Субботство

Привожу выдержку из одной, пока ещё не изданной, книги:
[Отвлечёмся, и ещё раз рассмотрим, как люди удовлетворяют потребность в информационной пище. Нетрудно видеть, что многие весьма прожорливы, и притом неразборчивы в еде, так что Апостол даже говорит о таких: "их конец - погибель, их бог - чрево" (Флп 3.19). Потребность в информационной пище оправдана для ребёнка, чьи разум и чувства находятся в процессе роста, развития; для большинства же взрослых, прожорливость не более, чем дурная привычка. Вы можете вспомнить, что вы читали в газете или смотрели по телевизору, допустим, три недели назад? Зачем же прогонять сквозь чрево такое количество информационной мякины? "Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими" (Евр 13.9, о том же Рим 14.17, 1Кор 8.8). Во внешнем пища необходима для обеспечения плоти энергией, чтобы плоть была в состоянии куда-то ходить и что-то делать. Добро бы это хождение и делание приносило пользу ближним, в первую очередь детям и немощным. Увы, большая часть нашей деятельности - бессмысленная суета; то же и во внутреннем. Заметьте, что ни Христос, ни Апостолы не отменяли Моисеевой заповеди о дне субботнем*, напротив, Апостол Павел говорит: "для народа Божия ещё остаётся субботство" (Евр 4.9).
.........................................................................
Заметим, что потребности тела в пище и движении** тягостны, как и всякая иная зависимость. Есть ли у Бога потребность творить***? Есть желание, но потребности - нет. Бог в любом случае самодостаточен - и когда творит мир, и когда пребывает в покое, сокрытый в Самом Себе. "Итак, постараемся войти в покой оный" (Евр 4.11, вспомните и Быт 2.2,3).]
* Суббота с древнееврейского - покой, прекращение действия. Заметьте, что покой можно понимать двояко - как покой внешний и как покой внутренний - прекращение деятельности ума.
** Речь опять же идёт о деятельности ума.
*** Речь идёт о творении нашего внутреннего мира - мира мыслей и чувств.
Ваши комментарии...
 
Москва
Крещён в Православии
Текст цитаты говорит не о временном (материальном), но о вечном. Плоть-то помрёт, а разум с чувствами будут жить... вечно...
Есть подозрение, что и иных местах Священное писание говорит опять-таки о вечном, а о временном (материальном) - лишь постольку поскольку они похожи (например тело по своему строению, способностям, отправлениям сходно с нашей плотью).
 
Москва
Крещён в Православии
Текст цитаты говорит не о временном (материальном), но о вечном. Плоть-то помрёт, а разум с чувствами будут жить... вечно...
Есть подозрение, что и иных местах Священное писание говорит опять-таки о вечном, а о временном (материальном) - лишь постольку поскольку они похожи (например тело по своему строению, способностям, отправлениям сходно с нашей плотью).
Ну, а при чем здесь Субботство? И вообще к чему вышеприведенная цитата? Мне, например, непонятно о чем вы хотите говорить в этой теме.
 
Мне, например, непонятно о чем вы хотите говорить в этой теме.
О субботстве.
О том, следует ли понимать всё сказанное в Библии по плоти (например, запрет на вкушение крови или свинины). А, если не следует, то почему мы не исполняем заповедь о субботе, согласно с её внутренним смыслом?
А то ведь Апостол говорит: "закон духовен"; а мы всё по плоти, да по плоти...
 
Москва
Крещён в Православии
О субботстве.
О том, следует ли понимать всё сказанное в Библии по плоти (например, запрет на вкушение крови или свинины). А, если не следует, то почему мы не исполняем заповедь о субботе, согласно с её внутренним смыслом?
А то ведь Апостол говорит: "закон духовен"; а мы всё по плоти, да по плоти...
Как вы думаете, почему сам Христос нарушал закон о субботе? Может быть закон о субботе был доведен до абсурда и утратил духовный смысл к тому времени, когда пришел в мир Господь?
 
Тогдашние (да и нынешние) иудеи понимали закон о субботе именно по плоти, поэтому Христос и игнорировал это (внешнее) установление. Внутренний смысл этой заповеди Христос, несомненно понимал и исполнял её (сравните: "пришёл не нарушить закон, но исполнить"). Но даже и по внутреннему смыслу эта заповедь перекрывается главнейшей - заповедью о любви. Поэтому "не человек для субботы, но суббота для человека". То есть субботство - ВНУТРЕННЕЕ делание, не привязанное к конкретному дню недели. Оно может нарушаться, если этого требует любовь к ближнему. В остальных же случаях эту заповедь следует исполнять (естественно по духу, а не по плоти).
 
Москва
Крещён в Православии
Я с вами во многом согласна, но хотелось, чтобы вы раскрыли понятие о внутреннем делании субботы. Что это такое?
 
Субботство - безмолвие ума. Вы знаете, как формулируется православный образ молитвы: "ЗАТВОРИ ум свой в словах молитвы". Наверняка вам знакомо и то, что ум не хочет затворяться, а хочет есть (информацию), ходить (мыслями - по всяким посторонним предметам, хотя бы и, по-видимому, благочестивым), делать (выводы из всяческих исходных предпосылок). То есть к безмолвию ум приходится понуждать.
Заметьте, что безмолвие, достигаемое путём молитвы, может достигаться и непосредственно (в молитве мы применяем метод "вытеснения" мыслей). Ну, тут я уже хожу вблизи восточных традиций, что ортодоксами сильно не приветствуется. Однако же, заметьте, что Богу интересны не наши слова, а наши ЖЕЛАНИЯ (как в псалме: "Испытующий СЕРДЦА и утробы". Сердце - место желаний.) Поэтому желание вернуться к Богу - первично, слова - вторичны.
 
Москва
Крещён в Православии
Субботство - безмолвие ума. Вы знаете, как формулируется православный образ молитвы: "ЗАТВОРИ ум свой в словах молитвы". Наверняка вам знакомо и то, что ум не хочет затворяться, а хочет есть (информацию), ходить (мыслями - по всяким посторонним предметам, хотя бы и, по-видимому, благочестивым), делать (выводы из всяческих исходных предпосылок). То есть к безмолвию ум приходится понуждать.
Заметьте, что безмолвие, достигаемое путём молитвы, может достигаться и непосредственно (в молитве мы применяем метод "вытеснения" мыслей). Ну, тут я уже хожу вблизи восточных традиций, что ортодоксами сильно не приветствуется. Однако же, заметьте, что Богу интересны не наши слова, а наши ЖЕЛАНИЯ (как в псалме: "Испытующий СЕРДЦА и утробы". Сердце - место желаний.) Поэтому желание вернуться к Богу - первично, слова - вторичны.
Безмолвие, это уже высота совершенного. Нам бы мирянам хотя бы суметь на 15-20 минут затворить свой ум в молитвенное правило. Очень часто эти несколько минут превращаются в настоящую брань - помыслы мечут свои стрелы непрестанным шквальным огнем... Если имеете положительный опыт, поделитесь им, может быть он окажется для кого-то полезным.
 
Москва
Православный христианин
Святые отцы,достигшие совершенства и имевшие великий духовный опыт, единогласно предостерегают нас от делания, которое не соответствует нашему духовному возрасту. Это грозит большими опасностями, пленением от врага, духовными заблуждениями и падениями.
Преподобный Иоанн Лествичник

Лествица или скрижали духовные

Слово 27
О священном безмолвии души и тела
  1. Мы, будучи всегда как бы купленными и крепостными рабами нечистых страстей, по собственному опыту отчасти знаем обольщения, обычаи, волю и коварства духов, владычествующих над бедною нашею душою. Но есть и другие люди, которые имеют ясное познание козней бесовских действием Святого Духа, избавившего их от мучительства сих супостатов. Ибо иное дело судить об отраде здравия по болезненным ощущениям недуга; а иное дело, по благодушию в здравии познавать и различать скорбь, происходящую от болезни. Посему мы, как немощные, боимся теперь в слове сем любомудрствовать о пристанище безмолвия, зная, что при трапезе доброго братства всегда предстоит некоторый пес, старающийся восхитить с оной хлеб, то есть душу, и держа ее в своих челюстях, отбежать и пожрать ее в безмолвии. Итак, чтобы слово наше не дало места адскому оному псу, и вины ищущим вины (то есть повода искушаемым безвременным желанием безмолвия), мы считаем, что нам не должно теперь беседовать о мире с мужественными воинами Царя нашего, находящимися на брани. Скажем только, что и тем, которые мужественно подвизаются в общежитии, сплетаются венцы мира и тишины.
 
Москва
Православный христианин
:) Думаю на форумах мы таких не найдем, кроме пытающихся наивно "соединить" медитацию и молитву.
А как их можно соединить? Вот, например у Исаака Сирина, это описывается так - молитва сама собой останавливается (!) и разум переходит в безмолвие, которое, впрочем, тоже имеет две ступени - т. н. "тёмное безмолвие" и высшее - когда человек наполняется Святым Духом.
Безмолвие имеет интересный "побочный эффект". Алексия Мечева в годы революционного лихолетья часто спрашивали как молиться о пропавших без вести - за здравие или за упокой, и всегда получали правильный ответ (что выяснялось, естественно, позднее). Когда Алексия Мечева спросили о природе этого дара, он ответил, что ПЕРВАЯ, приходящая после краткой молитвы мысль всегда является правильной. А вот это уже может быть всем нам полезным! Дело в том, что у человека, имеющего соответствующий навык, после молитвы случается краткий миг безмолвия. Бог может ответить на любой наш вопрос - Ему ведь не жалко, но ответ мгновенно затеряется в хаосе снующих в голове мыслей. Кроме того, последующие за ответом мысли, могут принять такой оборот: наверное надо поступить/сказать по другому потому что... и т. д.
Мне думается, что для нас, нынешних практика безмолвия гораздо сложнее, нежели для живших тысячу, да даже и двести, лет назад. Но тут, памятуя, что "суббота для человека", на ум приходит такая мысль: возможно, что человек "навостряющий ум" в рамках православной традиции с годами может обрести искомое свойство, минуя практику безмолвия. Искомое свойство - всегда и во всём исполнять волю Божию.:)
 
Москва
Православный христианин
А как их можно соединить? Вот, например у Исаака Сирина, это описывается так - молитва сама собой останавливается (!) и разум переходит в безмолвие, которое, впрочем, тоже имеет две ступени - т. н. "тёмное безмолвие" и высшее - когда человек наполняется Святым Духом.
Это очень высокое молитвенное состояние совершенных, и естественно, что Вы его не поняли. Темноты в молитве к Богу у святых не было, и быть не могло, ведь они были в Богообщении - в Свете Божественном.

Безмолвие имеет интересный "побочный эффект". Алексия Мечева в годы революционного лихолетья часто спрашивали как молиться о пропавших без вести - за здравие или за упокой, и всегда получали правильный ответ (что выяснялось, естественно, позднее). Когда Алексия Мечева спросили о природе этого дара, он ответил, что ПЕРВАЯ, приходящая после краткой молитвы мысль всегда является правильной.
Это не эффект безмолвия. Это дар Бога Его иереям, действие благодати священства.

Мне думается, что для нас, нынешних практика безмолвия гораздо сложнее
Для нас нынешних такая практика просто опасна. Послушаемся лучше предостережений святых отцов:
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение Современному монашеству

Глава: Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом

Для начинающих монашескую жизнь более приличествуют общежительные монастыри как представляющие собою обширное поприще для исполнения евангельских заповедей.
Общее правило заключается в том, что инок должен сперва обучиться деланию заповедей в обществе человеческом, в котором делание душевное сопряжено с деланием телесным, а потом уже, достигши достаточного преуспеяния, заняться исключительно душевным деланием в безмолвии, если окажется способным к нему. Способны к безмолвию редкие. ... Душевным деланием мы вступаем в мир духов, для чего именно опытные иноки и удаляются в уединение. В мире духов первоначально встречают христианина падшие духи, как принадлежащего к сонму их душею по причине падения.... Духи удобно убивают вступившего в борьбу с ними без надлежащей опытности и без надлежащего приготовления. Исполнение заповедей в обществе человеческом доставляет исполнителю опытное, самое ясное и самое подробное познание падшего естества человеческого и падших духов, с которыми посредством падения человечество вступило в общение и в один разряд существ отверженных, враждебных Богу, обреченных на погребение в темницах ада. Святые отцы утверждают, что «истинно хотящий спастись должен сперва в сожитии с людьми претерпеть досады, бесчестия, лишения, уничижения, освободиться от влияния чувств своих и тогда уже пойти в совершен*ное безмолвие, как явил в Себе и Сам Господь наш Иисус Христос, ибо Он, претерпев все сие, взошел, наконец, на Святой Крест, что значит умерщвление плоти и страстей и святое, совершенное успокоение». То знай наверно, что ты везде преуспеешь, и в общежительном, и в штатном монастыре, если займешься изучением и исполнением евангельских заповедей; напротив того, везде останешься без преуспеяния и чуждым духовного разума, везде придешь в состояние самообольщения и душевного расстройства, если пренебрежешь изучением и исполнением евангельских заповедей.
 
Это очень высокое молитвенное состояние совершенных, и естественно, что Вы его не поняли.
Ну естественно, куда уж мне, тупому...:mad: Возьмёте в ученики?:p

Это дар Бога Его иереям
И мирянам - шуршите литературой

Для нас нынешних такая практика просто опасна.
:)Любая практика опасна. И вообще жить - опасно. Не ходите дети в Африку гулять...:pРазрешите прожить мне мою жизнь опасно?:D Мне ж годков то уже не семнадцать...
 
Москва
Православный христианин
:)Любая практика опасна. И вообще жить - опасно. Не ходите дети в Африку гулять...:pРазрешите прожить мне мою жизнь опасно?:D Мне ж годков то уже не семнадцать...
Есть верная русская пословица о так случаях: Вольному воля, спасённому - рай.
 
оренбург
Православный христианин
Когда Алексия Мечева спросили о природе этого дара, он ответил, что ПЕРВАЯ, приходящая после краткой молитвы мысль всегда является правильной. А вот это уже может быть всем нам полезным!
Серафим Саровский говорил об этом также.
Мне думается, что для нас, нынешних практика безмолвия гораздо сложнее, нежели для живших тысячу, да даже и двести, лет назад.
Это врядли. Потому что "... Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,"
 
Сверху