Про гордыню и тщеславие

Святая Русь
Православный христианин
Мир Вам! У меня напрашивается нескромный вопрос, для чего на Форуме предусмотрены оценки "Мне нравится/не нравится"? Если я, к примеру, составил удачный пост, который понравился некоторым участникам Форума, то неужели я должен укорять себя за это или остаться равнодушным к хорошей оценке собеседников (проявить бесстрастие)? Лично мне НРАВИТСЯ то, что мой удачный пост НРАВИТСЯ другим. Но! У меня несколько раз возникало желание похвастаться своими высказываниями перед знакомыми, однако Господь сдержал мой горделивый порыв - я так и не похвастался... А вот сейчас хвастаюсь, как мне удалось с Божьей помощью НЕ ПОХВАСТАТЬСЯ! :) Давайте честно ответим на вопрос, получаем ли мы удовлетворение от хорошо сформулированной и озвученной нами мысли? Если я скажу, что мне все равно, что подумают форумчане о моем высказывании, или скажу, что был бы рад осуждению со стороны собеседников, то это были бы откровенная ложь и лицемерие с моей стороны, хотя корректные возражения и дополнения просто необходимы. Тем не менее, я многие свои, на первый взгляд, удачные сообщения сегодня изложил бы в иной редакции, т.е. они мне уже НЕ НРАВЯТСЯ. Я стараюсь, с Божьей помощью, по достоинству оценить свои мысли и как-то улучшить формулировку, а, порой, и суть высказывания. Опять хвастаюсь и проявляю тщеславие :(. Храни Вас Господь!
Это не для хвастовства и тщеславия, а чтобы видеть своих единомышленников.

А если есть страсть тщеславия, то и без "лайков" она проявится. Даже в полной нищете и невежестве, когда казалось бы нечем гордиться. Вот что рассказал преп. паисий Святогорец: "...Иногда такой человек может гордиться даже больше тех, кому есть чем гордиться!.. Когда я жил в монастыре Сто́мион[31] в Эпире, то узнал, что в горах скитается один старый пастух. Семьи и дома у него не было, и он переходил с места на место. В конце концов его приютил у себя другой пастух, поселив в в сарае, где хранились веники для коз. Он не разрешал ему даже огонь разводить, чтобы веники не спалил. Так и жил этот старик в горах в холодном сарае. Спал он в углу на двух досках, на которые клал какие-то старые тряпки. Услышав о нём, я пошёл его навестить. Какой же он был грязнющий – настоящий трубочист!.. Я спросил одну бедную женщину из села неподалёку, сколько ей дать, чтобы она вымыла его. «Ничего, – говорит, – не надо, только мыло принеси». Ну что же, принёс я мыла, она его привела в порядок, и я навестил его ещё раз. Застал я его за обедом. Закончив есть, он молодцевато посмотрел на меня, хитро прищурился, потом важно перевернул миску вверх дном и гордо заявил: «Премудрость, брат! Что ж мы, без понятия? А то тут собаки, коты всякие бродят». Перевернуть миску вверх дном, чтобы её не облизывали собаки и кошки, он считал великим достижением. Как будто в космос слетал! Вот что такое гордыня… Жил не пойми как, а при этом гордился – не пойми чем."
 
Интересующийся
Да ладно, кто без греха.
Я на выходных, по заказу супруги, сварил каркасы и собрал две скамеечки и стол на даче, ну такой садовый комплектик мебели. Все значит сделал покрасил, деревом обшил, хорошо вышло красиво. Сфотал разослал друзьям. Гордыня? Наверно гордыня. Тут мимо бабка соседская идет, "о" говорит, "а ты это сам сделал"... я конечно поплыл, "сам", говорю сделал, она "и сварил основания сам?"... я, значит, еще сильнее расплылся, "и сварил сам", говорю. Бабка значит и говорит, "а помоги ка мне с забором, совсем развалился надо подварить". А забот старый ржавый, крепления местами поотвалилсь, и петля на калитке поломана. Ну короче минут сорок я этот забор реставрировал. Ну думаю ничего... вроде как и бабке помог и вроде как Господь меня по носу щелкнул чтоб не хвастался... в общем всем кроме пользы никакого вреда.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Бабка значит и говорит, "а помоги ка мне с забором,
Вот первая мысль на строчках
сварил каркасы и собрал две скамеечки и стол на даче...
была: так, и мне надо, мож за помощью обратиться? Да и забор нужен ))))))
 
Екатеринбург
Православный христианин
Нужно находить золотую середину: если человека совсем не хвалить, то она впадёт в уныние, что он такой никчемный человек, ничего у него не получается, поэтому похвала должна быть разумной.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Есть два человека, которые редко и очень коротко говорят мне спасибо. А где-то и вовсе молча принимается.
Особенно в части оказания мною помощи. Я безмерно благодарна за это. И Богу и этим людям. Потому что сама я свое тщеславие и самомнение обрезать не в силах. Такое чувство исцеляемости, что ли, появляется...

И вообще я поняла, почему быть благодарным тому, кто помощь от тебя принимает.

ПС. Теперь у меня несогласованное предложение ))
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Нужно находить золотую середину: если человека совсем не хвалить, то...
В педагогике существует рекомендация (да и по житейски это правильно), хвалить не человека (таким образом мы ставим себя выше него), а то, что он сделал. Например: красивое решение задачи! Хорошее сочинение! Аккуратная работа!

Начет лайков. Часто "лайкаю", чтобы не повторять то, что кто-то уже сказал до меня. Под высказыванием по делу обычно много "подписей". Это значит, что многие с этим высказыванием согласны.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
В педагогике существует рекомендация (да и по житейски это правильно), хвалить не человека (таким образом мы ставим себя выше него), а то, что он сделал. Например: красивое решение задачи! Хорошее сочинение! Аккуратная работа!
Но и с этим нужно осторожно. Недохваленность и тщеславие в тесной связке идут. Недохваленного человека и через похвалу его дел можно на крючок подцепить. Теплое отношение оно часто не нуждается в лишних словах.

Многословное восхваление - это для устойчивых, способных мимо ушей пропустить лишнее, а на нужное сказать "Слава Богу" (совет от батюшки: ругают - "Слава Богу", хвалят - "Слава Богу" :) ). Но я это уже в развитие мысли, понимаю, что о многословии Вы не говорили.

Возвращаюсь. Теплое отношение, когда человек тебе рад, молится за тебя, принимает тебя, не осуждает тебя - все это выражается полуфразой, интонацией, взглядом, жестом... Это всегда чувствуется. И рядом хорошо, спокойно и безопасно. И даже когда сделал чего не так, не циклишься. А похвалу вернее заменит искренний интерес к делу.
 
Православный христианин
Тщеславие оно постоянно возносится над другими, не сочувствует, хочет чтоб всегда быть в центре событий, т.е быть женихом на свадьбе и покойником в гробу на похоронах. По поводу лайков, если кто лайк поставит, у меня тогда есть ориентир там где я писала, потому что иначе не всегда могу найти темы. Раньше если я что нибудь говорила, то могла эту мысль ,о чём сказала, носить в голове долгое время. Носить не надо. Надо уметь переключаться на молитву, или другие полезные мысли.
Горделивый человек всегда проходит мимо слабых, немощных людей.( или есть поговорка, правда не красивая " не тронь говно - вонять не будет") Лучше не просить.
Эти грехи у меня тоже есть.
Хвалить надо только того у кого низкая самооценка, чтоб она стала нормальной. Тщеславного бесполезно хвалить, он сам себя хвалит.
 
Крещён в Православии
Благодарю всех за ответы. Четкого понимания конечно получить не удалось. Да и на что я рассчитывал? =)
Могу подвести итог и в 2-х словах про то, что я понял.
Заслуженная самопохвала - это коротенький промежуток между местом, где заканчивается уныние и начинается тщеславие. И этот промежуток настолько мал, что человек зачастую просто не способен на нем удержаться. Те кому Господь открывает, что они находятся в тщеславии стараются всеми силами переместить свое состояние ближе к самоукорению. Те же кто видит себя в унынии позволяют себе немного похвалить себя в мыслях. А так как судить о другом человеке не по кому, кроме себя невозможно (даже святые для нас - это лишь наши кривые картинки, срисованные с реальных людей) то каждый и дает совет исходя из своего состояния.

Лично я для себя понял, что все-таки улетел больше в тщеславие и надо побольше самоукоряться.
Храни Вас Господь. Хорошо, что есть люди, с кем можно обсудить такие вопросы.
 
Тюмень
Православный христианин
Можно ещё помнить, что я - как те псы, которые подбирают крохи, падающие со стола. Хотя и в этом моём пОсте - тщеславие. Потом зайду проверить лайки - и опять тщеславие.
 
Крещён в Православии
«Считай себя самым грешным и последним из всех, и будешь иметь покой». (Отв.
Сергий Радонежский и Серафим Саровский и множество других).
Еще они говорили :«Считай себя последним из всех и познаешь себя».
 
Крещён в Православии
Еще они говорили :«Считай себя последним из всех и познаешь себя».
Мир Вам! У многих форумчан растут дети и внуки. Кто из Вас когда-нибудь сказал малышу: "Будь хуже всех! Считай себя последним из всех"? Неужели мы стараемся, чтобы наши дети и внуки не совершенствовались? Но ведь стремление к лучшему всегда сопряжено с самооценкой.
Например, ребенок занимает первое место на какой-либо школьной олимпиаде. Неужели родители станут сокрушаться по этому поводу? А, может, ребенку будут внушать, что ты, мол, сегодня самый лучший и старайся быть таким, но когда вырастешь, то "должен считать себя последним из всех, чтобы познать себя"? Не понятно...
Еще раз акцентирую внимание на том, что есть понятия "гордыня" и "достоинство". Ребенок, к примеру, занял первое место на школьной олимпиаде и стал свысока смотреть на одноклассников, - мол, смотрите, какие вы недотепы, не то, что Я, призер олимпиады! Здесь, - несомненно, - тщеславие и гордыня.
В то же время, такой же призер олимпиады готов помочь одноклассникам и поделиться с ними своими знаниями. Это достойные оценка и применение своих достижений. Здесь совершенно неуместен, по-моему, призыв со стороны родителей к лицемерному ханжескому "самобичеванию". И если ребенок осознает, что его достижения - это всего лишь промежуточный этап на пути совершенствования, то такое осознание говорит о ДОСТОЙНОЙ самооценке своих сил и возможностей.
В любом случае совершенствование человека предполагает его стремление быть лучше. В то же время никак не исключается деградация, как антипод совершенствованию.
Если юноша или девушка в самом начале своего жизненного пути вдруг начнут "считать себя последними из всех", то мы лишимся достойных продолжателей наших лучших начинаний.
Если же человек в конце определенного этапа своего существования мысленно остановится и постарается оценить пройденный путь, то именно здесь должны проявиться либо достойная самооценка, либо тщеславие. Достойная самооценка побуждает личность к движению вперед, тщеславие же, как правило, тормозит совершенствование, пытается остановить человека на достигнутом, мол, смотрите, на какой недосягаемой высоте он находится.
В христианской концепции ДОСТОЙНОЕ совершенствование подразумевает движение вперед с мудростью, началом которой есть страх Божий. А тщеславие - это деградация, избыточное самомнение, тщетная попытка возвеличить свою "самость".
Если же считать себя последним, то по отношению к кому?
Есть, на мой взгляд, хорошее пожелание: "Пусть наши дети будут не хуже лучших". Честно говоря, не вижу здесь тщеславия :). Храни Вас Господь!
 
Екатеринбург
Православный христианин
Мир Вам! У многих форумчан растут дети и внуки. Кто из Вас когда-нибудь сказал малышу: "Будь хуже всех! Считай себя последним из всех"? Неужели мы стараемся, чтобы наши дети и внуки не совершенствовались? Но ведь стремление к лучшему всегда сопряжено с самооценкой.
Например, ребенок занимает первое место на какой-либо школьной олимпиаде. Неужели родители станут сокрушаться по этому поводу? А, может, ребенку будут внушать, что ты, мол, сегодня самый лучший и старайся быть таким, но когда вырастешь, то "должен считать себя последним из всех, чтобы познать себя"? Не понятно...
Еще раз акцентирую внимание на том, что есть понятия "гордыня" и "достоинство". Ребенок, к примеру, занял первое место на школьной олимпиаде и стал свысока смотреть на одноклассников, - мол, смотрите, какие вы недотепы, не то, что Я, призер олимпиады! Здесь, - несомненно, - тщеславие и гордыня.
В то же время, такой же призер олимпиады готов помочь одноклассникам и поделиться с ними своими знаниями. Это достойные оценка и применение своих достижений. Здесь совершенно неуместен, по-моему, призыв со стороны родителей к лицемерному ханжескому "самобичеванию". И если ребенок осознает, что его достижения - это всего лишь промежуточный этап на пути совершенствования, то такое осознание говорит о ДОСТОЙНОЙ самооценке своих сил и возможностей.
В любом случае совершенствование человека предполагает его стремление быть лучше. В то же время никак не исключается деградация, как антипод совершенствованию.
Если юноша или девушка в самом начале своего жизненного пути вдруг начнут "считать себя последними из всех", то мы лишимся достойных продолжателей наших лучших начинаний.
Если же человек в конце определенного этапа своего существования мысленно остановится и постарается оценить пройденный путь, то именно здесь должны проявиться либо достойная самооценка, либо тщеславие. Достойная самооценка побуждает личность к движению вперед, тщеславие же, как правило, тормозит совершенствование, пытается остановить человека на достигнутом, мол, смотрите, на какой недосягаемой высоте он находится.
В христианской концепции ДОСТОЙНОЕ совершенствование подразумевает движение вперед с мудростью, началом которой есть страх Божий. А тщеславие - это деградация, избыточное самомнение, тщетная попытка возвеличить свою "самость".
Если же считать себя последним, то по отношению к кому?
Есть, на мой взгляд, хорошее пожелание: "Пусть наши дети будут не хуже лучших". Честно говоря, не вижу здесь тщеславия :). Храни Вас Господь!
Важнее самооценки такое понятие как самопринятие.Человек должен научиться принимать себя таким, какой есть со всеми плюсами и минусами, при этом всегда стремится стать лучше.
 
Крещён в Православии
Важнее самооценки такое понятие как самопринятие.Человек должен научиться принимать себя таким, какой есть со всеми плюсами и минусами, при этом всегда стремится стать лучше.
Мир Вам! Предлагаемый Вами термин "самопринятие", по-моему, весьма неоднозначен (предлагаю открыть "Гугл" с ключевыми словами "самопринятие личности и самооценка" - там по этому поводу "беспредел" :), выберите, что Вам по душе). Без оценки любого субъекта, например, собеседника, партнера по бизнесу, нового сотрудника и т.п. мы не можем "принять" его, т.е. определить то место, которое этот субъект должен занять в наших с ним дальнейших отношениях. То же касается и каких-либо неодушевленных объектов, которые так или иначе будут влиять на наше дальнейшее существование, если мы их приобретем. Мы сначала оцениваем интересующий нас субъект/объект (далее - "объект") и лишь потом решаем, нужно или не нужно нам такое приобретение. Всегда, во-первых, мы стараемся оценить важность для нас некой объективной реальности, и, во-вторых, принимаем решение, как нам использовать интересующий нас объект. Результатом принятого решения станет факт принятия/непринятия нами данного объекта, в том числе и "самопринятие", т.е. принятие себя, как интересующего нас объекта. В философии и психологии это называется "рефлексия" (откройте "Гугл" с этим ключевым словом, там тоже "беспредел"). Аналогично мы всегда сначала оцениваем некое стечение обстоятельств, которое мы называем сложившейся ситуацией, и лишь потом принимаем решение, как эту ситуацию "разрулить".
Каждый раз, в каждое мгновение нашей земной жизни мы, в первую очередь, совершаем САМООЦЕНКУ, и лишь затем принимаем соответствующее решение, как повести себя в той или иной ситуации, либо как повести себя по отношению к какому-либо объекту. По-моему, нельзя сказать, что важнее - самооценка или самопринятие. Ведь я всегда принимаю себя таким, каков я есть в момент собственной самооценки. И лишь по результатам принятого и воплощенного решения я говорю себе: "Ай да, молодец!" либо "Какой же я болван!"
Но без самооценки не может идти речь ни о каком бы то ни было "самопринятии" и, соответственно, ни о каком-либо совершенствовании, о желании стать лучше. Именно самооценка предполагает сравнение себя с окружающими и обуславливает стремление стать, по мере возможности, "не хуже лучших" :).
Нет желания "раздувать" пост, но если у вас есть интерес, то ознакомьтесь, пожалуйста, с моим очень длинным и неоднозначным постом https://azbyka.ru/forum/threads/opyt-junga-kvantovaja-mexanika.21991/page-5#post-356966 и поделитесь своим мнением по этому поводу. Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:
Екатеринбург
Православный христианин
Мир Вам! Предлагаемый Вами термин "самопринятие", по-моему, весьма неоднозначен (предлагаю открыть "Гугл" с ключевыми словами "самопринятие личности и самооценка" - там по этому поводу "беспредел" :), выберите, что Вам по душе). Без оценки любого субъекта, например, собеседника, партнера по бизнесу, нового сотрудника и т.п. мы не можем "принять" его, т.е. определить то место, которое этот субъект должен занять в наших с ним дальнейших отношениях. То же касается и каких-либо неодушевленных объектов, которые так или иначе будут влиять на наше дальнейшее существование, если мы их приобретем. Мы сначала оцениваем интересующий нас субъект/объект (далее - "объект") и лишь потом решаем, нужно или не нужно нам такое приобретение. Всегда, во-первых, мы стараемся оценить важность для нас некой объективной реальности, и, во-вторых, принимаем решение, как нам использовать интересующий нас объект. Результатом принятого решения станет факт принятия/непринятия нами данного объекта, в том числе и "самопринятие", т.е. принятие себя, как интересующего нас объекта. В философии и психологии это называется "рефлексия" (откройте "Гугл" с этим ключевым словом, там тоже "беспредел"). Аналогично мы всегда сначала оцениваем некое стечение обстоятельств, которое мы называем сложившейся ситуацией, и лишь потом принимаем решение, как эту ситуацию "разрулить".
Каждый раз, в каждое мгновение нашей земной жизни мы, в первую очередь, совершаем САМООЦЕНКУ, и лишь затем принимаем соответствующее решение, как повести себя в той или иной ситуации, либо как повести себя по отношению к какому-либо объекту. По-моему, нельзя сказать, что важнее - самооценка или самопринятие. Ведь я всегда принимаю себя таким, каков я есть в момент собственной самооценки. И лишь по результатам принятого и воплощенного решения я говорю себе: "Ай да, молодец!" либо "Какой же я болван!"
Но без самооценки не может идти речь ни о каком бы то ни было "самопринятии" и, соответственно, ни о каком-либо совершенствовании, о желании стать лучше. Именно самооценка предполагает сравнение себя с окружающими и обуславливает стремление стать, по мере возможности, "не хуже лучших" :).
Нет желания "раздувать" пост, но если у вас есть интерес, то ознакомьтесь, пожалуйста, с моим очень длинным и неоднозначным постом https://azbyka.ru/forum/threads/opyt-junga-kvantovaja-mexanika.21991/page-5#post-356966 и поделитесь своим мнением по этому поводу. Храни Вас Господь!
Вот, очень хорошо написано про самооценку и самопринятие: https://azbyka.ru/zdorovie/dve-prichiny-nelyubvi-k-sebe-i-ix-preodolenie. Храни Вас Господь!
 
Святая Русь
Православный христианин
Мир Вам! У многих форумчан растут дети и внуки. Кто из Вас когда-нибудь сказал малышу: "Будь хуже всех! Считай себя последним из всех"? Неужели мы стараемся, чтобы наши дети и внуки не совершенствовались? Но ведь стремление к лучшему всегда сопряжено с самооценкой.
Например, ребенок занимает первое место на какой-либо школьной олимпиаде. Неужели родители станут сокрушаться по этому поводу? А, может, ребенку будут внушать, что ты, мол, сегодня самый лучший и старайся быть таким, но когда вырастешь, то "должен считать себя последним из всех, чтобы познать себя"? Не понятно...
Чтобы стало понятнее, приведу пример из спорта. Ребенок пошел в школу и идет урок физкультуры. 5-10 минут организационные вопросы, перекличка и т.п., 15 минут - разминка, потом, например, учитель показал как правильно прыгать вдлину и за 20 минут каждый ребенок прыгнул 2-3 раза. А затем в конце урока учитель говорит: "На следующем уроке будем прыгать на оценку. Поэтому домашнее задание: потренироваться и подготовиться. Вот олимпийские чемпионы, например, тренируются по 8 часов в день каждый день. А хотя бы вы выделите после уроков минут по 20-30, чтобы попрыгать, хотя бы пару дней перед зачетом."

Никто детей не учит сразу тренироваться как олимпийские чемпионы: месяц прыгать каждый день по 8 часов. Просто приводят пример, чтобы вдохновить. Так и в духовной жизни. Мудрый наставник не учит новоначальных сразу считать себя худе всех. Но говорит, например, что преподобный Антоний Великий и другие великие святые считали себя хуже всех, а вы для начала хотя бы научитесь не обижаться, когда вам сделают замечание, и не завидовать, когда в вашем присутствии хвалят другого.
Еще раз акцентирую внимание на том, что есть понятия "гордыня" и "достоинство". Ребенок, к примеру, занял первое место на школьной олимпиаде и стал свысока смотреть на одноклассников, - мол, смотрите, какие вы недотепы, не то, что Я, призер олимпиады! Здесь, - несомненно, - тщеславие и гордыня.
Свяытые отцы, в частности преп. Иоанн Лествичник, писали, что жажда похвалы и гордыня отличаются друг от друга как подросток и мужчина. Т.е. если страсть не пресечь, или хотя бы притормозить, на стадии жажды похвалы, то она обязательно вырастет в гордыню и самопревозношение.

Достоинство - это другое. Это не пресмыкаться перед сильными мира сего и богатыми, с целью получить от них что-то, а всю надежду возлагать на одного Бога и помнить, что каждый человек - образ Божий, поэтому каждого человека надо уважать. Человек с достоинством не будет превозноситься над теми, кто ниже его
(по должности, по деньгам и др. параметрам), но будет их тоже уважать, и не будет пресмыкаться перед высшими.
В любом случае совершенствование человека предполагает его стремление быть лучше.
В самосовершенствовании должен быть баланс: если ребенок совершенствуется только как будущий специалист (учится, тренирует знания и умения, расширяет эрудицию), но при этом не уважает родителей и учителей, презирает одноклассников, лжет, лицемерит, бесстыдно сквернословит, хамит, никому не помогает и делает только то, что ему хочется, то такое совершенствование достаточно уродливое явление, это как если бы человек накачал одни только бицепсы, как у культуриста, а остальные все мышцы тела оставил дряблыми и хилыми.
Если юноша или девушка в самом начале своего жизненного пути вдруг начнут "считать себя последними из всех", то мы лишимся достойных продолжателей наших лучших начинаний.
А вот и не факт. Хотя, конечно, считать себя хуже всех - это не юношеский разряд, это уровень мастера спорта или даже олимпийского чемпиона в духовном развитии. Поэтому, конечно, может покалечиться духовно, слишком рано рванув такой немалый духовный вес.
В христианской концепции ДОСТОЙНОЕ совершенствование подразумевает движение вперед с мудростью, началом которой есть страх Божий. А тщеславие - это деградация, избыточное самомнение, тщетная попытка возвеличить свою "самость".
Если же считать себя последним, то по отношению к кому?
Есть, на мой взгляд, хорошее пожелание: "Пусть наши дети будут не хуже лучших". Честно говоря, не вижу здесь тщеславия :). Храни Вас Господь!


Преп. авва Дорофей писал: Помню, однажды мы имели разговор о смирении, и один из знатных граждан города Газы, слыша наши слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил: как это может быть? И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова? Я сказал ему: "Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своём городе?" Он отвечал: "Считаю себя за великого и первого в городе". Говорю ему: "Если же ты пойдёшь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?" Он отвечал: "За последнего из тамошних вельмож". "Если же, - говорю ему опять, - ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?" "Там, - отвечал он, - буду считать себя за одного из простолюдинов". "Если же, - говорю, - пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты станешь считать себя?" И он отвечал: "Почти за нищего". Тогда я сказал ему: "Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными". Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землёю и пеплом (Быт. 18, 27); Исаия же сказал: окаянный и нечистый есмь аз (Ис. 6, 5); также и Даниил, когда был во рву со львами, Аввакуму, принёсшему ему хлеб и сказавшему: приими обед, который послал тебе Бог, отвечал: итак, вспомнил обо мне Бог (Дан. 14, 36-37). Какое смирение имело сердце его! Он находился во рву посреди львов и был невредим от них, и притом не один раз, но дважды, и после всего этого он удивился и сказал: итак, вспомнил обо мне Бог." http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/avva_dorofey/txt06.html
 
Святая Русь
Православный христианин
Но без самооценки не может идти речь ни о каком бы то ни было "самопринятии" и, соответственно, ни о каком-либо совершенствовании, о желании стать лучше. Именно самооценка предполагает сравнение себя с окружающими и обуславливает стремление стать, по мере возможности, "не хуже лучших"
Сравнивать себя с окружающими - опасный путь в духовной жизни.

Преп. Паисий Святогорец говорил: "Сравнивая себя с мирскими, христиане начинают считать себя святыми, затем расслабляются и в итоге доходят до того, что становятся хуже тех, с кем они себя сравнивали. Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. Хорошо бы совершать по отношению к каждой добродетели следующую работу: находить Святого, который этой добродетелью отличался, и со вниманием читать его житие. Тогда человек увидит, что он еще ничего не сделал, и будет продолжать свою духовную жизнь со смирением. Бегуны на стадионе не оглядываются назад, чтобы увидеть, где находятся последние. Ведь если они будут глазеть на последних, то станут последними сами. Если я стараюсь подражать тем, кто преуспевает, то моя совесть утончается. Глядя же на тех, кто плетется в хвосте, я нахожу себе оправдание, извиняю себя тем, что, в сравнении с их погрешностями, мои собственные невелики. Я успокаиваю себя помыслом, что есть кто-то и хуже меня. Так я душу в себе совесть, или, лучше сказать, заканчиваю тем, что мое сердце становится бесчувственным, словно его покрыли слоем штукатурки." https://verapravoslavnaya.ru/?Paisii_Svyatogorec_Slova_1
 
Крещён в Православии
Свяытые отцы, в частности преп. Иоанн Лествичник, писали, что жажда похвалы и гордыня отличаются друг от друга как подросток и мужчина. Т.е. если страсть не пресечь, или хотя бы притормозить, на стадии жажды похвалы, то она обязательно вырастет в гордыню и самопревозношение.
Мир Вам! Давайте рассмотрим это изречение в разных аспектах. Знаете ли Вы хоть одного ребенка или подростка, который не желал бы, чтобы его похвалили? Другое дело, когда речь идет о маниакальной жажде похвалы, тогда, несомненно, надо принимать меры, обращаться к психиатрам и т.п. Но, допустим, ребенок приносит из школы хорошую оценку и ждет похвалы, может быть, и жаждет ее в хорошем смысле слова, а родители попросту игнорируют достижение своего чада, давая понять, что, мол, ни при каких обстоятельствах негоже выпячивать себя и развивать в себе какую-бы то ни было самооценку. Тут, по-моему, не за горами подростковый комплекс неполноценности. Подросток, допустим, учится ни шатко, ни валко, типичный середнячок. И вдруг он проявляет способности в каком-либо предмете. Несомненно, он хочет, чтобы его похвалили, чтобы его результат был оценен. По большому счету, бывший середнячок жаждет, чтобы его заметили. Если жажда похвалы, которая присуща подростку, перерастает в неуемную, порой, в маниакальную страсть самовосхваления - тогда налицо проявление гордыни уже взрослым человеком. Если та же подростковая жажда похвалы угасает, но остается нормальное человеческое ожидание похвалы и, соответственно, ДОСТОЙНАЯ самооценка, мы здесь, как мне кажется, вправе говорить о ДОСТОЙНОМ поведении взрослого человека в определенных ситуациях (в каких-то иных ситуациях любой из нас может вести себя непредсказуемо, даже недостойно).

Преп. авва Дорофей писал: Помню, однажды мы имели разговор о смирении, и один из знатных граждан города Газы, слыша наши слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил: как это может быть? И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова? Я сказал ему: "Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своём городе?" Он отвечал: "Считаю себя за великого и первого в городе". Говорю ему: "Если же ты пойдёшь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?" Он отвечал: "За последнего из тамошних вельмож". "Если же, - говорю ему опять, - ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?" "Там, - отвечал он, - буду считать себя за одного из простолюдинов". "Если же, - говорю, - пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты станешь считать себя?" И он отвечал: "Почти за нищего". Тогда я сказал ему: "Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными".
У меня возникает вопрос: перестает ли именитый господин во всех упомянутых случаях считать себя «за великого и первого в СВОЕМ городе»? Конечно, по сравнению со столичными вельможами и с царем этот господин считает себя ниже их по достоинству, но он, по-моему, в любом случае будет считать себя «за великого и первого в СВОЕМ городе» - ведь он надеется вернуться в СВОЙ город. Это достигнутый им уровень и он как-то оценивает свое положение - делает самооценку. Насколько такая самооценка объективна, – не нам судить, – возможно, это его ДОСТОЙНОЕ мнение о самом себе и он действительно «великий и первый в своем городе», но по сравнению с более именитыми людьми господин объективно видит разницу. Здесь видится аналогия с самооценкой относительно уровня собственной праведности.

Так же и любой из нас, находясь на определенном уровне праведности, имеет возможность сделать соответствующую самооценку в каждый момент времени либо в конце какого-то определенного отрезка своего жизненного пути. Можем ли мы ДОСТОЙНО, ОБЪЕКТИВНО, ТРЕЗВО, ВЗВЕШЕННО (как угодно) оценить тот уровень праведности, на котором находимся? Несомненно, есть эталоны праведности – Священные Писание и Предание, Жития Святых, но готовы ли мы по ДОСТОИНСТВУ давать себе ПОСТОЯННУЮ САМООЦЕНКУ? Лично я, честно говоря, частенько незаслуженно считаю себя «великим и первым в СВОЕМ городе».
Сравнивать себя с окружающими - опасный путь в духовной жизни.

Преп. Паисий Святогорец говорил: "Сравнивая себя с мирскими, христиане начинают считать себя святыми, затем расслабляются и в итоге доходят до того, что становятся хуже тех, с кем они себя сравнивали. Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. Хорошо бы совершать по отношению к каждой добродетели следующую работу: находить Святого, который этой добродетелью отличался, и со вниманием читать его житие. Тогда человек увидит, что он еще ничего не сделал, и будет продолжать свою духовную жизнь со смирением. Бегуны на стадионе не оглядываются назад, чтобы увидеть, где находятся последние. Ведь если они будут глазеть на последних, то станут последними сами. Если я стараюсь подражать тем, кто преуспевает, то моя совесть утончается. Глядя же на тех, кто плетется в хвосте, я нахожу себе оправдание, извиняю себя тем, что, в сравнении с их погрешностями, мои собственные невелики. Я успокаиваю себя помыслом, что есть кто-то и хуже меня. Так я душу в себе совесть, или, лучше сказать, заканчиваю тем, что мое сердце становится бесчувственным, словно его покрыли слоем штукатурки." https://verapravoslavnaya.ru/?Paisii_Svyatogorec_Slova_1
Это высказывание, – несомненно, эталон самооценки. Не скажу за всех, как говорят в Одессе :), но скажу за себя, – постоянно проводя сравнения с окружающими, я сплошь и рядом делаю весьма и весьма субъективные выводы, порой, далекие от объективной, достойной оценки. Лишь спустя какое-то время спохватываюсь, ну куда же меня понесло? Не единожды бывало, что поезд ушел… Но если я скажу, что вот немедленно, или в недалеком будущем буду поступать по-иному - это будет откровенная ложь.
Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:
Сверху