Зачем Бог Отец после рождения Слова Сына изводит Духа Утешителя?

Православный христианин
Мир Вам, отец Сергий!
Вопрос следующий.
Зачем Бог Отец после рождения Слова Сына изводит Духа Утешителя?
Первое что мне пришло в голову это из-за пространства. Но наверное это только в том числе...
Прошу прощения за малый перерыв между вопросами. Наверное это всё таки хвастаюсь...
Спаси Господи!
 
Вот ответ свт. Григория Нисского в сжатом изложении проф. В.И. Несмелова
f09f8e93.png


Отвечая на вопрос, зачем нужен Святой Дух, как третье Лицо в Божестве, «св. Григорий изложил свое учение о Св. Духе, как „о царстве Отца и о помазании Сына“.
Это очень оригинальное учение уже за одну только свою оригинальность должно бы было заслуживать полнейшего внимания со стороны современных богословов, – но к сожалению оно изложено св. Григорием не совсем определенно и слишком кратко, так что понять его подлинный смысл и выяснить его догматическое значение довольно трудно»

1. Святой Дух — царство.
«В основе этого учения лежат известные слова молитвы Господней: по Евангелию Матфея – Отче наш, да приидет царствие твое, а по Евангелию Луки – Отче наш… да приидет Святый Дух твой на нас и очистит нас . Снесение этих параллельных выражений и дало св. Григорию прямое основание сказать, что „Дух Святый есть царство (πνεύμα, τό άγιον βασιλεία έύτίν)“]»

2. Царь — Бог Отец.
«Но так как царство существует не само по себе и для себя, а только с царем и для царя, то само собою понятно, что и Дух Святый, как царство, должен быть царством кого-нибудь, т. е. должен существовать нераздельно с Царем и для Царя. Кто же теперь тот царь, величие, сила и слава которого покоятся в Духе Святом? По ясному указанию евангельского текста, этот царь есть Сам Бог Отец; следовательно, в Духе Святом покоится царственное величие Самого Бога Отца»

3. Святой Дух — помазание Сына Божьего.
«Но так как в действительности жизнь Отца никогда не находится в состоянии савеллианского мертвого покоя, но Он от вечности рождает единосущного Ему Сына, – то и Дух Святый, как носитель царственной славы Божией, от вечности же венчает этою славою рождаемого от Отца Сына Божия. Эта деятельность Св. Духа есть деятельность помазующая, а потому и Сам Он, будучи царством Бога Отца, в отношении к Сыну Божию является помазанием (Χρισμα), которым от века помазует Бог Отец Своего единородного Сына.
На эту именно внутреннюю божественную жизнедеятельность указывает Пророк, когда говорит: помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих, – обозначая этими словами помазующого Отца, помазание – Духа, и помазуемого Сына . На эту же внутреннюю жизнедеятельность еще яснее указывает Апостол, когда прямо замечает, что Бог помаза Его (Господа Иисуса) Духом Святым и силою (Деян, 10: 28).
Помазание есть символ царства; единородному же Сыну Божию, как единосущному со Отцом и Царю по природе, естественно нужно было иметь в Себе всю полноту царственного величия Отца, а потому нужно было иметь Ему и помазание Духа. В силу этого помазания, Он от века существует, как Христос и Царь, потому что предвечно облечен царственною славою Духа, в чем именно и состоит Его помазание»

4. Взаимоотношения славы Лиц Троицы.
«На этом основании св. Григорий счел возможным определить внутренние взаимоотношения божеских Лиц, как взаимоотношения славы. „Вечно славен, – говорит он, – Отец, существующий прежде веков, слава же Отца предвечный Сын, равно и слава Сына Дух Христов“ . Дух составляет славу Сына, Сын, имея Отчую славу, прославляет в Себе Отца, так что в божественной жизни происходит вечная взаимная передача славы от одного божеского Лица к другому: „Сын прославляется Духом, Сыном прославляется Отец; наоборот – Сын получает славу от Отца, и Единородный делается славою Духа, потому что – чем прославится Отец, как не истинною славою Единородного, и в чем прославится Сын, как не в величии Духа?“»
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Спаси Господи! Понял что касательно богословских вопросов лучше опираться на Святых Отцов. А касательно темы..., то двигало не только желание чего-то там в себе... Вопрос изменен с диспута покойного протоиерея Даниила (Сысоева) с мусульманами, кажется с Али Алихановым. Там он три раза спросил отца Даниила, зачем это - три лица. (и запнул по мнению оппонентки). Как будто это какая-то человеческая ментальная конструкция. Наверное судят по себе, в исламе ведь большое внимание уделяют рассудку (а не уму).

Поначалу отвечал сам себе что у мусульман нет монополии на тайну,... восток умеет хранить свои тайны так у них говорят,... а у нас [Мы,] таинственно изображающие Херувимов. Теперь вот появился этот простой на вид вопрос и непростой ответ.
Спаси Господи еще раз!
 
Сверху