Слово справедливость созвучно слову «правда». Когда мы говорим «правда», то подразумеваем некий божественный закон, который одинаково применим ко всем людям, независимо от происхождения, состояния или иных качеств. Отсюда, по-видимому, происходит слово «правосудие», то есть, правый, правильный суд. Обычно человек сталкивается в жизни со многими неприятностями, поэтому возникает закономерный вопрос: а справедливо ли получать ежедневные тычки, укоры, уколы; справедливо ли, когда тебя обижают, злословят? За что всё это посылается человеку? Не пора ли восстановить справедливость? Ударили – ответь, оскорбили – ответь. Так мы воздадим за свои неприятности, которые нам причинили. По поводу этого воздаяния существует даже выражение: «долг платежом красен», причём здесь имеется уже далеко не финансовый смысл. Это желание приводит к тому, что в мире умножается жестокость. Люди черствеют, отворачиваются друг от друга, забывают друзей. Теперь в ходу принцип «око за око, зуб за зуб». Это закон язычества, низводящий нас к животному состоянию, к непрекращающейся борьбе. Мы становимся волками, грызущими своих врагов (и не только врагов).
Часто звучат слова о том, что нас обидели, причём незаслуженно, оскорбили. Почему Бог допускает такое? Откуда у нас уверенность, что обида незаслуженная? Наша жизнь не такая уж непорочная и безгрешная, как нам самим порой кажется. Если же копнуть глубже, там, в тёмном чулане своей памяти? Под кучей мусора обязательно что-то найдётся, тщательно спрятанное даже от самих себя, да такое, что отрывается только с болью и слезами. Не надо говорить, что обижают незаслуженно. Если мы так говорим, значит, живём ещё не христианской жизнью, которая позволяет с критичностью посмотреть на себя и свои поступки. Говоря о своей невиновности, мы просто отвергаем возможность воздаяния и сводим всё к случайностям. За наши дела, мысли, желания мы расплачиваемся часто уже сейчас – скорбями, неудачами, болезнями. Когда мы терпим притеснения и не видим причины этому, значит, есть лишний повод для смирения.