«
И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь»
(Мар.3:31-35)
«Указав рукой на Своих учеников, Он сказал, что Ему никто не родственник, если не исполняет волю Его Отца. В это число Он кротко включил и саму Марию, хотя она и исполняла волю Отца. Так лучший и божественный Учитель, когда назвали Ему имя Его матери как нечто очень личное, принизил важность имени земного в сравнении с родством небесным и показал это небесное родство Своим ученикам. А потому Дева Мария заново обрела родство со всеми святыми...»
[1].
Словами: «
ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь», Христос призывает нас, в исполнении воли Бога, стать подобными Деве Марии. Уподобиться Его истинным братьям, - святым апостолам; и уподобиться Его истинным сестрам, - женам мироносицам, и оказаться членом семьи Христа Иисуса, имя которой (иврит.
шем мишпаха – «имя семьи»), - Церковь Божия, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины»
(1Тим.3:15).
«Разве не исполнила волю Отца Дева Мария, которая положилась на веру и в вере зачала, была избрана, чтобы нам от Нее родилось спасение среди людей, сотворена Христом прежде, чем Христос творится в Ней (т. е. в ее чреве –
О.С.)? Исполнила, поистине исполнила волю Отца Святая Мария: и потому для Марии важнее и блаженнее было быть ученицей Христа, чем Матерью Христа. Потому Мария была блаженна, что, прежде чем повиновалась (т. е. Учению Христа – О.С.), носила в утробе Учителя»
[2].
«Тот, кто приходит к вере, может быть братом Господним; но спрашивается, каким образом он может быть Его матерью? Нам следует знать, что братом и сестрою Христа он становится по вере, а матерью - через проповедь. Ибо проповедующий словно бы рождает Господа, Которого внедряет в сердце слушающего, а Его матерью становится тогда, когда через его проповедь в сердце ближнего рождается любовь ко Господу»
[3].
[1] Августин Иппонский,
Послания.
[2] Августин Иппонский,
Проповеди.
[3] Григорий Великий,
Сорок гомилий на Евангелия.