Евгений, здравствуйте.
Мне кажется, что в заглавном сообщении Ирины вернее было бы обратить внимание на первый и последний абзац (без примеров из жизни, задавших направление дискуссии). «Разве Он [Бог] не понимает, что не все грешники стали таковыми по своей воле, а не смогли придти к нему в силу обстоятельств, которые нельзя изменить?» Таков, по-моему, главный вопрос темы. Но я хотел бы довести его до логического завершения (а не ограничиваться примерами из христианской жизни).
Допустим, речь не о выросшем в неблагополучной семье, не о самоубийце и не о транссексуале (у которых в теории были знания о Христе и возможность выбора). Представим дикое племя папуасов, которые вынужденно рождаются, живут и умирают вне Христа и просто физические не могут иметь выбора. Ведь вы сами сказали: «Кто больше знает, с того и спрос больше». Но какой спрос с не знающего вовсе? Здесь ведь, насколько могу судить, недействительно юридическое правило, согласно которому незнание не освобождает от ответственности.
Очень важно помнить 2 вещи: 1) что Бог - справедливый Судия. Он все учтет... а вторая такая же главная вещь - что Он - Любящий Отец, который если и наказывает, то из-за Любви (кстати, если более глубоко копнуть, то и наказывает не Он, а мы сами себя)
Простите за возможный оффтоп, но вы подняли близкую мне тему теодицеи. Согласно учению Церкви, Бог не есть источник зла, а наказываем мы себя сами. Хорошо помню, как обрадовался этой истине — ведь это значило, что Бог неповинен в существующем зле. Но разве Адам и Ева сами ушли из рая (а не были изгнаны)? разде сами себя сожгли Содом и Гоморра (а не были попалены)? разве сами себя вырезали ханаане (а не были вырезаны)?
Я ознакомился с разделом сайта, посвящённым Писанию. Прочитал статьи протодиакона Андрея Кураева,
Андрея Десницкого и пр., объясняющих мнимую, с их точки зрения, жестокость Бога в Ветхом Завете. Но мне кажется, оправдывают они не сколько Бога, сколько богоизбранный народ (мол, время было жестокое, евреи были неготовы к всепрощению, их законодательство и так было самых щадящим и т. д.). С последним я не спорю. То, что человек способен на нижайшую подлость и высочайшую святость, я знаю. Но для меня осталось непонятным, как Бог, не являющийся источником зла, всё же производил зло; как Любовь стала источником смерти? Как будто бы неизменный и совершенный Бог мог в ВЗ призывать к поголовному уничтожению ханаанеев, а в НЗ называть страшным грехом обзывание дураком (рака)?
Прошу помочь мне разобраться и-или дать ссылки на необходимую информацию.