О восстановлении человеческой природы Иисусом Христом.

Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!
Святые отцы, основываясь на том, что все Творение Божие, в том числе и человек, создано Богом «весьма хорошим», а человек создан чистым от всякого греха, говорят о восстановлении падшего человека в первозданное состояние.
‒ «Ибо целию пришествия Его, когда дал нам животворящие заповеди Свои, как очистительные врачевства в нашем страстном состоянии, было то, чтобы очистить душу от зла, произведенного первым преступлением и восстановить ее в первобытное ее состояние» (преподобный Исаак Сирин Ниневийский. Слова подвижнические. Слово 55. Послание к преподобному Симеону Чудотворцу, https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/55).
‒ «Единородный Сын Божий, Единосущный Богу Отцу принял на Себя человеческую природу, соединил ее в Своем Лице с Божеством и, таким образом, восстановил в Себе человечествочистое, совершенное и безгрешное, какое было в Адаме до грехопадения» Серафим (Чичагов). Слова и речи, https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chichagov/slova-i-rechi/24).
‒ «Преподобный Симеон Новый Богослов благовествует: «И если человек верою прильнет ко Христу, то Христос соединяется с ним и Своим Божеством, и Своим здоровым человеческим естеством — и через такое сочетание восстанавливает в нем первоначальное истинное здравие» (преподобный Иустин (Попович) в Собрание творений. Том 4).
‒ “… дабы не увековечилось в нас зло, по определению мудрого Проведения, сосуд на время разрушается смертью, чтобы по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и чистое от зла восстановилось к первоначальной жизни. Ибо в этом состоит Воскресение, восстановление природы нашей в первоначальное состояние. Итак, если невозможно претворение природы в лучшее состояние без Воскресения, без предварительной же смерти Воскресение не может быть; то смерть есть благо, будучи для нас началом и путем изменения к лучшему” (свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Римлянам 10. Творения. Т.9, кн.2. Спб.1903, с.595).
‒ И в учебниках по богословию также говорится о восстановлении Христом человеческой природы. «Человек пал по своей воле. Возникает закономерный вопрос: мог ли человек по своей воле спастись и таким образом восстановить свое первозданное состояние?... Православная церковь учит, что восстановление человеческой природы совершилось посредством воплощения Второго Лица Святой Троицы» (Д.В. Новиков. Христианское учение о человеке).

1. Но как можно говорить о восстановлении человека в первозданное состояние, если это состояние было неустойчиво? Адам мог уклониться как в сторону добра, так и зла (греха). В этом состоянии человек еще не был в неразрывном и обоюдном соединении с Богом, не был в единстве с Ним и поэтому имел способность уклониться от добра и согрешить. А не пребывал он в единстве с Богом потому, что еще не был привит к обоженой человеческой природе, чтобы, духовно питаясь от этой природы, взращивать плоды добра и любви. Если будет восстановлено первозданное состояние человека, то вернется и способность человека снова согрешить.
Когда говорят о восстановлении чего-либо, то имеют в виду восстановление со всеми существенными свойствами, присущими восстанавливаемому до его разрушения. Когда же восстанавливаются только отдельные свойства (чистота, безгрешность, здравие) и приобретаются новые, более совершенные свойства, а именно, пребывание души в Боге и в единстве с Ним и соответственно этому, свойство неспособности души согрешить, то говорят о преобразовании, обновлении, совершенствовании человеческой природы или прежнего состояния ее, но никак не о восстановлении.

2. Из-за этой неточности использования термина «восстановление» возникают многие недоумения. Так, например, спасение зачастую понимается только как излечение поврежденной природы человека до первоначального непорочного состояния, то есть как восстановление первоначального здравия. Но ведь из этого состояния первоначально здоровый Адам заболел и, следовательно, после такого «незавершенного спасения» человек может снова заболеть. По-моему, весь смысл спасения состоит не в том, чтобы восстановить первозданную природу человека, а в том, чтобы придать ей новое свойство, которого не было у первозданного Адама, а именно, свойство невозможности согрешить по совершенной любви к Богу, то есть свойство невозможности заболеть.

Спасение это двустороннее движение Бога и человека навстречу друг другу, как проявление взаимной любви. Сначала Бог Своим воплощением воспринимает человеческую природу со всеми ее свойствами кроме греха и вольной смертью с последующим воскресением рождает в Себе Нового Адама с обоженной человеческой природой, которая не только не имеет греха, но и приобретает новое свойство жить вечно в неразрывном единстве с Богом. Это дает возможность человеку, стремящемуся к Богу, причаститься (привиться) к обоженной таким образом человеческой природе. И затем тот, кто духовно родится в Крещении от Нового Адама, будет причащаться Плоти и Крови Христа, как духовной пищи, и стяжает Святого Духа, а вместе с Ним благодать совершенной любви, тот уже никогда не согрешит в Царстве Небесном.

О том, что не будет возвращения к первозданной природе Адама, а будет обновление ее, пишут и некоторые святые отцы, например, святитель Игнатий (Брянчанинов): ‒ «Обновляемые крещением человеки облекаются не в первоначальный, непорочный образ первозданного человека, но в образ человека небесного, Богочеловека [166]. Второй образ столько превосходнее первого, сколько Богочеловек превосходнее первого человека в его состоянии непорочности» (https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_...itelja-ignatija-brjanchaninova-tereshenko/106).

3. О преобразовании первоначальной человеческой природы пишет и апостол Павел: - «сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1Кор.15:36-49). Душевное тело, это такое соединенное с душой вещественное (материальное) тело, которое создано из земли. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7). Человек в результате спасения не восстановит то вещественное тело, которое было у Адама, но приобретет духовное тело, соединенной с его душой.
И слова «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31), прежде всего, относятся, как я думаю, к первозданному человеку, как семени, которое было весьма хорошим, чтобы дать весьма хороший плод и умереть для греха (1Кор.15:36-49).

4. Таким образом, в спасении, насколько я понимаю, нет восстановления первозданной человеческой природы Адама, а есть, минуя это прежнее первоначальное состояние, духовное рождение от Нового Адама в состоянии чистоты от греха, взаимной любви и неразрывном единстве с Богом.
Итак, вопрос. Почему святые отцы и богословы зачастую говорят о восстановлении природы человечка в первоначальное, первобытное, первозданное состояние, если они сами, как я предполагаю, понимают, что будет обновление той первоначальной природы, а не возврат к прежнему первозданному состоянию человека, в котором он мог согрешить, и в котором пребывал с вещественным телом?
Зачем вообще упоминать о восстановлении первоначального нашего состояния и этим самым затушевывать существо спасения, которое состоит не в восстановлении состояния первозданного Адама со всеми существенными его свойствами (чистый от греха, здоровый, способный согрешить и не согрешить), а в рождении от Нового Адама с обоженой природой, то есть не в том, чтобы человек просто излечился до первоначального здравия, а в том, чтобы он не смог вообще заболеть в вечности?
 
Последнее редактирование модератором:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий!

Ваш вопрос, ваше недоумение и ваши комментарии понятны.

Когда святые отцы утверждают, что спасение человека подразумевает восстановление его в первозданное состояние, здесь, как правило, речь идёт о таких сторонах состояния первозданного Адама как особая благодатная причастность Богу, непричастность греху, неиспорченность естества, нравственная чистота.

При этом, конечно, понятно, что спасение подразумевает нечто большее, в частности то, к чему Адам был ещё только призван и для чего предназначен. Замечу, что при том, что первозданный Адам превосходил спасающихся грешников невинностью, он уступал им в опытном знании того, насколько мерзостен грех.

Благодарю за вопрос и ремарки!
 
Сверху