Здравствуйте, Татьяна! Характер «видений» тех или иных являемых человеку ликов — неодинаков.
Что касается подлинных явлений добрых ангелов или душ святых, они совершаются не часто, причем всегда — в особых Божественных промыслительных целях. Как правило, такие явления преподаются людям добродетельным, праведным. Подобные события хорошо описаны в Книгах библейских пророков, в Житиях святых.
Явления духов осуществляются как тогда, когда человек пребывает в бодрственном состоянии, так и во время его сна. Примером первого рода может служить явление архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии: «
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария»
(Лк. 1:26-27). Примером второго рода — явление ангела Иосифу: «
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго»
(Мф. 1:19-20).
Относительно явлений душ усопших святых, уместно вспомнить явление Сергия Радонежского преподобному Иринарху во время осады поляками Троице-Сергиевой Лавры (в смутное время): «Сам небесный покровитель обители, великий радонежский игумен неоднократно помогал осажденным. Так, монастырскому пономарю, преподобному Иринарху Сергий явился в чудном видении, чтобы предупредить о намерении поляков совершить ночью “приступ зело тяжел” у Пивного двора, поэтому осажденные смогли хорошо подготовиться к приступу и успешно его отразить» [4, с. 278].
Случается, что подобные «встречи» происходят и с людьми, не отличающимися особой добродетелью. Скажем, при помощи явления одному крестьянину (одержимому страстью пьянства) благочестивого «старца» был открыт образ, известный нам ныне как икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (сам же крестьянин после молитвы перед означенной иконой был исцелен).
Однако доверять можно далеко не всяким явлениям духов, поскольку не все они истинны. «Явления», например, могут быть плодом искусственно созданной силой разгоряченного воображения (в том числе — болезненного) мечтательной, а не реальной картины (ср. преп.
Иоанн Лествичник: «мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет» [1, с. 58]), или результатом прямого внушения лукавых демонических сил. Вот, например, что об этом повествует
Антоний Великий: «Мы имеем у себя страшных и коварных врагов, злых демонов. Демоны всякому христианину... как скоро увидят, что он трудолюбив и преуспевает в добродетели, стараются положить на пути соблазны, внушая лукавые помыслы... И когда не могут обольстить сердце явным и нечистым сластолюбием, тогда снова нападают, стараясь уже страшить мечтательными привидениями, принимая на себя подобие женщин, зверей, пресмыкающихся, великанов, множества воинов и так далее» [цит. по: 2, с. 79]. Согласно убеждению святого, «и в таком случае не должно приходить в боязнь, потому что эти призраки сами по себе ничтожны и скоро исчезают, особливо если кто с верою в помощь Божию оградит себя крестным знамением» [цит. по: 2, с. 79].
Иногда бесовские внушения одолевают человека во время сна. Так, по наблюдению преподобного Иоанна Лествичника: «когда мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу: тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих» [1, с. 58]. Случается, что в формате подобных воздействий «бесы... преобразуются в Ангелов света и в образ мучеников, и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением» [1, с. 59]. Из опыта святых известно: «Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии» [3, с. 15]. Отсюда и вывод (преподобного Иоанна Лествичника): «кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» [1, с. 58].
Насколько небезопасны для верующего такие сновидения, видно из сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), которой, со ссылкой на преподобного
Кассиана Римлянина, пересказывает нижеследующий исторический эпизод: «Преподобный
Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг и дал ему, а, следовательно, и себе, цену, начали представлять ему сновидения, которые по злохитрости бесовской сбывались на самом деле. Когда инок утвердился в доверенности к своим сновидениям и к себе, то диавол представил ему в великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а христиан томимыми в адских муках. При этом демон — разумеется, в образе ангела или какго-то ветхозаветного праведника — дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил» [3, с. 16].
Сопровождая изложенное заключением, святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним» [3, с. 16].
Конечно же, существуют и некоторые положения общего плана, позволяющие различать явления ангелов от внушений злых духов. Тот же
Антоний Великий наставляет по данному поводу: «Явление святых Ангелов бывает невозмутительно. Являются они безмолвно и кротко; почему и в душе немедленно является радость, веселие и дерзновение... Нашествие же и видение злых духов бывает возмутительно, с шумом, гласами и воплями, подобно нашествию разбойников, от всего в душе происходят: боязнь, смятение, страх смертный... Поэтому если, увидев явившегося, приходите в страх, но страх ваш немедленно уничтожен и вместо его в душе вашей явилась неизглаголанная радость, то не теряйте упования и молитесь; а если чье явление сопровождают смятение, внешний шум, мирская пышность, то знайте, что это нашествие злых ангелов» [цит. по: 2, с. 81].
Однако отметим, способностью отличать подлинные явления добрых ангелов или святых душ от ложных видений обладают лишь
духовно опытные, облагодатствованные люди, наделенные этим даром от Бога. Поэтому, во всех подобных случаях (если таковые, вдруг, с Вами произойдут) следует обращаться к опытному духовнику.
Благодарю за вопрос! (см. также:
http://azbyka.ru/video/pravoslavnoe-uchenie-ob-angelax-i-demonax/)
1.Преподобный
Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд. Ставрос, 2004.
2.Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей. М.: Изд. Ковчег, 2008.
3.Сны. Их происхождение и роль в христианском истолковании (сборник, составитель Баранов А). М.: Изд. Образ, 2007.
4.Малков Ю. Русь святая. Очерк истории Православия в России. М.: Изд. Правило веры, 2002.