Умное делание. Молитва Иисусова

Переславль Залесский
Православный христианин
Спасибо большое, Маргарита, буду пытаться и так.

Никодим, ну их эти помыслы, у меня от них до сих пор шок. Уже собиралась на прием к психотерапеву, чтоб дал таблеточку. Но прочитала, что таблетки только притормаживают передачу мозговых импульсов, а работать над душой все ровно придется.

Ну иногда, и в худом кране хватает заменить лишь прокладку, чтобы он не тек . К сантехнику мы иногда обращаемся. Но через какое-то время, он может опять потечь. Кран надо менять. В вашем случае , кран это внутреннее устройство, намерение. Вы осуждаете себя за слабость, за то что не в силах сдержать данное себе обещание. Это приводит к отсутствию мира в душе. От сюда и вольность помыслов и не крепкая вера, подпитанная самомнением. От сюда следует, что нужно научиться принимать себя такой какая есть, и не бояться смотреть на свои слабости и страсти. ТОЛЬКО тогда ты сможешь измениться, когда увидишь свою духовную ноготу. С того момента, просто не будет желания совершать глупые поступки. Понимаешь разницу? Не делать потому что нельзя... Или не делать, потому что нет желания...
 
Московская область
Православный христианин
Ну иногда, и в худом кране хватает заменить лишь прокладку, чтобы он не тек . К сантехнику мы иногда обращаемся. Но через какое-то время, он может опять потечь. Кран надо менять. В вашем случае , кран это внутреннее устройство, намерение. Вы осуждаете себя за слабость, за то что не в силах сдержать данное себе обещание. Это приводит к отсутствию мира в душе. От сюда и вольность помыслов и не крепкая вера, подпитанная самомнением. От сюда следует, что нужно научиться принимать себя такой какая есть, и не бояться смотреть на свои слабости и страсти. ТОЛЬКО тогда ты сможешь измениться, когда увидишь свою духовную ноготу. С того момента, просто не будет желания совершать глупые поступки. Понимаешь разницу? Не делать потому что нельзя... Или не делать, потому что нет желания...

Правильно ли я поняла, Никодим, что главная проблема не в навязчивых мыслях, а в том, от чего они появляются? Пыталась понять самостоятельно причину (у меня в основном нехорошие мысли против окружающих людей, неприязнь и т.д). Когда иду на поводу этих мыслей, все только усугубляется.
Вы правы, наши страсти-источник всего этого.
На исповеди конкретно спросила, в чем моя проблема, хотя ответ уже знала.
Причина-гордость и превозношение над людьми, вот откуда ноги растут.
Поэтому пока пытаюсь двигаться в это направлении, т.е видеть себя такой, какая я есть и делать все противоположное. Это сложно, ломаешь себя, просишь Бога помочь, так как сама ничего не могу.
В частности, для меня даже проблема общаться на этом форуме, так как моментально самомнение появляется, а это конец всему, что я с Божией помощью пытаюсь сделать.
Поэтому стараюсь больше читать, узнавать, а если и отвечать, то только из своего личного опыта.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Правильно ли я поняла, Никодим, что главная проблема не в навязчивых мыслях, а в том, от чего они появляются? Пыталась понять самостоятельно причину (у меня в основном нехорошие мысли против окружающих людей, неприязнь и т.д). Когда иду на поводу этих мыслей, все только усугубляется.
Вы правы, наши страсти-источник всего этого.
На исповеди конкретно спросила, в чем моя проблема, хотя ответ уже знала.
Причина-гордость и превозношение над людьми, вот откуда ноги растут.
Поэтому пока пытаюсь двигаться в это направлении, т.е видеть себя такой, какая я есть и делать все противоположное. Это сложно, ломаешь себя, просишь Бога помочь, так как сама ничего не могу.
В частности, для меня даже проблема общаться на этом форуме, так как моментально самомнение появляется, а это конец всему, что я с Божией помощью пытаюсь сделать.
Поэтому стараюсь больше читать, узнавать, а если и отвечать, то только из своего личного опыта.

Это всего лишь личный эгоизм. Путь эгоизма всегда с горги... :) Страсть,тоже следствие ...точнее даже последствие,но не причина. Гордость и превозношение....тоже последствие. В основе лежит наш выбор и наша воля,направленная либо к нам,либо во вне, как бы наружу. Это даже можно почувствовать.Намерение комуто помочь,будет движением воли и энергии из нас на ружу. Из сердца в мир. Эгоизм, всегда будет как губка впитывать в себя,и после зажиматься и лежать тяжестью на сердце,хотя может человек получить эфимерное удовлетворение от полученного. Позже,лукавое сердце,может оправдать себя 1000оправданиями,а это уже самомнение...приводящее к гордости.

Добавлю. впадения в страсти,это обличение человека в его невежестве. Это благой промысел о нас немощных Бога. Это как пьяница,может пить весь вечер,упасть в лужу, а на утро, увидеть в чем он и как выглядит,на трезвую голову. Православие дает шанс увидеть, как раз свое утренне послепохмельное состояние... :)
 
Московская область
Православный христианин
Это всего лишь личный эгоизм. Путь эгоизма всегда с горги... :) Страсть,тоже следствие ...точнее даже последствие,но не причина. Гордость и превозношение....тоже последствие. В основе лежит наш выбор и наша воля,направленная либо к нам,либо во вне, как бы наружу. Это даже можно почувствовать.Намерение комуто помочь,будет движением воли и энергии из нас на ружу. Из сердца в мир. Эгоизм, всегда будет как губка впитывать в себя,и после зажиматься и лежать тяжестью на сердце,хотя может человек получить эфимерное удовлетворение от полученного. Позже,лукавое сердце,может оправдать себя 1000оправданиями,а это уже самомнение...приводящее к гордости.

Добавлю. впадения в страсти,это обличение человека в его невежестве. Это благой промысел о нас немощных Бога. Это как пьяница,может пить весь вечер,упасть в лужу, а на утро, увидеть в чем он и как выглядит,на трезвую голову. Православие дает шанс увидеть, как раз свое утренне послепохмельное состояние... :)
Благодарю Бога за то, что дает мне возможность видеть мое "похмельное состояние".
Посоветуйте, стоит ли мне общаться на форуме?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
А почему нет? Очень удивляет вопрос... Это если обет послушания с наложением эпитимии молчния...Думаю такое только у искушенных монахов сейчас встретить можно, где нибудь в Лавре... или как говрит один мой знакомы игумен: "Не полезно, что в рот полезло..." это так ...шутя о страсти чревоугодия. :)
 
Московская область
Православный христианин
А почему нет? Очень удивляет вопрос... Это если обет послушания с наложением эпитимии молчния...Думаю такое только у искушенных монахов сейчас встретить можно, где нибудь в Лавре... или как говрит один мой знакомы игумен: "Не полезно, что в рот полезло..." это так ...шутя о страсти чревоугодия. :)

Не знаю, не уверена, что так. Вообще по натуре интроверт, в общении сильно не нуждаюсь, только временами... Чтобы понять у единомышленников, правильно ли я двигаюсь. Знания нужны, хотя они сами по себе не спасают.
Надеюсь, что поняли меня правильно. Обета, конечно, нет никакого. Как начала воцерковляться, стала замечать, что хочется больше быть одной. Молчание не раздражает, читаю, молюсь, веду нормальную жизнь, работаю, живу с сыном.
Спасибо Вам, что понимаете нас.
 
Сан Сити
Православный христианин
Ну иногда, и в худом кране хватает заменить лишь прокладку, чтобы он не тек . К сантехнику мы иногда обращаемся. Но через какое-то время, он может опять потечь. Кран надо менять. В вашем случае , кран это внутреннее устройство, намерение. Вы осуждаете себя за слабость, за то что не в силах сдержать данное себе обещание. Это приводит к отсутствию мира в душе. От сюда и вольность помыслов и не крепкая вера, подпитанная самомнением. От сюда следует, что нужно научиться принимать себя такой какая есть, и не бояться смотреть на свои слабости и страсти. ТОЛЬКО тогда ты сможешь измениться, когда увидишь свою духовную ноготу. С того момента, просто не будет желания совершать глупые поступки. Понимаешь разницу? Не делать потому что нельзя... Или не делать, потому что нет желания...

Ого, да Вы психолог, угадали на 99%. У нас это семейное. Вот этот чрезмерный максимализм-идеализм.
Вот только Вы пишете - осуждаю себя за слабость, что "не смогла" А как же иначе. А покаяние:confused: Чет вобще запуталась. Но мир уходит, это Вы верно подметили. Получается, большая разница между покаянием и самобичеванием, да?
 
Асино
Православный христианин
Получается, большая разница между покаянием и самобичеванием, да?

Огромная.
Более того, самобичевание вообще путь к унынию. От одного греха - в другой.
Это не значит что к грехам своим надо относиться наплевательски. Но есть себя - это совсем не то что каяться. Может первая и реакция и есть ужас и дикий стыд, но должны быть и последующие - обращение к Богу, подчинение Его Воле, понуждение себя делать правильно. Покаяние есть перемена и ума и образа действий.

Пал - не отчаивайся, поднимайся. О грехах своих плачь, а поднимайся.
"Держи ум во аде и не отчаивайся" Преподобный Силуан Афонский

Василий Александрович, "все одно сковорода" - это не Ваши мысли.
И "Бог тебя обязательно простит, чтоб ты не натворил..." и "Бог тебя никогда не простит, кайся, не кайся". И то и другое - это НЕ самого человека мысли. Пришли, пора плевать. Как на крещении. На кого - понятно.
 
Асино
Православный христианин
Вот позволю себе отступить.
Я очень плохо помню свое детство. Так, обрывочно. НО кое что все же помню четко. Вот я пацан совсем еще 8-9 лет. Чувство стыда - совесть - что ж я наделал, мама расстроится, человека обидел. "Я неправильный" почти нет мыслей. Больно, что другим плохо от тебя.
А чем старше тем больше самоедства, но и тем больше примешивается "а вдруг узнают", "а что подумают", "а это мне помешают", "как меня оценят". На самом деле в этом уже гордыни полно как это Я да не соответствую. А путь либо обратно - к этой чистой совести, а либо "вперед" когда гордыня своего даже под видом совести добьется и трансформируется - в ну и ладно кто они все такие чтоб меня судить, а если и переборет человек гордыню, то уныние - мне не подняться. И вот это самоедство и самооправдание - путь в никуда. А надо как в детстве - как другим то лучше будет. О себе поменьше...
Так вот стыд исповедаться это как раз второй стыд. Это не значит, что мы все донельзя испорченные, накопили с детства грехов, чего уж там. Это значит что надо к этому стыду соответственно относиться и преспокойно его выкинуть. А оставить стыд тот, детский.
И то что Вы Василий Александрович, в других видите большую чем Ваша веру и любовь к Богу это хорошо, если это искренне. От этого как раз в уныние впадать не надо. Что кругом столько хороших людей должно вызывать в нас искреннюю радость и благодарение Богу, что кого-то более нас посчитал Его достойным. Как с тем сапожником "Все спасутся - один я не спасусь". Только конечно - искренне так надо считать - спокойно без надрыва - и только на Бога возлагать о себе надежду. И без человекоугодия. Не выдумывать в себе такой настрой, а просто к нему придти, "родить" по настоящему такое понимание.
Тут, как говорится - делай так, как будто все спасение зависит только от Тебя, а молись так, как будто - только от Бога.
 
Сан Сити
Православный христианин
О чем мы и говорим!
Не больше, а целиком, только Христос меняет нас! А мысли лукавого не принимайте, старайтесь отличить ваши собственные мысли от бесовских. Если на душе плохо, смущение, раздражение, это все не от Бога. Вот тут самое время, поняв это, надо смиренно молиться, о чем собственно вся эта тема. Иисусова молитва-самая емкая по содержанию и короткая. Прочитайте внимательно всю тему от начала до конца.

Иисусова молитва таки помогает. Сегодня на своей шкуре испытала. Вначале Богослужения на меня опять напали ужасные мысли, смущение, страх, помыслы и ощущения гнали меня из церкви, это не передать словами. Но я начала про себя потихонечку читать Иисусову молитву, подпевать при песнословиях, а еще, как прочитала в советах старца Саввы, осенять сердце и ум мысленным крестом - и искушение отступило. Ближе к Причащению у меня даже получилось свободно обойти приложиться ко всем иконам, не реагировала на чужие взгляды. Сегодня целый день хорошее настроение, чувствую, что возвращаюсь к жизни. :)Слава Богу за Его помощь, Он действительно не оставляет прибегающих Иисусовой молитве.
 
М

Максим-лесник

Guest
Замечательные книги Н.М.Новикова об Иисусовой молитве на его сайте http://nnproekt.ru/index.html :

"Меч воина" - читать и скачать можно тут: http://nnproekt.ru/pages/books_4_1_4.html

"МОЛИТВА ИИСУСОВА
Опыт двух тысячелетий" (тома 1-й и 3-й): http://nnproekt.ru/pages/books_2_3_6.html (особенно хорош третий том, с подробным изложением практики молитвы, в т.ч., верной локализации удерживания внимания при ней)

"О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
Аскетический
трактат" : http://nnproekt.ru/pages/books_5_3_6.html

также на сайте есть и другие книги, статьи http://nnproekt.ru/pages/text_0_2.html и аудиозаписи.

..................................................................


Кандидат богословия игумен Петр (Пиголь) о серии книг «Путь умного делания»:

"Значительным явлением в церковной жизни наших дней стали публикации из книжной серии «Путь умного делания», привлекшие пристальное внимание всех, кто неравнодушен к исихастской тематике, кто всерьез интересуется вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. Авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова состоит из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой единым тематическим стержнем изданий. Это прежде всего обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий» (к настоящему времени вышло в свет три тома, четвертый готовится к изданию). В серию вошли также отдельные выпуски: книга «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» (2000) и одноименная брошюра (1999), книги «Подвиг в миру» (2006) и «Меч воина» (2009), сюда же следует отнести изданное на английском языке в США эссе «Two Elders on The Jesus Prayer» (2007). Проект серии, разработку которого Н. М. Новиков начал в 1997 году по благословению архимандрита Кирилла (Павлова), предусматривает дальнейшие выпуски, среди них книги: «Традиция», «Дух воина», «Сети», «Мистика иконы» и другие.

В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных серии «Путь умного делания», четырехтомник Н. М. Новикова был назван «исчерпывающей современной антологией на тему молитвы». Однако в данном случае термин «антология» отнюдь не точное определение жанра. «Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий» – это фундаментальный исследовательский труд, представляющий собой солидную монографию. Задачи, которые ставит перед собой автор, намного серьезнее, нежели общее ознакомление читателей со святоотеческим наследием и обзор соответствующей литературы. Это исследование значительно глубже и шире прочих современных публикаций, посвященных молитве, по преимуществу состоящих из более или менее объемных подборок отеческих цитат.

Одна из самых примечательных особенностей книг Н. М. Новикова в том, что они не утомляют читателя общими, отвлеченными рассуждениями о молитве, но, с одной стороны, ведут вглубь, к ключевым вопросам духовной жизни, с другой стороны – здесь можно найти важнейшие детали молитвенной практики, их разъяснение и скрупулезный анализ. А это как раз тот материал, который так сложно найти в доступных письменных источниках в силу давней исихастской традиции – устной передачи опытного знания. Впечатляет и широта авторского кругозора: на сегодняшний день в библиографическом списке указано около полутора тысяч литературных источников, использованных в работе над серией.

Значительность этого проекта нельзя недооценить. Притом что в центре внимания автора всегда остается молитвенный подвиг, книги не ограничиваются только историей и методикой молитвенной практики – содержание их отличается многосторонностью. Здесь затрагиваются самые разные аспекты церковной и общественной жизни и, вместе с тем, тончайшие вопросы внутренней жизни христианина.

Автор намеренно расширяет тематический круг, выходя за пределы аскетической литературы. Трезвый, рассудительный взгляд на окружающий мир необходим нам, чтобы правильно оценивать состояние той среды, в которой современный человек призван сражаться за свое спасение. Это касается и мирянина, и инока, неизбежно находящихся под влиянием общественно-исторических процессов, присущих их времени, а потому обязанных разумно строить свои отношения с внешним миром, дабы успешно созидать свою внутреннюю духовную жизнь.

Однако внимание к внешним, зачастую острым проблемам современности таит в себе известную угрозу отклониться от истинно традиционных духовных ценностей. Надо отметить, что в данном случае эта опасность успешно преодолена, благодаря сосредоточенности автора на Священном Предании Церкви и всецелой преданности святоотеческой Традиции. Отсюда то превалирующее значение, которое придается в книгах серии «Путь умного делания» верности духовно-культурному наследию предков и укорененности в предании отцов Церкви.

И тем не менее, занимаясь исследованием древнейших традиций аскетической науки, автор не отрывается от реалий современной жизни, не забывает о своей главной задаче – дать нам, сегодняшним христианам, опору для конкретных практических шагов, вводящих в таинство молитвенного приближения к Богу. Что может быть важнее для нас?! Особенно если учесть, что путь умного делания признается святыми отцами необходимым средством для полного очищения души от греховных страстей, достижения богопознания и восхождения к христианскому совершенству.

Отметим еще одно из несомненных достоинств книг серии «Путь умного делания» – общедоступную форму изложения. Учитывая тематику, надо признать: достичь этого очень непросто. И не случайно среди основных задач автора, которые он сам перед собой ставит, выделяется следующая: «подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди самой различной меры опытности». Результат налицо, и в этом могут убедиться читатели – в своих книгах Н. М. Новикову удается сложнейшие богословские и аскетические темы раскрыть в самой доступной и ясной форме. Нужно ли пояснять, что подобные задачи не решаются без помощи Свыше... Здесь, надо полагать, сказывается личный молитвенный опыт автора. Будем надеяться, что к общей молитве за успешное осуществление этого столь актуального и, без преувеличения скажем, уникального проекта присоединится и благодарный читатель."

………………………………

Описание: Дорогие братья и сестры!

Перед нами серия книг, которая дает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно изложенное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но, в то же время, неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике.
Одна из примечательных особенностей данных книг в том, что они дают возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.

Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующемуся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыскать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. При этом книги не ограничены молитвенной тематикой как таковой, взгляд на проблему много шире. Читателю дается опора для понимания сущности духовной жизни в целом. Автор-составитель книг вводит в круг важнейших вопросов, от которых зависит не только степень преуспеяния в молитвенном делании, но и наше спасение вообще.
Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Богородицы в Крылатском
.......................................................


Н.М.Новиков:

"Наши публикации и аудиобеседы обращены к людям, ищущим духовного совершенствования, а наша цель – привлечь внимание к святоотеческой традиции, познакомить с основами аскетического учения Православной Церкви, дать представление о принципах и методах исихастской практики.

Исихазм, как наиболее возвышенный вид подвижнической жизни, как самый прямой путь к достижению христианского совершенства, к стяжанию обожения Святым Духом, от начала воцерковления Руси стал стержневым направлением духовного подвига наших предков. И хотя в древней отечественной традиции мы не встречаем термина исихазм, само это понятие неразрывно связано с русской аскезой, только бытовало оно в иных лексических формах: это, прежде всего, подвиг священнобезмолвия, это умное, или внутреннее, делание, это трезвение, или умно-сердечная молитва.

Особо отметим то, что содержание наших книг и бесед имеет разные планы. С одной стороны, они рассчитаны на самый широкий круг христиан, готовят начинающих к овладению навыком словесной молитвы и переходу к молитве умной. С другой – здесь же найдут для себя полезный материал те, кто уже имеет опыт умно-сердечного делания и устремлен к стяжанию начальной исихии, те, кого интересуют особенности подходов к соединению ума с сердцем и использование художественных приемов. Надеюсь, публикуемые нами материалы смогут помочь углубленности в молитвенную жизнь, помогут предупредить угрозу вражеских нападений, подскажут, как уберечься от преткновений на этом пути. .."

........................................


"Книжная серия Н. М. Новикова – это значительное явление в церковной жизни наших дней, привлекшее пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики.
В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных проекту «Путь умного делания», обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова.

Опыт двух тысячелетий» признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени по этой тематике."

Игумен Петр (Пиголь)

........................................
 
Нижнекамск
Православный христианин
Молитву Иисусову творить непрестанно, только с разрешения духовника. И творить стоит после очищения сердца своего от страстей.
Господи помилуй. На исповеди батюшка сам говорит молись, читай Иисусову молитву. Вот ведь и в церковь пришёл, уже труд. Старайся. Бог поможет.
 
Молитва Иисусова,сделана шёпотом и умом (или умом),для мирянина может служить как фокусировка в предверии к покаянному настроению. А дальше находясь в таком положении можно начать следить за тем,что еще будет просить ваш дух,молитв или чтения. То есть она как начало или конец ваших духовных упражнений.
Христианин без этой молитвы не сможет понять истин веры,она очень хорошо культивирует дух,и даже в самых малых количествах.
 
Нижнекамск
Православный христианин
По себе замечаю много разного и вывод сошёлся на мысли, быть в себе самом где стоишь на обращении к Богу в житейской суете. Эта суета необходима для жизни, чтобы прокормиться, одеться, за всё должное заплатить, что имеешь. Также и подать, пожертвовать (усердным). В этом есть смысл и прошение само начнёт звучать в тебе самом, ты живёшь прошением с каждым обращением к Богу. Вся наша жизнь становится ничтожеством перед Владыкой (Пресвятая Троица помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наша...), мы грешны и умное делание помогает нам не гнить с головы, блюсти себя в сохранности Именем Господним. Не заморачивайтесь в мудрованиях, в себе ищите, себя копайте, себя понуждайте, просите, молите Царя Славы, Он обещал даром давать. Пробуждайте в себе желание, живите его Христа ради в себе самом, дайте жизнь усердию вашему. Помогай вам Бог и Ангел Хранитель, их просите не устанно, Ангел Хранитель только и ждёт, когда призовёте его в друзья себе в деле спасения и защиты души.
 
Мне книги Новикова о молитве - не понравились.
Слишком сложно, слишком заумно. Часто автор направляет ум читающего не внутрь себя, но вне себя, то есть, как бы для борьбы за чистоту вообще - православия.
Но бороться за чистоту православия не очистив от страстей, прежде всего - себя самого?!
Не мое это.
.
Того что пишут о молитве святые отцы церкви (прославленные церковью), этого, по моему мнению, уже - вполне достаточно чтобы понять вообще почти все основные отправные точки для своей внутренней молитвы.
 
Теперь непосредственно по теме данной в заголовке.
Мое мнение такое.
Молитва Иисусова (да и любая другая) если она практикуется долго и добросовестно, она меняет ВСЕГО человека. Меняет его образ жизни, круг знакомых, внутренние убеждения и прочее.
Это изменение, под действием молитвы, сложно, глубоко, у каждого индивидуально.
.
Прошу понять меня меня правильно, чем более времени тратит человек на молитву, тем менее он потом, наверное, пожелает говорить о молитве что-либо от себя на форумах.
.
Следует учесть, что тот кто ищет непрестанной молитвы - обрекает себя на перестройку по образу и подобию Бога. Эта внутренняя перестройка: нелегкое, непростое дело. Не все могут перенести десятилетия неизбежной внутренней тьмы, неопределенности и недоумения мыслей, и пережив все это - выйти на ступени бесстрастия.
Я более 23-ех лет ищу молитву и чем долее ищу, тем менее тянет говорить о молитве.
Трудное это дело - непрестанная молитва. Очень трудное. Поэтому и не хочется говорить о молитве, что в молитве людям свойственно искать не молитву саму по себе, но свои ложные бесчисленные представления о молитве.
.
Наиболее хорошо о молитве сказал Феофан Затворник: "Главный же плод молитвы Иисусовой не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение о грехах. Чувство покаяния хранит молящегося человека о всех козней диавольских"

Невозможно переоценить НЕОБЫЧАЙНУЮ ДУХОВНУЮ ЦЕННОСТЬ этого краткого и точного высказывания Святителя Феофана. Именно страх Божий и покаяние, если они увеличиваются - то это является признаком того что душа идет к спасению, а если уходит покаяние и начинается мечтательное услаждение молитвой, то это начало сильной духовной прелести
 
Сверху