не совсем так...с каждого будет спрошено по мере того, что сам Господь даровал человеку, сумел ли человек воспользоваться своими талантами или зарыл в землю.
Незнание не освобождает от ответсвенности, но смягчает наказание.
Есть еще такая поговорка: у желания - тысячи возможностей, а у нежелания - тысячи причин. Поэтому чисто факт незнания не освобождает от наказания, так как возникает вопрос: а почему человек не знал, почему не поинтересовался?
По слову Макария Великого:
Праведен Бог и правы суды Его, и нет у Него лицеприятия, но по мере благодеяний и телесных и духовных, или ведения, или разумения, или рассудительности (каковые Бог различно вложил в человеческую природу) судя каждого, взыщет плодов добродетели, и в достойной мере воздаст каждому по делам его.
И сильнии сильне истязани будут, а малый достоин есть милости (Прем. 6, 6).
И Господь говорит: Раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много. Неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало. Всякому же, ему же дано будет много, много взыщется от него, и ему же предаша множайше, множайше просят от него (Лук. 12, 47. 48)....Посему, в день суда безответен пред Богом всякий человек, потому что
от каждого, слышал ли он, или никогда не слыхал слова Божия,
потребуются плоды веры и любви и всякой соразмерной ему добродетели, как воздаяние от произволения и воли.