Спасибо, Максим, посмотрел – и не разочаровался, но задумался.. Мне кажется, что сериал "Монастырь" говорит не столько о противостоянии святой и грешной жизни, а о диалектическом единстве и противоположности плотского существования и Жизни в полном смысле этого слова. Фильм – это развернутый рассказ о силе мирского соблазна, о том, что, не предавшись пороку, не получится следовать по пути святости - как якобы любил говорить Григорий Распутин "Не согрешишь - не покаешься..." Думается, что в этой оспариваемой нравственной установке и заключается повод к запрету на выдачу прокатного удостоверения. Сюжет, поднимая тему соблазна, тесно перекликается с чеховским рассказом «Без заглавия». Там старый монах уходит в мир проповедовать святость среди грешников, но, разочаровавшись в своём благом побуждении, и вернувшись в монастырь, рассказывет братьям о том, что он увидел в «греховном» мире, по сути, выступая с проповедью о том, какой он соблазнительный этот грех. И, парадоксальным образом эта проповедь, полная осуждения, оказывается намного эффективнее той проповеди покаяния, с которой он шёл к грешникам. В результате монахи уходят в город, наслушавшись рассказов настоятеля, чтобы узнать какова она - реальная жизнь и даже страх наказания Господня за грех их не останавливает. Так и в фильме описание «красоты» разврата и «пленительности» блуда настолько гедонистичны и детальны, что могут соблазнить и самых невинных. Основная идея фильма утверждает, что соблазн – это точка живой жизни, и если он исчезнет, то мы утеряем нечто очень важное, что даёт человеку ощущение счастья, пусть даже сомнительного и ненадежного. Нет, я не вижу в фильме оскорбления чувств верующих, но скорее есть непонимание авторами смысла спасения в монашестве - своего рода антиреклама монастырского уклада.. Прекрасна работа оператора, однако слащавый елейный финал, в котором бывшая блудница Мария находит свое счастье с отцом Варсонофием, всё портит - он фальшив и надуман, показан по типичному голливудскому шаблону хэппи-энда. То, что для верующего человека будет переживаться как катастрофа - уход инока из монастыря, отказ от обетов - здесь преподносится как идиллия, как счастливая развязка драмы. А ведь если монах проигрывает в духовной борьбе между святостью и мирским миром – это всегда трагедия, кризис смысла жизни, духовная смерть. Невольно напрашивается сравнение с намного более правдивым фильмом «Грех. История страсти» (1993), где тоже поднята проблема духа и плоти, земного и небесного. Случайная встреча круто изменяет жизнь героев фильма – юной красавицы и аскетичного иеромонаха. Страстно влюбившаяся в него девица искушает монаха, пытаясь заставить своего избранника вернуться в мирскую жизнь и отказаться ради ее любви от служения Богу. Девушка добивается своей цели, но, совратив иеромонаха, она обрекает его на нравственную деградацию и трагическую гибель. И далее следует логическая развязка: она уходит в женский монастырь на вечное покаяние