Почему в Евангелие и в высказываниях св. отцов Христос представлен мстителем (2Фесс.1) и губителем душ грешников, осужденных Им в геенну (Матф.10:28)?

Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, отец Герман!
Не понимаю, почему в Евангелие (Матф.10:28) сказано, что Христос Сын Божий наказывает осужденных грешников погибелью души и тела в геенне? – «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Разве Христос губит какую-либо душу или способствует ли ее погибели? Разве Бог приводит душу в состояние духовной смерти? Христос душу спасает от погибели и нет у Него такой цели убить душу грешника и нет такого действия, которым Он погубил бы душу.

Губит душу, насколько я понимаю, дьявол, а не Бог. Дьявол убивает душу через соблазнение в грех, а затем по убиении удерживает её в своей власти. Христос же в последний день извергнет дьявола и бесов в геенну (Откр.20:12-15), а вместе с ними и погубленных ими грешников, находящихся во власти дьявола. Поэтому у евангелиста Луки (в отличие от Матфея) не сказано, что Христос погубит души грешников – «…бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам,Того бойтесь» (Лук.12:4,5). Здесь, как я думаю, речь не о том, что Христос погубит души грешников в геенне, а о том, что грешников, уже находящихся в духовной смерти души, Христос изолирует от Царства Небесного в геенне и, благодаря этому они лишатся возможности творить зло в Царстве Небесном и лишатся блаженной жизни, что и составит, по-видимому, сущность их вечных мучений.

Но, несмотря на очевидность того, что Бог не губит души грешников, в толкованиях святых отцов на (Матф.10:28) говорится, что Бог на Суде Своем казнит и погубит души и тела осужденных грешников, оставит их, то есть лишит жизненной энергии Своей любви.
– Прав. Иоанн Кронштадтский: – «Надо бояться Того, Который за бедность нашу добрыми делами и за злобы наши может погубить в геенне и душу и тело». (Дневник. Том I. 1856).
– Блаж. Августин: – «Почему же умирает душа? Потому что ее оставляет ее жизнь – Бог». И опять недоумение – разве Бог оставляет грешников без своей любви? Нет. Это грешник отказывается от Бога и исполнения воли Его в угоду воли своей.
– Блаж. Феофилакт Болгарский: – «Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело) (https://bible.optina.ru/new:mf:10:28).

1. В Писании также говорится о мести Господа на грешников, которые будут осуждены Им в геенну – «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Евр.10:24-30).
– «Будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его…» (2Фесс.1:3-10).
Толкуя слова о мщении Бога (Рим.12:19), блаж. Феофилакт Болгарский пишет: – «Если же предоставим отмщение Богу, то, несомненно, дадим место гневу Его в том самом, что обидчик сам собрал для себя собственными поступками. И на суде Божием он будет наказан за них гораздо сильнее, чем могли бы наказать его мы».

Однако я не желаю, чтобы оскорбляющим меня Христос на Последнем Суде Своем воздал скорбью, а тем более, скорбью более сильной, чем испытал я от них. Желаю, чтобы Он на Суде Своем воздал укорененным во зле грешникам не местью, а тем, что по их делам богопротивным не пустил их в Царствие Небесное, как и сказано: – «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:31-46).
Пусть они живут вне Царствия Небесного в геенне как хотят.Свт. Иоанн Златоуст «В каком месте будет геенна? По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопи бывают в местах отдаленных, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной» (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/1). И там они, отказавшиеся от исполнения заповедей Бога и укоренившиеся во зле и в противоборстве Богу, будут жить в своей злобе и ненависти. Но никакого вреда уже не смогут причинить святым, имеющим в сердце Христа и живущим в блаженстве вместе с Ним в Царстве Небесном.
Зачем Христу губить, казнить или мстить осужденным грешникам вечными муками, если достаточно всего лишь изолировать их от Царства Небесного? Ведь именно пожизненным заключением от общества человек наказывает по суду закоренелого убийцу, которого уже не вразумить никакими наказаниями. И при этом человек заботится о приговоренном убийце, приходит к нему, кормит и поддерживает его жизнь в тюрьме.

Итак, как я уверен, Христос не станет на Суде мстить осужденным грешникам за оскорбление святых и за Свои страдания на Кресте. И не будет Он губить их души и тела, но воздаст по делам их тем, что не пустит их в Царство Небесное, так как дела их богопротивны и не соответствуют тому, чтобы совершать их в Царстве Небесном.

2. Мучения же отвергнутых грешников будут обусловлены не гневов Его, а светом и любовью Божией. Бог Своим светом и любовью присутствует во всем Своем Творении (в Царстве по сотворению). И даже в геенне Бог никого не оставит без жизненной силы любви Своей.
Но греховная чернота грешника, поглощая свет Божий, препятствует проникновению благодатной энергии в душу его. Энергия любви Божией, призывающая к покаянию, пытается уничтожить грех, сжечь его. Поглощение энергии света любви Божией чернотой греха воспринимается грешником как действие обжигающего огня и гнева Божьего.
И когда мы просим «Боже, не остави меня и Духа Твоего Святаго не отыми от меня», то призываем всегда присутствующую рядом любовь Божию очистить нас в покаянии от грехов, причиняющих мучение. Просим Бога нам помочь очиститься от грехов, которые препятствуют прохождению Божией благодати к грешной душе.
Пока грешник не укоренен в грехах, свет и благодать присутствует в нем в некоторой степени и в совокупности с обжигающим огнем греха, воспринимаемым грешником как страдания, подвигают его к покаянию. При покаянии грех сгорает, освобождая путь свету. И тогда свет Божий, не встречая препятствия в виде сгоревшего греха, в бÒльшей степени присутствует в душе покаявшегося грешника.

Но когда грешник настолько укоренен в грехах, что становится не способным к покаянию, то грехи его не уничтожаются и горят неугасимым пламенем, а в душе его совсем отсутствует свет Божий и благодатное действие его. (Это подобно тому, как отсутствует свет внутри абсолютно черного тела. Например, графит только нагревается под действием света, но свет внутрь его не проникает). Вследствие укоренения в грехах такие грешники не могут быть допущены в Царство Небесное и поэтому они будут извергнуты в геенну, где лава любви Божией, нисходящей на отверженных грешников, будет восприниматься ими как огненная лава гнева Божия и мщения Его, а изоляция их в геенне будет восприниматься как оставление их Богом.

Каков огонь вечных мучений воскресших грешников пишет свт. Иоанн Златоуст: – «Ведь мрак и темнота не допустят нас распознать своих ближних, и каждый будет считать, что он один это терпит, потому что хотя это и так называемый огонь, но он сумрачен и не имеющий света. В особенности же для нас страшно и ужасно, что он сильно жжет и не угасает, а света не имеет. Если же мрак только сам по себе так угнетает и смущает наши души, то что же будет, когда к мраку присоединятся такие страдания и жжения? Не думай, в самом деле, что если геенна называется огнем, то она похожа на обыкновенный огонь, - этот последний, что захватит, сожжет и перестанет, а тот однажды захваченное постоянно жжет и никогда не перестает. Потому-то он и зовется неугасаемым: ему желательно облекать грешников нетлением, но не ради их чести, но для того, чтобы иметь постоянный источник этого мучения» (Свт. Иоанн Златоуст. Том 12. О будущем суде. Слово 25.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/vyborki/25#sel=8:307,8:441).
– Блаж. Иероним Стридонский (https://bible.optina.ru/new:mf:08:12), объясняя слова Евангелие «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.8:12), пишет: – «Сынами царства Он называет иудеев, среди которых царствовал Бог. Выброшены будут в тьму внешнюю. Тьма всегда бывает внутренняя, а не внешняя. Но так как изгоняемый от Господа вон, как бы за ворота, за дверь, утрачивает свет, то поэтому тьма названа внешней.
Так как плач есть свойство, присущее глазам, а скрежет зубов указывает на кости, то [следует, что] истинно будет воскресение тел и тех же самых членов
».
– Блаж. Иероним Стридонский на толкование «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» пишет: – «А может быть, [Он хочет сказать], что она будет наказана и почувствует мучения в то время, когда снова соединится с прежним телом, так что будет и наказана с тем, с которым и согрешила.
– Блаж. Августин: – «Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог... Эта смерть тягостнее и ужаснее всех зол, ибо она состоит не в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения".

3. Кстати, из этих высказываний можно подумать, что Бог, воскресит уже погубленные в телесной смерти тела грешников якобы для усиления их вечных мучений – чтобы грешники мучились не только душой, но и воскресшим телом, чтобы душа, соединившись с телом, испытала весь ужас вечных мук.
На самом деле, как я убежден, Бог воскресит всех грешников не для усиления мучений их, а для того, чтобы перед Судом использовать последнюю возможность спасения их через покаяние на Суде. Воскресение грешников необходимо для того, чтобы спасти тех грешников, которые, воспринимая в аду душой молитвы близких (и Церкви) о их упокоении и имея чистое сердце и добрую совесть, способны будут покаяться. И если грешники в земной жизни по различным причинам не познали православную веру, то через молитвы о упокоении их они смогут познать христианскую любовь ближних, жертвенную любовь Христа и благую весть о спасении христиан. К тому же, и Сам Христос в своей проповеди перед Судом Своим может призвать к уверованию и покаянию всех, кому в земной жизни не дано было утвердиться в вере и покаяться во всей полноте. Воскресение есть итог того, что человек достиг не только в земной жизни, но и в жизни души после телесной смерти. Итак, я думаю, что воскресение грешников это такая безграничная милость к грешникам, которая дает всем им возможность покаяться на Суде Христовом, хотя и не все этой возможностью воспользуются.
Некоторые скажут, что когда грешники увидят Христа во Славе Своей, то все покаются. Нет, не все. Дьявол и бесы, быв прежде ангелами, видели Бога, знали Его любовь и дары Его, но гордость, зависть и ненависть так утвердились в их деятельности, что они теперь не могут покаяться.

О возможности посмертного покаяния пишут некоторые святые отцы, например, в толкованиях (https://bible.optina.ru/new:mf:12:31) на слова Христа: - «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф.12:31,32).
– Свт. Афанасий Великий: – «Поскольку память наша не в состоянии упомнить все прегрешения целой жизни, чтобы человеку покаяться в них здесь; то человеколюбивый Господь наш для непокаявшихся, как говорят они, предуготовил два способа покаяния в будущем веке. Когда делал кто добро без различия, или подвигнутый милосердием и состраданием к ближнему, или по другим каким человеколюбивым побуждениям; тогда в будущем веке, во время суда, будет это взвешено…».
– Прп. Максим Исповедник: – «Некоторые из тех, которые духом восприняли об этом точное знание, говорят следующее: существуют четыре способа, посредством которых происходит прощение грехов – два способа здесь и два в веке грядущем. Поскольку памяти не хватит, чтобы человек помнил прегрешения за время всей [жизни] и мог бы в них покаяться здесь, то Владыка естества, будучи человеколюбивым, устроил способы покаяния, даже если мы не каемся. В веке грядущем, как было сказано, их два: если кто-либо в этой жизни безотчетно грешил и столь же безотчетно делал добро, побужденный либо к жалости или состраданию к ближнему, либо к чему-то иному, сопряженному с человеколюбием, – тогда в веке грядущем эти его дела взвешиваются в момент Суда, что и принимается в расчет, и даруется прощение. Вот первый способ, а второй таков: если кто-то погряз во грехах, но, слыша слова Господа Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1) страшится и никого не осуждает, то в час испытания его дел он — как блюститель заповеди – осуждаться не будет, ибо Правдивейший о Своей заповеди не забывает».

При этом остаются справедливыми слова о том, что «в аду покаяния нет» и «после смерти покаяния нет», подразумевая здесь под смертью не временную телесную смерть, а смерть окончательную и вечную в геенне, но не в аду.
Действительно, в аду покаяния нет. Но Христос Своей Крестной Смертью победил и ад и смерть! Благодаря этому стало возможным Христу изъять души людей из ада (Откр.20:12-14) и соединить их с телом, воскресить людей в будущем веке при Втором Пришествии Его. Воскресшие грешники получат возможность покаяния на Последнем Суде Христа, как находящиеся вне ада и как пребывающие вновь (после телесной смерти) цельными личностями в соединении души и тела.

4. Итак, Бог на Суде Своем не погубит, не отомстит, но накажет грешников, ставших по укоренению в грехах неспособными к покаянию, изоляцией их в геенне, отделенной от Царства Небесного и мира святых великой пропастью, такой, что не будет никакого общения между грешниками и святыми. Эта изоляция лишит их не только блаженной жизни в Царстве Небесном, но и возможности вредить святым и противодействовать Богу.

Вопрос к Вам, отец Герман: – Почему же большинство святых отцов в своих высказываниях и толкованиях на Евангелие о Суде Божием представляют Иисуса Христа мстителем, мучителем (2Фесс.1:3-10) и губителем душ грешников (Матф.10:28), забывая о том, что Бог это любовь, которая животворит, но ни в коем случае не губит души для вечной блаженной жизни с Богом?

***
P.S. Действие света Божьего и распространение любви Божией в Творении Его можно сравнить с распространением гармоник лазерного излучения в лазерном усилителе. Лазерное излучение, распространяясь в активной лазерной среде, например, в стекле, в котором посредством накачки энергией создаются центры с высокой запасенной энергией, активизирует эти центры и при отдаче запасенной в них энергии возникает индуцированное излучение, согласованное с падающим на них лазерном излучением. Таким образом происходит усиление падающего на усилитель света.
Но, если в стекле имеются загрязнения, то свет поглощается ими и выходит из усилителя ослабленным, а сам усилитель перегревается.

Подобно этому можно представить, что свет любви Божией, взаимодействуя со святым, который затрачивает труды, чтобы согласовать свою волю с волей Божией, усиливается в нем согласовано с волей Божией и, приумножаясь, распространяется далее по всему Царствию Небесному. Святой человек становится источником любви, а свет, исходящий от него, приобретает индивидуальность, характерную для его личности, порождая многообразие проявления любви и развития жизни в Царстве Небесном.
А в том, кто грешит и окажется в геенне по укоренению во зле, ненависти, клевете, лжи, предательстве, жестокости сердца и подобное, свет Божией любви, наталкиваясь на черноту несгораемых грехов, будет только поглощаться и вызывать мучения от тьмы, одиночества и неугасимого огня любви Божией, опаляющего их грехи.
 
Последнее редактирование:

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Цитата из Матф. 10:28 явно понята неправильно. "Убивающий душу" - дьявол. То, что редакторы синодального перевода поставили здесь заглавные буквы (что дает возможность понимания Бога, как действующего "губителя") останется на их совести. Господь не губит никого, своими действиями человек отталкивает благодать, что объективно приводит к смерти. Этот вопрос относится к хрестоматийному разделению активного "действия" Бога и пассивного "попущения", о чем написано весьма много в богословских книгах.

Что же касается 2 Фесс. 2:3-10. Там тоже надо различать "действие" и "попущение". Что достаточно четко чувствовали отцы (пытаясь передать различными средствами языка - чередование пассивного и активного залога и пр.), однако не совсем адекватно передавались переводчиками.
Относительно же отношения Христа к дьволу ("убьет духом уст Своих), то тут действительно указано на активное действие. Понимать можно и метафорически и буквально. Отцы тут склонялись к буквальному пониманию, что их вовсе не смущало. Ведь они были людьми эпохи, прошедшей задолго до всякого гуманизма и прочих более-менее современных интерпретаций. Сатана представлялся им открытым врагов, которого можно и должно уничтожать любыми приемлемыми способами. Словом "на войне все средства хороши. Поскольку же война против тьмы справедлива и правильна, то и вопроса гуманизма у них не возникало.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Спасибо за ответ, отец Герман.
В Библии, которой я пользуюсь, у евангелиста Луки (Лук.12:4,5) слова «того, кто» написаны с маленькой буквы, а у евангелиста Матфея (Матф.10:28) – с большой буквы. Но, судя по толкованиям этих слов некоторыми святыми отцами, речь идет о Боге, а не о дьяволе, потому что мы должны более бояться Бога, а не людей и дьявола. То есть слова "Того, Кто" следует все-таки писать с большой буквы.
Например, Евфимий Зигабен: – «Не убойтеся от убивающих тело, т.е. не бойтесь тех, которые убивают тело, и не оставляйте ради этого проповеди, но бойтесь Того, Который послал вас на это служение, и делайте то, что Он повелел вам. Те хотя и убьют тело, но не одолеют души, а этот и душу и тело может погубить в геенне, т.е. наказать. Итак, страх отражайте страхом, страх пред людьми – страхом пред Богом, меньший – большим».

Кроме того, о том, что Судия может погубить, сказано у Иакова – «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить…»? (Иак.4:12).
По-видимому, слова о погибели души Богом можно рассматривать так, как Вы предлагаете в своем ответе, а именно, попущением Божием к погибели дьяволом душ тех грешников, которые отдают душу свою в его власть.
 
Последнее редактирование:

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это уже в большей степени вопрос точки зрения. В конце концов без Бога ничего быть не может. Выбор делаем мы, мы же и несем последствия этого выбора, а Бог принимает наш выбор "желая всем спастись и в разум истины придти".
 
Сверху