Психология и вера

Псков
Православный христианин
Светская психология будет пытаться решать проблемы человека только в психологический (душевной) плоскости, не признавая и игнорируя духовную вертикаль бытия, т.е. вдали от истины.
Ведь неверно работать с человеком на уровне души(психики), отрицая ее связь с телом и духом. Эти три составляющие человеческой личности оказывают взаимное влияние.
Я думаю, что психологическую помощь нуждающемуся человеку стоит рассматривать как временную, первостепенную помощь при возникших проблемах. Как таблетку при боли: принял и снял боль(временно), а потом нужно искать и устранять глубинные причины проблем, а они. в свою очередь, всегда являются следствием "перекосов" в душе человека. Если бы у людей не было проблем в душе, то и помощь психологов не потребовалась бы.

Казалось бы, всё можно решить и без помощи психологов, если обратиться к "инструментам" Православия: молись. причащайся, постись и всё у тебя будет хорошо, но людям часто нужна помощь "здесь и сейчас", а на молитвы и прочее у них нет ни воли, ни желания. Нужно простить им такие слабости. Со временем всё может измениться к лучшему в духовной сфере людей. а пока и психология со своим несовершенным подходом нужна именно для таких вот случаев.
 
Православный христианин
Как раз обратная ситуация- когда долгие годы осознанной веры (с изучением, чтением соответствующей лит-ры, регулярным участием в Таинствах, молитвы по мере сил) не приводят к решению внутренних проблем.
Услышала мнение православного психолога такого содержания "человеку мешают идти к Богу внутренние конфликты" (например, есть известное выражение "Кто в отце не видел бога, тот в Боге не увидит Отца", т.е. речь идет о детских психотравмах, и т.д.).
И когда начинаешь анализировать, то действительно, очень явно просматриваются причинно-следственные связи.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Юлия, может быть, стоит признать свои обиды, свое неприятие близких, даже обоснованность этго неприятия, а потом покаяться в этом, попросить у Бога помощи в прощении обид? Не примите за рекомендацию, это так размышления.
 
агностик
Интуитивно я с этим согласна. Но как-то смущает, что на протяжении стольких веков люди обходились без психологов, это совсем новое направление. То есть, раньше у священников было "больше благодати", поэтому они могли помочь?
Да, но раньше людям и в целом тяжелее жилось. Обходились ведь не только без психологов, но и без многих других полезных вещей.
К тому же, сегодняшняя жизнь сильнее отличается от того стиля жизни, который для нас более естественный. Человеческая психика не слишком хорошо приспособлена к существованию в мегаполисе, например. Отсюда рост случаев депрессии, психических отклонений и прочего - т.е. бОльшая необходимость в психологах.
 
Православный христианин
Юлия, может быть, стоит признать свои обиды, свое неприятие близких, даже обоснованность этго неприятия, а потом покаяться в этом, попросить у Бога помощи в прощении обид? Не примите за рекомендацию, это так размышления.
Так в этом вся загвоздка и есть- и покаяние/исповедь, и психология- это об одном и том же, когда на себя человек посмотрит со стороны и сделает правильные выводы, начнет изменять себя. Только в одном случае-просто ожидание помощи Божией в этом, без каких-то результатов (смиренное, или все-таки пассивное?), а в другом случае-человек предпринимает активные действия, и ему вроде бы даже обещают какие-то видимые результаты.
 
Последнее редактирование:
Псков
Православный христианин
Юлия, может быть, стоит признать свои обиды, свое неприятие близких, даже обоснованность этго неприятия, а потом покаяться в этом, попросить у Бога помощи в прощении обид? Не примите за рекомендацию, это так размышления.
Совершенно верно рассуждаете. Это можно и нужно рекомендовать тем людям, которые искренне хотят выйти из замкнутого круга проблем.
 
Псков
Православный христианин
Как раз обратная ситуация- когда долгие годы осознанной веры (с изучением, чтением соответствующей лит-ры, регулярным участием в Таинствах, молитвы по мере сил) не приводят к решению внутренних проблем.
Услышала мнение православного психолога такого содержания "человеку мешают идти к Богу внутренние конфликты...
Всё верно. Человек не может принять волю Творца. если его душа противится этому. А противится она потому, что загрязнена всяческим негативом. В ней обиды, сожаления. уныния, агрессия и т. п. С таким тяжким негативным грузом никуда не уйдёшь. Нужно просить у Бога прощения за такое ошибочное мышление.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Так в этом вся загвоздка и есть- и покаяние/исповедь, и психология- это об одном и том же, когда на себя человек посмотрит со стороны и сделает правильные выводы, начнет изменять себя. Только в одном случае-просто ожидание помощи Божией в этом, без каких-то результатов (смиренное, или все-таки пассивное?), а в другом случае-человек предпринимает активные действия, и ему вроде бы даже обещают какие-то видимые результаты.
Я думаю, что не совсем одно и то же. Психология помогает выявить эти проблемы. Проблемы могут быть и те, в основе которых лежит грех, и так сказать - безгрешные (скажем, пониженное настроение или страхи из-за физиологических причин - болезни щитовидной железы, истощение после инфекционного заболевания). Иногда для того, чтобы начать здраво рассуждать, необходимо просто успокоится (сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, попить воды). Психология не поможет разглядеть грех в себе, но поможет понять ситуацию.
Покаяние же - изменение себя при активной Божией помощи. Увидеть и признать в себе грех можно при помощи Бога. Мне думается, что именно по этой причине атеисты считают себя праведниками. И далее, признав грех, признав, что оно во мне есть, что я вот такая/такой, начать бороться с этим грехом, призывая на помощь Бога. Соработничество Бога и человека.
 
Сверху