образ любви Данте к Беатриче

Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий.
Помогите пожалуйста разобраться в таком вопросе:
Если принять за условную реальность историю любви Данте к Беатриче, прав ли окажется Данте, отказываясь от обычной любви (женщина,которая за ним ухаживала в 4 части "Новой жизни") во имя любви, которую он считал истиной?
 
...Если принять за условную реальность историю любви Данте к Беатриче, прав ли окажется Данте, отказываясь от обычной любви (женщина,которая за ним ухаживала в 4 части "Новой жизни") во имя любви, которую он считал истиной?
Данте сам ответил в "Божественной комедии", когда он вновь возращается к своей умершей Беатриче, и та показывает ему Путь к духовному восхождению.

Вся жизнь и творчество Данте отражает противоречивость эпохи раннего Возрождения, синтезируя в себе как аскетическую христианскую мораль, так гедонистическое стремление к жажде жизни и светским знаниям. Любовь к Беатриче для Данте - это религиозная любовь к миру ангелов, высший идеал платонической, духовной любви: "Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного. Кто может вместить, да вместит". (Мф. 19, 12). Данте хочет вместить - и не может... И душа его разделяется надвое между Верой и Разумом. И тогда звучит язык юношеской страсти, обычной чувственной любви... Но все же в итоге ("Божественная комедия") достигается желанный синтез: с помощью разума (Вергилия) Данте достиг веры, с помощью Веры (Беатриче) достиг Божества.

У Мережковского есть интересная книга о Данте, где поэт сравнивается со своим более поздним духовным близнецом - Дмитрием Карамазовым...
 
Православный христианин
Спасибо, отец Сергий.
Я работала над темой образа Беатриче, читала при этом и Мережковского, и другие труды о Данте.
Меня также волновал вопрос обожествления Беатриче. Если учитывать, что Данте писал художественное произведение, образ бесспорно удался.
Но вот если нечто подобное случается в жизни с реальными людьми, что я не раз наблюдала, итог несколько отличается...
Поэтому, если можно, уточню свой вопрос. С точки зрения Православия разве имеет право человек свою любовь к человеку уподоблять любви к Богу, отказывая всему мирскому, в том числе и мирской любви, не ради Бога, но ради человека?
 
... если нечто подобное случается в жизни с реальными людьми, итог несколько отличается...
... С точки зрения Православия разве имеет право человек свою любовь к человеку уподоблять любви к Богу, отказывая всему мирскому, в том числе и мирской любви, не ради Бога, но ради человека?

А Вы никогда не задумывались, почему в библейский канон включена "Песнь Песней", балансирующая на грани эротики? Перечитайте - и не найдете там ничего подобного, типа пушкинского: "Лобзай меня, твои лобзанья, Мне слаще мирра и вина...".

Настоящая любовь всегда жертвенна, она даже в безответном виде не причиняет мук, потому что она «не эгоистична, не стремится обладать, долготерпит, милосердствует, не раздражается, не ищет своего … все переносит» (1 Кор.13, 4-7) и потому может существовать и на расстоянии, и в безвременьи, и даже в полной безвестности. От такой любви всегда исходит светлая радость, пускай иногда с ароматом печали и грусти, как в других прекрасных строчках : Я вас любил, Так искренно, так нежно, Как, дай вам Бог, Любимой быть другим...

А мы сегодня забываем, что евангельские заповеди любви к человеку и любви к Богу связаны неразрывно – одно без другого фальшиво и лицемерно. Плотская любовь, при всей ее силе и значительности в человеческой жизни, есть лишь зачаточная и преходящая составляющая истинной Любви. Мы это эгоистически игнорируем, требуя от ближнего, чтобы любили именно нас - отсюда и плачевный "итог", о котором Вы пишете....

Семя обычной человеческой любви дает опыт и начало Любви Божией - большой, светлой и духовной. А для этого надо любить, не думая о том, любят ли Вас, и даже не требуя, чтобы Вас любили. Отдавать свою любовь, не прося за нее воздаяния! Данте своим поэтическим гением это тонко чувствовал, понимая, что чувство, ставшее плотской страстью это уже и болезнь, и беда. Страсть терзает сердце человека, лишая душу покоя, отнимая мир у души, расстраивая его отношения с близкими и Богом.
 
Православный христианин
А Вы никогда не задумывались, почему в библейский канон включена "Песнь Песней", балансирующая на грани эротики? Перечитайте - и не найдете там ничего подобного, типа пушкинского: "Лобзай меня, твои лобзанья, Мне слаще мирра и вина...".

Настоящая любовь всегда жертвенна, она даже в безответном виде не причиняет мук, потому что она «не эгоистична, не стремится обладать, долготерпит, милосердствует, не раздражается, не ищет своего … все переносит» (1 Кор.13, 4-7) и потому может существовать и на расстоянии, и в безвременьи, и даже в полной безвестности. От такой любви всегда исходит светлая радость, пускай иногда с ароматом печали и грусти, как в других прекрасных строчках : Я вас любил, Так искренно, так нежно, Как, дай вам Бог, Любимой быть другим...

А мы сегодня забываем, что евангельские заповеди любви к человеку и любви к Богу связаны неразрывно – одно без другого фальшиво и лицемерно. Плотская любовь, при всей ее силе и значительности в человеческой жизни, есть лишь зачаточная и преходящая составляющая истинной Любви. Мы это эгоистически игнорируем, требуя от ближнего, чтобы любили именно нас - отсюда и плачевный "итог", о котором Вы пишете....

Семя обычной человеческой любви дает опыт и начало Любви Божией - большой, светлой и духовной. А для этого надо любить, не думая о том, любят ли Вас, и даже не требуя, чтобы Вас любили. Отдавать свою любовь, не прося за нее воздаяния! Данте своим поэтическим гением это тонко чувствовал, понимая, что чувство, ставшее плотской страстью это уже и болезнь, и беда. Страсть терзает сердце человека, лишая душу покоя, отнимая мир у души, расстраивая его отношения с близкими и Богом.

Отец Сергий, если любовь важна сама по себе, как считал Алигьери, значит ли это, что любовь к женщине, к ребенку, к родителям, ко всем людям вообще и к каждому ближнему в частности - ничем по сути не отличается?
Данте любил Беатриче, мать может отдаваться детям, молодая вдова остается верна
 
... любовь к женщине, к ребенку, к родителям, ко всем людям вообще и к каждому ближнему в частности - ничем по сути не отличается?
Как можно отказаться от себя ради того, кого не любишь? Вот подумайте - мы любим мужа, жену, мать, детей... И, если действительно любим, то отказываемся от многого. Для их пользы или по их прихоти мы меняем квартиры, теряем из-за них здоровье или покой, исправляем свой характер или освобождаемся от приятных нам привычек, иногда мы готовы потерять для них свою жизнь. Мы их любим, и это - естественно... Но вот перед нами образ Христа, и то же самое надо сделать для Него. Но это вне нас, вне нашего понимания - и это есть первооснова Любви.

Самозабвение, жертвенность, отречение от собственнго эгоизма - вот то общее, что содержится в конкретных проявлениях Любви.
 
Православный христианин
Как можно отказаться от себя ради того, кого не любишь? Вот подумайте - мы любим мужа, жену, мать, детей... И, если действительно любим, то отказываемся от многого. Для их пользы или по их прихоти мы меняем квартиры, теряем из-за них здоровье или покой, исправляем свой характер или освобождаемся от приятных нам привычек, иногда мы готовы потерять для них свою жизнь. Мы их любим, и это - естественно... Но вот перед нами образ Христа, и то же самое надо сделать для Него. Но это вне нас, вне нашего понимания - и это есть первооснова Любви.

Самозабвение, жертвенность, отречение от собственнго эгоизма - вот то общее, что содержится в конкретных проявлениях Любви.

Отец Сергий,об этом я тоже размышляла. Простите меня.
Мне непонятно другое. Как получается, что во имя любви к одному существу допускается оставление других, кто, возможно, любит безответно любящего.
Хорошо бы, чтобы все друг друга любили одинаково. Но в миру так не выходит.
Что же делать? Выбрать одно то, что истинно и оставить все остальное, даже если подобные расставления приоритетов кого-то ранят, лишают любви?
Была ли у Данте мама? Любила ли его та женщина-ширма, которой он прикрывал свою любовь к Беатриче, истинной любовью?
Кто знает? А если Данте (и пусть не он, но другой мирской человек с агапэ в сердце) не обратил внимания ни на чьи чувства во имя своей любви...
Так ли должно поступать христианину?
Простите.
 
Как получается, что во имя любви к одному существу допускается оставление других, кто, возможно, любит безответно любящего. Хорошо бы, чтобы все друг друга любили одинаково. Но в миру так не выходит.
Что же делать? Выбрать одно то, что истинно и оставить все остальное, даже если подобные расставления приоритетов кого-то ранят, лишают любви?

Если любовь большая и настоящая, то лишить ее человека невозможно. Любовь вообще измеряется расставанием – от времени и расстояния она только возрастает. А если взамен тихой радости и доброго благожелания любимому приходит истерика утраты дорогого предмета, осуждение с раздражением, ревность и зависть и т.п., то на самом деле была подмена любви удовольствием от обладания другим, самолюбванием как тебя любят, как я хороша, как за мной ухаживают… Данте поэтически точно выразил это свойство любви, что, впрочем не мешало ему находить утешения в мимошедших женщинах - по-видимому такое двоедушие, словно наркотик, будящий засыпающую музу, всегда было свойственно поэтам.

Но давайте простимся с идеалом Данте, повернувшись к старой земной теме "возлюбить и... помочь", смысл которой в действительности отражается в Ваших вопросах, не так ли? Чтобы избежать докучливых повторов, лучше расскажу, как проблему христианского выбора любви решил один уже немолодой священник. Задолго до рукоположения к нему в душу, как свежий ветер в широко распахнутное окно, подобно дантевской Беатриче, ворвался обольстительный образ милой, доброй и рассудительной женщины. Но любой союз с ней стал бы каноническим препятствием к священному служению, эгоистическим предательством брачных клятв и прямым нарушением седьмой заповеди. После долгих мучительных колебаний, поездок к духоносным старцам и наложенной ими ептимии был сделан единственно правильный выбор – любовь к Богу выше всех земных привязанностей. А рукоположение в священный сан - это высшее венчание, брачный союз со Святой Церковью: вот почему священникам не разрешается повторно венчаться.

И, парадоксально, что спустя многие и многие годы расставания, его любовь к земной «Беатриче» никуда не ушла, но очистившись от всего плотского, стала безгрешной и радостной, питая его светом великой милующей любви ко всем людям:

Кончается любовь, летит прозрачным пухом,
Как с дерева, цветка - щекочущий озноб.
Я дух перевожу и постепенно Духом
Спокойным становлюсь, прижав к лазури лоб.

Я знаю, что скажу, откроюсь - не сегодня,
Немного погодя, но именно, как есть:
Теперь я не с тобой, - у Алтаря Господня,
И глаз тебе моих, как раньше, не прочесть.

В них влага полных рек, иных миров скольженье,
Двух ласточек игра и Божья благодать.
Теперь мне ни к чему твое отображенье
Держать перед собой и все им заслонять.

Ты только не скорби по поводу разлуки,
Ведь у земных разлук свой привкус высоты...
От сердца отвожу ладонь, раскинув руки,
И пробую обнять весь мир, где есть и ты.
 
Сверху