Помогите понять! Евангелие говорит, что Иоанн Предтеча ещё до пришествия Христа совершал обряд крещения людей в водах Иордана, и от него крестился и Сам Христос. Но
название этого таинства происходит от слова "крест", т.е. это Таинство совершается силою Креста Господня, а Свою благодатную и спасительную силу Крест обрёл лишь после распятия Христа и Его Воскресения. Как же Предтеча мог совершать Крещение до этого?
Мир Вам! Не Вы первый задаете этот вопрос. Я также интересовался этим моментом, но не получил вразумительное пояснение.
Более того, во многократных разговорах со свидетелями Иеговы (СИ) я получил довольно странное пояснение, мол, слова "крест" и "крещение" не являются однокоренными, поэтому параллель между "крест" и "крещение", по их мнению, проводить нельзя. Я им привожу аргументы из лингвистики, что в однокоренных словах буквосочетание "ст" может переходить в суффикс "щ" (мост - мощение, рост - приращение, выращивание; по аналогии,- крест - крещение, филологи не возражают). Однако СИ это не воспринимают, потому что, по их убеждению, Христос не был распят на кресте, а был подвешен на столбе пыток. Тем не менее, СИ именно КРЕСТЯТ своих адептов и прием в их конфессию происходит через обряд КРЕЩЕНИЯ. Когда им пытаешься указать на это явное противоречие, возникает глухая стена непонимания и отторжение достаточно весомого аргумента в пользу распятия Иисуса именно на Кресте.
Кроме того, я не получил ответ на вопрос, как понимать отрывок из Библии Мф.16:24 "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми КРЕСТ свой, и следуй за Мною". По-моему, до Крестной смерти Спасителя крест был всего лишь позорным орудием пытки и умерщвления преступников. Только после Крестной смерти Иисуса Крест стал символом величайшей жертвы, принесенной Христом, во имя нашего спасения. В толкованиях Святых Отцов на этот стих (см. толкования на Мф.16:24,
www.optina.ru/new:mf:16:start ) я не нашел ответа на свой вопрос. Отцы Церкви в символическом смысле приводят толкования о "несении нами своего креста". Скорее всего, я либо что-то не дочитал, либо до конца не осмыслил, если у кого-то есть внятное пояснение - буду рад услышать.
Георгий77 резонно заметил, что лишь в славянских переводах Иоанн Предтеча именуется Иоанном Крестителем. По-гречески же и по-латыни его имя звучит, как Иоанн Баптист ("Погружающий") от греческого слова "баптизо" - "погружать". Как, в таком случае, он мог называться Крестителем, если на тот момент Иисус еще не был распят?
Вопросы, конечно, есть, однако я воспринимаю все изложенное выше как устоявшиеся в православной традиции привычные стереотипы, которые не оказывают принципиального влияния на понимание (по крайней мере, мною) Священного Писания. Поэтому я стараюсь не "зацикливаться" на подобных нюансах. Но, как мне кажется, приведенный мною аргумент является весомым доводом в защите перед СИ христианского убеждения именно в Крестной смерти Спасителя. Храни Вас Господь!