Пребываю в унынии больше 3 лет.

У меня проблема из-за грехов,в частности греха блуда,в том что моя душа стала холодной и бесчуственной.Так же были слуховые галюцинации(2 раза лечился в сумашедшем доме).У меня есть осознание ,что я веду неправильный образ жизни,что я глубоко заражен грехом.Но настоящей искренней нелицемерной любви к Богу и ближним я не имею,а именно наличие любви дает силы исполнять Божьи заповеди.Если уподобить человека машине ,а любовь бензину ,то могу сказать,что мои баки пусты уже более 3 лет.Я каждый день читаю православную духовную литературу смотрю душеполезные программы по интернету (телевизор стал смотреть редко и мало).Был на споведи и причастился первый раз в жизни ,но облегчения не почувствовал,а хочется именно чувствовать в себе правильные благие желания.Очень устал жить по принуждению через силу.Имею сильно развитую греховную привычку к курению табака.Крещен я в православной церкви лет в 12.Помогите советом.Спаси вас Бог.
 
Поскольку автор письма осознает корни своих проблем именно в духовной сфере, могу только посоветовать обратиться за помощью к священнику.
Ну а пока попробую выразить свой взгляд на проблему.
Самым важным, мне кажется, что вы осознаете связь своего психологического состояния с грехом. Этот тот первый шаг, с которого может начаться исцеление.
Вы пишете, что читаете духовную литературу, а значит, должны знать, что суть исповеди – это глубокое покаяние. В тоже время покаяние никак не означает одномоментный акт. Это Путь. И путь, который нам предстоит проходить всю свою жизнь. Если вашим мотивом прихода на исповедь – было получить облегчение, то я думаю, что это неверный мотив. На исповедь идем для покаяния. А облегчение – это уже результат. Ну а если его нет, то ведь в этом тоже Божий промысел. Все стало бы очень просто для нас: согрешил – покаялся. Потом снова: согрешил – покаялся.
Блудная страсть действительно опустошает человека. Ведь вся сфера интересов, все ценности, весь смысл начинают сосредотачиваться на низменном, животном. И, собственно говоря, то, что нас делает людьми – связь с духом, отсекается. Мы лишаемся благодати. А как следствие – это невыносимая тоска, уныние.
В этом случае медицинские препараты не помогают. Или помогают очень мало. Все потом возвращается. Но если человек довольно долго принимал препараты или продолжает их принимать, то тем самым он не дает возможности в себе пробуждению духа. Он как бы глушит, «купирует» свою духовность.
А еще святые отцы писали о связи блудной страсти с гордыней. Эта связь не так очевидна, но она есть. И увидеть для себя эту связь очень важно. Ведь суть нашего духовного исцеления - это исцелиться от гордыни.
Подробнее о психологических аспектах блуда вы можете прочитать в моей статье: «Современные аспекты блудной страсти. Взгляд психолога».
А также в "Очерках православной психотерапии" этой теме уделено место.
Если у вас остались какие-то вопросы, то я с удовольствием отвечу, если сумею.
Особенно, если они будут сформулированы максимально конкретно.
Приглашаю всех участников форума включиться в обсуждение.
С уважением, Легостаева Марина Вениаминовна (ОПП С-Пб)
 
Чехов
Православный христианин
Нередко мы сами начинаем понимать гибельность страстей,которые нас мучали.Потом мы стараемся избавиться от них. Как это сделать? Лучше всего это сделать открыв свое сердце на исповеди перед Господом и Спасом Иисусом Христом .Покаяться и больше не делать непотребного.А если покаяться и поступать также :это или лицемерие,или желание еще раз убедиться в мерзости своих грехов.Хорошо мы расскаялись и осознали,и больше так поступать никто не заставит.Почему так пусто на душе?Отвергнув любострастие ,просто необходимо развивать в себе благие желания делами ,молитвой,милостью.Я не знаю можете ли вы ,например ,просто бескорыстно помогать нуждающимуся.В общем ,необходимо заняться реальными делами .А перед делом желательно попросить Господа дать сил его исполнить.Если вы от чего-то лечились и вам помогло ,то это же хорошо.Только не стоит всем рассказывать.
 
Православный христианин
Только не стоит всем рассказывать.
Странно немного. Может и не стоит, а может пусть расскажет. Так бывает, что человек поделится своей бедой и легче станет, пока будет писать о себе, переосмыслит многое. Пришел на форум за советом, может больше идти не куда. Если даже и сумасшедший человек, то хоть живет далеко. Давайте выслушаем, особо нам это ничем не грозит.
Макариус не обижайся, просто конечно твоя запись в скобках про лечение в сумашедшем доме настораживает людей. Как в 28 лет можно заработать слуховые галлюцинации и два раза попасть в больницу? А если это проблема здоровья и не относится к твоей духовной жизни, то и правда зачем тогда про это упоминать?
 
Мне хочется лишь добавить, что если человек лежал в психиатрической больнице, то это совсем не означает, что он не сможет реабилитироваться и больше туда не попадать, если начнется активное воцерковление. И симптомы могут уйти и больше не возвращаться. Таких случаев достаточно.
Многие симптомы психиатрических заболеваний имеют свой корень в гордыне.
И они начинают уходить, когда начинается жизнь в Церкви, когда происходит глубокое покаяние.
 
Православный христианин
Как в 28 лет можно заработать слуховые галлюцинации и два раза попасть в больницу? А если это проблема здоровья и не относится к твоей духовной жизни, то и правда зачем тогда про это упоминать?
Сказал А говори Б.

Такие вещи бывают и у маленьких детей.
А у взрослых состоявшихся личностей (если нет физических травм головного мозга) чаще всего проблемы психики имеют корни в духовных перекосах. Это лечится (пост и молитва), но очень долго.
 
Я помню, что мне приходилось работать с клиенткой с "голосами". Она знала свой диагноз - шизофрения.
Голоса ее прошли не от препаратов, а от того, что ее духовник ей сказал, что это бесовские помыслы, с которыми она сочетается и ведет беседу. Поскольку она верующая женщина, помыслы эти были "духовного характера". Ей слышались голоса Ксении Блаженной, Матроны Москвоской, Иоанна Кронштадтского...
Видимо ее состояние было сродни прелести. Она была рада этому. И вела с ними беседы. Но спасло ее то. что она поверила своему духовнику безоговорочно.
И голоса перестали ее беспокоить. Ко мне она обращалась по другому поводу.
В больнице она больше не лежала. От лекарств отказалась.
 
Православный христианин
Читала, как один человек увлекался восточными практиками (медитациями) и довел себя до состояния, когда у него появились слуховые и визуальные галлюцинации. http://www.iriney.ru/sects/others/002.htm
Все таки это расстройство ума. Поэтому еще написала, что странно это. Извините. Бывает, что такие истории останавливают других молодых людей от греха. Еще раз извините.
 
Последнее редактирование:
Наверное, пока вот так на опыте с этим не столкнешься, то не поймешь, как это опасно жить без Бога в сердце, как опасно доверяться своей самости и гордыне.
Но опыт - самый лучший учитель.
Снова случай из опыта: мне пришлось работать с молодой женщиной, которая в свое время обращалась к цыганке. И та "заговаривала" ее болезни и болезнь ее дочери. В итоге ко мне она обратилась, когда была в жутком эмоциональном истощении. Видимо ее состояние можно описать, как описал свое состояние автор вопроса - как автомобиль с пустым бензобаком. Этот случай описан в моей статье.
Мне пришлось с ней работать более года. Естественно, я как психолог, не использую в своей практике препараты. Но она вышла из этого состояния. Все в ее жизни нормализовалось. Одним из условий, которое я поставила в нашей работе было - систематично исповедоваться и причащаться.
Знаю точно, что если бы она избегала Церкви, результат нашей работы был бы невелик.
 
Вот статья, где описаны случаи работы с невротическими расстройствами, если вы об этом спрашиваете: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/psihologiya/ocherki_pravoslavnoi_psihoterapii-all.shtml
Но там достаточно много и теоретического материала, где я пытаюсь обосновать особенности работы православного психолога и в чем собственно это отличие от других психотерапевтических направлений. А случаи приводятся в качестве примера. Опыт работы клиническим психологом в психиатрической больнице меня заставил о многом задуматься и начать искать корни заболеваний в духовной сфере человека. Причем, все это важно было "увязать" с христианским мировоззрением.
 
Действительно, очень важно доносить детям, что христианские заповеди - это не какой-то внешний императив, которому необходимо следовать из страха наказания. Это Законы, нарушая которые, мы лишаем себя отношений с Богом, остаемся во мраке и пустоте. И выбираться из состояния богооставленности приходится долго, а иногда на это уходит вся жизнь. Понятно, что детям хочется экспериментировать со своей жизнью и тут уж ничего не поделать. Грех притягивает. Добродетель кажется такой скучной и пресной...
Может быть вам было бы интересно прочитать и статью "Психологические аспекты ветхозаветного и евангельского стремления к добродетелям".
http://oppspb.orthodoxy.ru/Seminar/sem20121023_1.htm
 
Просто страшно читать, ужасно страшно:mad: Сделал один вывод, Церковь только добра желает своему ближнему, но дает и право выбора, ведь человек свободный в выборе, человек-творческое творение.
 
Православный христианин
Марина, спасибо большое за ответы и ссылки. Работая с коллегами психологами ( не православными, про связь психологии с православием только здесь узнала) столкнулась с тем, что направляя к ним на консультацию детей или что чаще родителей, бывает, что возникает зависимость у родителя (чаще мамы) к психологу. Иногда эта зависимость настолько сильная, что психолог уже сам приходит ко мне за помощью:), тоже эмоционально выматывается. В процессе размышлений приходит мысль, что такой психолог вынужден брать на себя еще и функции Батюшки (исповедывает). После этого у мамы наступает облегчение, а потом может все снова возвращаться на круги своя. Возможно эти ваши исследования помогут нам в нашей деятельности. Спасибо.
 
Отвечаю Олежке: не должно быть страшно. И именно потому, что мы христиание. И как бы мы далеко не забрались по пути, ведущем в направлении от Бога, у нас всегда есть возможность вернуться. Нам дарована эта возможность через покаяние. И это большая радость!
 
Я согласна с тем, что психолог может эмоционально выгорать на работе. Я лично пережила такой опыт, когда еще была не воцерковлена, а мне приходилось работать с очень тяжелыми случаями - с зависимостями, с депрессиями, с последствиями насилия. И вот в какой-то момент я ощутила, что не хочу работать, не хочу видеть своих клиентов. Мне этот груз тогда было не понести. Но ведь это тоже надо было пережить. И это был один из моментов, развернувший меня к Церкви, к ее таинствам.
Сейчас тоже бывают очень сложные случаи. Но я ставлю условие клиентам - систематично исповедоваться и причащаться. И такая работа дает совсем другие результаты.
А то, что некоторые клиенты впадают в зависимость от психолога - это факт. Эту зависимость можно заменить на зависимость от Бога. Других вариантов нет. Светские психологи этого не понимают и не знают как это сделать.
 
Отвечаю Олежке: не должно быть страшно. И именно потому, что мы христиание. И как бы мы далеко не забрались по пути от Бога, у нас всегда есть возможность вернуться. Нам дана эта возможность через покаяние. И это большая радость!

Да, это верно! :)
 
Здравствуйте.
Согласна с Мариной Легостаевой. Проблема Макариуса, в первую очередь - духовная, а корень ее – гордыня. По всей вероятности ( не утверждаю, но высказываю личное мнение), на первых этапах воцерковления, когда человеку приходится сталкиваться с большим количеством искушений, когда не хватает знаний о правилах духовной брани, возникает мысль о своей исключительности, что вот сейчас, незамедлительно, я то избавлюсь от всех своих страстей и грехов. Однако, мгновенного результата человек не получает, и видя свою слабость, свою немощь, человек впадает в уныние, депрессивные состояния. «Как так, я хочу, а у меня не получается!» Большой ошибкой будет сравнивать себя с механизмом. Человеческая Личность – имеет несравнимо более сложное и тонкое устройство - творение Рук Божьих. Нельзя, по Вашим словам «наполнить баки духовностью» и направиться в путь по ровным, гладким рельсам, без резких поворотов и падений. Машина – предмет бездуховный, Благодати Божьей не имеющий.
Мы все повреждены грехом и не грешить мы, увы, не способны. Блаженны (имеющие покой и мир душевный) с лишь люди, осознающие свою нищету душевную. Те христиане, что понимают, что грешат, что идут против воли Отца небесного, осознают свою неспособность справится даже с маленькой страстишкой, плачут о своих грехах, каются в них и просят у Господа прощения и поддержки, помощи в борьбе с грехами. Уповая только лишь на свои силы, мы ничего с собой сделать не можем! Господь же, видя произволение человека, его стремление оставить греховные страсти, его кающееся сердце, постепенно, возможно, не так скоро, но, по мере силы покаяния и сокрушения сердца, своей Благодатью уврачует греховные раны.
Любовь к Богу и ближним, если это не даруется от Господа человеку, как Дар, приобретается понуждением, поначалу, даже приневоливанием себя к труду ради ближних, прежде всего, труду бескорыстному и самозабвенному.
Трудом врачуются многие греховные страсти, когда человек работает в поте лица, молится и уповает на Силу и поддержку Всевышнего, у него нет сил и времени на грех, медленно, но верно, он будет оставлять человека.
Не берусь давать советы, но очень многим православным христианам в борьбе с греховными пристрастьями, помогло продолжительное трудничество в монастырях. Этот эффективный метод помогает и в приобретении навыка правильной духовной жизни.
Хотелось выделить еще один аспект письма Макариуса. Необходимо внимательнее относиться к подбору духовной литературы. Читать новоначальному книги, предназначенные для монахов, не только не полезно, но и крайне опасно! Перепрыгивание с первых ступеней духовной жизни на сто двадцать первую чревато болезненными, и даже смертельными ( духовном плане) падениями. Обязательно обращайтесь к священникам с просьбой порекомендовать полезное, именно для Вас, чтение.
С уважением, Ольга Лебедева (ОПП СПб)
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху