Пояснение Алексея Михайловича понравилось, спасибо. Хотя тоже не без противоречий: "Первозданный Адам не имел ни малейшей склонности ко злу, был чист и невинен, однако же согрешил." - Это как если бы человек в "кошках" подскользнулся на льду? Вопрос известный, не первую тысячу лет обсуждается, конечно
Лично у меня никакого ропота на этот счёт нет, просто непонятно. Видимо, буду думать дальше, может где-то когда-то встречу то, что для меня это противоречие решит и я пойму. И всем того же желаю. У меня так обычно и происходит
Выскажу свое понимание этих вопросов.
1. Что такое первородный грех? Человек может делать как благие дела ради Бога, так и неугодные Ему дела, т.е. грех.
Обычно первородный грех определяют, как наследственную удобопреклонность уклонения в грех. В результате согрешения попадаем в сети дьявола, который удерживает нас в греховном состоянии. Отдав ему часть своей воли,
мы уже несвободны и наша воля уклоняется преимущественно в сторону греха, хотя это не исключает и делание добра. Возникают греховные привычки, привязанности, пристрастия.
Страсти захватывают в плен. «
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
(Рим.7:15-25).
2. В крещении отрекаемся от дьявола, освобождаемся от его власти и духовно рождаемся заново в состоянии чистым от любого греха, в том числе и от первородного греха, то есть от наследственной удобопреклонности к греху. «
Крещение не отъемлет самовластия и самопроизволения нашего. Но дарует нам свободу от тиранства диавола. который не может против воли нашей властвовать над нами» (преп.
Симеон Новый Богослов). Это духовное состояние подобно духовному состоянию Адама до грехопадения, который мог уклониться, как в сторону добра, так и в сторону греха (в падение). Если бы такого уклонения не было, то он бы и не согрешил. Но при этом
уклонение Адама в сторону греха не было удобопреклонным, то есть первосозданный Адам не имел первородного греха. Более того, можно сказать, что Адаму была свойственна удобопреклонность к добру, что, однако, не исключало уклонения его в грех. И только святые, которые, осознав и прочувствовав на своем опыте тяжкие последствия зла, и которые посредством деятельной веры в Святую Троицу стяжали Святого Духа и совершенную любовь к Богу, имеют преграду к уклонению в грех и потому уже неспособны согрешить.
Крещеный человек, хотя и освобождается от первородного греха, но не лишается способности уклонения в грех и после крещения может согрешить, как согрешил Адам и многие из нас. И естественно, что после согрешения крещеный человек вновь приобретает удобопреклонность к греху, которая может быть устранена покаянием в исповеди. Поэтому исповедь иногда называют вторым крещением, хотя исповедь ни в коем случае не заменяет крещение.
Только в крещении может быть очищен первородный грех. Чистоту человека от грехов восстанавливает, насколько я понимаю, и причастие Плоти и Крови Христа.
3. Следует различать последствия согрешения для земной жизни и для вечной жизни. Крещение стирает все грехи из книги жизни и освобождает от последствий этих грехов в вечной жизни. Однако последствия стертых грехов в крещении и в исповеди
могут проявляться в земной жизни в виде воздаяния за грех.
Например, за первородный грех в любом случае, хотя бы он и был очищен крещением,
неизбежно в земной жизни следует воздаяние тлением, болезнями и смертью.
Или, например, ребенок, лет трех-пяти, по непослушанию и неразумению своему взял спички и поджег игрушку посмотреть, как она будет гореть. И тогда,
хотя грех ребенку не вменяется и последствий в вечной жизни ребенка за него не будет, но последствия этого греха проявятся в земной жизни в виде пожара для назидания ребенка и родителей его.
Царю Давиду был прощен и стерт из книги жизни грех прелюбодеяния, но воздаяние за него долго преследовало царя в виде вражды с сыном.