехали они, конечно, в плацкартном вагоне, на боковых полках (других плацкартных мест уже не было, а купейные были не по карману). И Дима в поезде ночью сверзился с верхней полки (а верхняя боковая – особенно тесная)! Рёбра поломал... То есть в травму-то он не обращался, поэтому рентгеновских снимков предъявить (скептикам) не может, но рассказывал, что бок у него болел жутко: ни повернуться, ни охнуть, ни вздохнуть! А через день ему ещё предстояло на концерте играть на гитаре и петь песни! А как?! Всё ведь болит! Какое там «петь», разговариваешь еле-еле! Неужели отменять концерт? Мама Лены дала хороший совет: «А вы поезжайте в Задонск, к Тихону Задонскому, у мощей его помолитесь, в святой источник окунитесь – глядишь, и полегчает!». Так они и поступили. И за один день (!) у Димы всё прошло! Не просто чуть-чуть полегчало, а, как он сам потом говорил: «Уже к вечеру я мог бить себя кулаком в грудь!». Конечно же, концерт состоялся и прошёл на «ура»!

8.jpg
Крёстный и крестник рядом с той самой купелью свт. Тихона Задонского

Завершить свой рассказ хочу некоторыми текстами песен группы «Черный Лукич»

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
Здесь и сейчас, здесь и всегда,
В теплых полях за перевалом
Только одна светит звезда –
Светит давно и не устала.

Сколько вокруг бессмысленных глаз,
Сколько сердец стучат безучастно!
Их умоляли – просили не раз,
Но упованья все были напрасны.

В следующий раз, после вёсен и зим,
Ты постучишь, и откроют окошко.
Так потерпи – ты уже не один!
Так погоди, ведь осталось немножко...

СМЕШНОЕ СЕРДЦЕ
Три недели воевал против собственной души,
Три недели погибал в зачарованной глуши,
Три недели сочинял непридуманный рассказ
Про капризную судьбу, да про каждого из нас.

Смешное сердце способно только любить,
Смешное сердце... в окошко глянет заря.
Смешное сердце, его так просто убить,
Смешное сердце... смешнее день ото дня.

Загадал, что будет дождь – и тогда ты всё поймёшь,
Только в небе пустота, суета да маета...
Переделанная жизнь, переписанный куплет –
Всё по полкам разложил: счастье есть, а смысла нет.

Смешное сердце способно только любить,
Смешное сердце... в окошко глянет заря.
Смешное сердце, его так просто убить.
Смешное сердце...
Смешное сердце способно только любить,
Смешное сердце... в окошко глянет заря.
Смешное сердце, его так просто убить.
Смешное сердце... смешнее день ото дня.

ПОЛЮБИ
Полюби, богатый, бедную,
Полюби, румяный, бледную.
Самый сильный, полюби убогую,
Самый видный – незаметную.

Непонятно, неизведанно,
По груди ладошкой тёплою.
И не видно краем глаза бедную,
И не слышно безответную.

Загляни-ка, ясно солнышко,
Ты в нору, в каморку тесную,
Только малым – вся трава по поясу,
А деревья – поднебесные...
Только малым – вся трава по поясу,
А деревья – поднебесные...

Полюби, богатый, бедную,
Полюби, румяный, бледную...

ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА
По тропинкам, по болотам
Что-то пили, ели что-то
Нам на пятки наступала осень.
Реки, кедры, полукеды,
Камни, горы, руки, недра,
Где-то были цифры семь и восемь…

Снова в небе светит нам Полярная звезда,
Будет путь не близок и не хожен,
Но пока на свете есть надёжные друзья,
Этот мир ещё не безнадёжен.

Не просите нас вернуться,
Отозваться, оглянуться,
Посмотри: следы заносит ветер.
И всё реже сны о прошлом,
И всё чаще – о хорошем.
Как всегда выходим на рассвете.

Снова в небе светит нам Полярная звезда,
Будет путь не близок и не хожен.
Но пока на свете есть надёжные друзья,
Этот мир ещё не безнадёжен.

Автор о себе: Родился в 1977 году в Санкт-Петербурге (тогда ещё – Ленинграде). В 2000 году закончил факультет электроники ЛЭТИ. Последние 8 лет работаю на производстве промышленной рентгеновской аппаратуры. До 2005 года был атеистом, потом уверовал в Бога и в 2006 году принял святое Крещение. Крестился в Купчино, в храме преподобного Серафима Вырицкого и некоторое время был там «захожанином». После пару лет был опять же «захожанином» Чесменской церкви. А потом в моей жизни Божьим Промыслом возник Троице-Измайловский собор, куда я пришёл и где остался.

Увлекаюсь песнями под гитару, а с недавнего времени очень полюбил паломнические поездки, хотя эти поездки порой даются непросто из-за возникших проблем со здоровьем.


kostya.jpg

Комментарии

Сверху