Когда то и сам, а когда то и не сам. Пример - Иов Многострадальный.
Хотя может и сам. Не будь Иов праведным, Бог бы не послал его искусить.
Почему то святые отцы совсем почти об этом напрямую не говорили (причины молитв за врагов). Может это уже само по себе подразумевает. Ведь человек зол не сам по себе. Бог создал нас хорошими. А раз стал злым, а зло от диавола, то и рядом со злым человеком бес сидит.
Все что удалось найти:
Молящийся о людях обижающих поражает бесов,
а сопротивляющийся первым уязвляется вторыми.
прп.
Марк Подвижник.
И вот еще тут:
Схиигумен Савва (Оставпенко)
глава "Молитва за врагов" - "почему молитва за врагов считается самой большой милостыней для них. Вот представь себе: враги наши по зависти ли, по ревности ли, или просто по привычке,
по наущению злой силы оскорбляют нас, притесняют, ущемляют во всем, делают нам большие убытки, даже иногда наносят побои... Кому же они больше вредят? Нам или себе? Конечно, себе! Это ясно, как Божий день! Они воистину враги только для себя, а для нас они благодетели."
Встретила и такое:
О двух братьях, о Тите-попе и о Евагрии-диаконе, враждовавших между собой.