Здравствуйте, Андрей!
В результате победы Христа над адом ад перестал быть неизбежным посмертным пристанищем человеческих душ. Это с одной стороны, а с другой, с созданием Церкви даже и участь тех грешников, которые попадают во ад, может быть значительным образом изменена по её соборным молитвам, по частным молитвам её отдельных представителей (христиан). Это изменение может выражаться и в улучшении участи тех или иных грешников при продолжении их пребывания в аду, и в том, что однажды кто-то из грешников всё же наследует Царство Божие.
Тем же оппозиционерам, которые настаивают на принципиальной невозможности перехода из ада в Райские обители, уместно обратиться к текстам церковных молитв, которые содержат прошения о переселении душ грешников, содержащихся в аду, в Славные обители. Вот лишь некоторые фрагменты такого рода текстов: "
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче"; "
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная"; "Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей
(имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и
да́руй им Ца́рствие Небе́сное".
Об упокоении кого читаются эти молитвы? Неужели исключительно об упокоении святых, которые, собственно, являются наследниками Царства Небесного, Царства Божьего? А если Церковь призывает молиться за усопших грешников, то неужели призыввает просить Бога о том, что безусловно невыполнимо? Неужели учит ложным молитвам? Отнюдь. Церковь есть столп и утверждение истины
(1Тим.3:15).
Благодарю за вопрос!