Вопросы по Евангелию

Православный христианин
Здравствуйте отец Герман. Христос воскресе!

Если позволите не стану разделять вопросы, а объединю их в одну тему. Евангелие - книга неисчерпаемая, и чем больше ее читаешь, тем больше открывается, но порой становятся непонятными самые очевидные эпизоды.

Итак: первый казалось бы простой вопрос поставил меня в тупик. Откуда в Евангелиях столько бесноватых? Этим моментам у всех четырех авторов уделено очень много внимания. Иногда может создаться впечатление, что в любом городе, где проходил Спаситель, их было просто толпы. Причем бесноватые и явные, и тайные и тихие и буйные.
Это метафора? Это явление того времени? Упадочного и развращенного? Или это норма жизни которая присутствует и сейчас, просто сокрыта от большинства глаз? Бесноватые все таки явление не рядовое, это не сломанная нога, не слепота и не проказа. Или под бесноватыми понимались все остальные больные - некий собирательный образ.

Второй вопрос, немного связан с первым. Господь исцеляет множество больных. Самых разных. И в Евангелиях четкое указание на то, что он исцеляет их прикасаясь к ним.

(Мф. 8:3), (Мф. 8:14-15), (Мф. 20:34), (Мк. 1:41), (Мк. 7:33), (Лк. 5:13).

И даже делал брение (Ин. 9:6) чтобы излечить слепоту. Зачем Господу, зачем Создателю неба и земли и всей вселенной, который одной силой мысли создал все из небытия производить с людьми такие странные знахарские действия? Он людям открывается как лекарь, как врач, исцеляет их просто как добрый странник, всячески скрывая свою Божественную природу, запрещая кому либо говорить об этом. Господу достаточно захотеть, достаточно мановения руки, чтобы больной исцелился. Если можно поясните пожалуйста, писали что нибудь Святые отцы на это?

Третий вопрос: Есть в Евангелие от Марка следующий эпизод:

- "При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас.
И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей."

Мы знаем в истории за много веков, как великое множество людей творили чудеса именем Христа. И к сожалению среди них были не только святые. Были и просто шарлатаны, и маги и колдуны и ведьмы и сектанты и пр. Если Господь не запрещает человеку творящему чудо именем Его это делать, как же не обмануться рядовому человеку, который не сразу может отличить образно говоря Матрону Московскую от Ванги. Господь говорит о лжепророках и лжемессиях, а как же быть с такими лжесвятыми. Ведь такое количество "лекарей", "экзорцистов" и просто "подвижников" в наше время развелось и все они могут прикрываться этим местом из Евангелия.

И последний вопрос: Есть в трех Евангелиях такой интересный персонаж, как Симон Киринеянин. Человек, которого заставили крест Иисуса. (Мф. 27:32), (Мк. 15:21), (Лк. 23:26). И ему так мало место уделено в писании. И больше похож на метафорический персонаж. Он ничего не говорит, ничего не известно о его дальнейшей судьбе, однако это человек был близок к Господу как никто другой на его пути на Голгофу. Он помогает!!! Господу нести крест. Кто этот человек? Это некий образ каждого из нас идущего с Господом - "кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". Будьте добры поясните пожалуйста.

Спаси Господи и простите за объемный вопрос.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос Воскресе!
Патроло́гия (от греч. πατήρ (патер), и λόγος (логос) — слово, речение) – 1) наука, занимающаяся изучением истории жизни и богословского творчества Отцов Церкви и церковных учителей; 2) богословская дисциплина, излагающая в систематическом порядке учение о жизни и богословской деятельности Отцов и учителей Церкви.

Под патрологией следует понимать богословскую дисциплину, изучающую историю христианской богословской письменности, имеющей свою вершину и средоточие в трудах Отцов Церкви (см. Святоотеческую библиотеку).


Почему-то с завидной частотой вопросы не по адресу:)

P.s. Пока не буду переносить в другой раздел. Вдруг отец Герман решит ответить:)
 
Православный христианин
Христос Воскресе!
Патроло́гия (от греч. πατήρ (патер), и λόγος (логос) — слово, речение) – 1) наука, занимающаяся изучением истории жизни и богословского творчества Отцов Церкви и церковных учителей; 2) богословская дисциплина, излагающая в систематическом порядке учение о жизни и богословской деятельности Отцов и учителей Церкви.

Под патрологией следует понимать богословскую дисциплину, изучающую историю христианской богословской письменности, имеющей свою вершину и средоточие в трудах Отцов Церкви (см. Святоотеческую библиотеку).


Почему-то с завидной частотой вопросы не по адресу:)

P.s. Пока не буду переносить в другой раздел. Вдруг отец Герман решит ответить:)


Ну так мне и интересен, именно Святоотеческий взгляд на поставленные вопросы. Отец Герман как специалист в этой области надеюсь поможет разобраться и дать ссылки на нужных отцов.
Евгений, я знаю куда я пишу, и я знаю что такое Патрология. Так что вопрос по адресу!
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я как раз писал ругательный комментарий на тему очередного обращения не по адресу. Большое спасибо Евгению за то, что сохранил меня от греха осуждения и раздражения в эти святые дни. Вопрос был действительно не по адресу.
Хотя св.отцы действительно в подавляющем большинстве случаев толковали Писание, патрология изучает не способы толкования, а пытается реконструировать систему, образ мышления того или иного автора. Т.е. не коллекционирует мнения отцов по тому или иному поводу, а отвечает на вопрос почему один автор ответил одним образом, а другой по-другому.

Трактовки святых отец на текст Евангелия легко найти банальным поисковиком.
Вот, например, комментарий Феофилакта Болгарского:
"Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам (что значит: посланный). Он пошел и умылся и пришел зрячим. Сказав это, Иисус не остановился на словах, но присоединил к ним и дело. Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и брением помазал глаза слепому, показывая чрез брение, что и Адама тело образовал из брения Он же. Одни слова, что создал Адама Я, могли показаться соблазнительными для слушателей, но когда слова подтверждаются делом, не оставалось уже повода к соблазну. Устрояет глаза из брения, употребляя тот же способ творчества, каким сотворил и Адама. Не только устроил глаза и открыл их, но одарил зрением, а это показывало, что Он вдохнул и душу в Адама. Ибо без действия души глаз никогда бы не увидел, хотя бы и был устроен. Употребил и плюновение для одарения зрением. Так как Он намерен был послать слепца на Силоам, то, чтобы не приписали чуда воде источника, но познали, что образовала глаза слепому и открыла их сила, вышедшая из уст Его, для сего плюнул на землю и из плюновения уст сделал брение. Потом, чтобы ты не подумал, что чудо зависело от земли, повелевает умыться, чтобы брение совсем отстало. Впрочем, некоторые говорят это брение совсем не отпало, но превратилось в глаза. - Повелевает слепцу пойти на Силоам частью для того, чтобы обнаружилась степень веры его и послушания, ибо он не рассуждал, что не нужно идти на Силоам или умываться, если брение и плюновение делают его вполне зрячим, но повиновался Повелевшему; частью для того, чтобы заградить уста неразумных иудеев, ибо, естественно, многие смотрели на него, когда он шел с глазами, помазанными брением, и внимательно вглядывались в него, так что не могли впоследствии говорить: это он, это не он..."

У меня в голове нет своего аналога "Гугла" или "Яндекса", который бы держал в голове все творения всех отцов и по скорости и легкости работы смог бы заменить эти системы. Зачем задавать вопрос человеку, когда на него можно найти ответ самостоятельно?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ну честно.... уже много лет как существуют "симфонии" на Писание. В том числе и уже и оцифрованные. Я как раз пользуюсь подобной подборкой, которая избавляет от необходимости "гуглить" по мелочам.
Существуют, наконец, специальные сайты с комментариями на Писание, которые ведут специалисты по этой области.
Вы же не спрашивате окулиста, почему у Вас болят зубы или горло? Хотя и там и там врачи, да и органы анатомически близки.
 
Православный христианин
Отец Герман, я обратился именно к Вам, не потому что не умею пользоваться гуглом/яндексом, а потому что Вы всегда даете интересный развернутый ответ, с такими ссылками и авторами, которые обычный взгляд обывателя может и пропустить.

Еще раз простите за беспокойство.
 
Сверху